Соленые волны медленно наползали на песчаный берег и так же неторопливо откатывались обратно, унося с собой печали и заботы дня.
Песок поскрипывал на моих зубах, перекатывался на языке…лукавый морской ветерок решил доставить мне это незабываемое удовольствие.
Я наблюдала сквозь солнцезащитные очки, как на безоблачном небе солнце неуклонно движется к своей самой высокой точке дня.
Лето. Маленький приморский городок. Отпуск - самое лучшее время жизни!
В отпуск можно уехать на море на целый месяц, и валяться на берегу, ни о чем не думая, только о песке, застрявшем в волосах, хрустящем на зубах, катающемся на зудящей, покрасневшей под раскаленным южным солнцем коже.
Солнце было уже глубоко в зените, когда на внутреннем экране моих закрытых глаз задергались в стремительной тарантелле золотистые солнечные зайчики. Я потянулась за минералкой и поняла, что выпить прохладной водички мне не удастся. Моя «Боржоми», так опрометчиво мною забытая, преспокойненько валялась на кровати в прохладном номере и, скорее всего, втайне посмеивалась надо мной.
Я резко поднялась, отчего словила мушки перед глазами, сгребла пляжные принадлежности и медленно побрела к своему отелю.
Мимо мелькали озабоченные мамочки с хныкающими детьми, уставшие от курортной любви парочки, веселые подвыпившие подружки, обгорелые, разморенные полуденным зноем и дневной порцией пива мужички, одинокие старички и старушки.
Мой разгоряченный солнцем мозг пытался уцепиться за возникающие перед глазами картинки, но получалось у него плохо. Мозгу требовался отдых. Мозгу требовались иные впечатления, отличные от размеренных южных…
Скользя уставшим взглядом вдоль стройных кипарисов и раскидистых магнолий, я заметила белоснежную скамейку, которая просто умоляла, чтобы я с ней познакомилась. Я с радостью устремилась на зов и устало бухнулась, свалив рядом шляпку, очки, полотенце и коврик. Смахнув капли пота со лба и щек, я еще сильнее возмечтала о глотке холодной воды. Во рту пересохло от жажды. Оглянувшись в поисках ближайшего ларька, где можно было бы раздобыть бутылочку минеральной воды, ничего похожего на магазин «Соки-воды» или «Бакалея» я не увидела.
«Может, я могу чем-то вам помочь?» - услышала я пожилой женский голос за спиной. Обернувшись, я уперлась взглядом в удивительную женщину.
Лукавый прищур серых глаз, морщинки, лучиками сходящиеся к носу, молодая белоснежная улыбка на пожилом лице, кружевной зонтик в сухой, покрытой пигментными пятнышками руке. Такие эксцентричные особы иногда встречаются в курортных городках. Как правило, они изо всех сил пытаются слыть большими оригиналками. Постоянно таскаются по театрам, мнят себя знатоками поэзии Серебряного века, декламируют нараспев Блока и…ловко орудуют вязальным крючком. Кстати, о зонтике. Наверняка он был связан огромными спицами или метровым крючком в один из тусклых зимних вечеров в промежутке между очередной театральной премьерой какого-нибудь новомодного режиссеришки и выставкой сомнительного современного искусства «Шляпы, руки, перья».
⁃ Пить хочется, жарко очень. Я свою бутылку минеральной забыла в отеле, а здесь не вижу поблизости магазина, - стараясь не выдавать голосом своих мыслей, ответила я.
⁃ Как же нет магазина? А это что? - и женщина указала мне зонтиком на небольшой белоснежный домик, спрятавшийся в тени кипарисов. Над старинной деревянной дверью чуть поблескивала в жгучих солнечных лучах полувыцветшая вывеска «Винтажные истории».
⁃ А там продается вода?! - с сомнением спросила я.
⁃ Пойдемте посмотрим, все может быть, - лукаво ответила женщина и кокетливо прокрутила изогнутую ручку зонтика, так, чтобы кружевная полусфера совершила пару оборотов вокруг своей оси.
«Ну все, заманивает, чтобы забить мне мозги своей театральной чепухой, - подумала я, - не пойду ни за что, не хочу повестись на эту ахинею».
Но пить хотелось немыслимо. Я провела пересохшим языком по соленым от морской воды губам.
Женщина кивнула мне, изогнув брови в знак вопроса, мол, решились, наконец?
Эх, была не была! Где наша не пропадала…
⁃ Пойдемте, - неуверенно сказала я и поплелась за моей новой знакомой, мысленно давая себе слово, что при первом же упоминании о бессмертных творениях Черубины де Габриак слиняю под любым удобным предлогом.
Неожиданно я вспомнила о пляжных вещах, забытых на белой скамейке.
«Вот он, предлог!» - возникла радостная мысль.
«А вы не переживайте, попьете воды и вернетесь за вашими вещами. Вы уж мне поверьте, они вас дождутся», - усмехнулась женщина, заметив мой взгляд.
Я обреченно кивнула. Побег не удался.
Мы поднялись по иссохшим от времени деревянным ступенькам.
Скрипнула массивная старая дверь, мелодично зазвенел дверной колокольчик, и мы оказались в прохладном зале магазинчика. На меня пахнуло стариной. Словно где-то были спрятаны древние фолианты…
⁃ Так пахнет корень ириса, - сказала женщина с зонтиком. Она аккуратно закрыла кокетливую кружевную вещицу и положила на деревянный стул, стоявший возле входной двери.
«Она что, читает мои мысли?» - я подозрительно взглянула на старую даму, мило улыбнувшуюся мне.
«Посмотрим, что будет дальше».
Я оглядела небольшое, полутемное помещение, старинные прилавки, шкафы и шкафчики.
«И правда винтажный магазинчик», - пришла мысль. Вот только вещей никаких я не увидела. Шкафчики были закрыты, прилавки пусты. Но возникло чувство, что атмосфера магазинчика густая, наполненная, словно в нем было много всего: и товаров, и покупателей.
⁃ Вы - хозяйка? - спросила я у владелицы зонтика. Почему-то теперь образ провинциальной театроманки не увязывался у меня с ролью хозяйки винтажного магазина. Видимо, я оказалась недостаточно проницательной в своем умении читать людей как открытую книгу.
Женщина утвердительно кивнула. Подошла к стойке из черного дерева, протянула руку за граненым стаканом и налила в него воды из хрустального графина. Похожий я видела на одной из выставок антикварного искусства и могла голову на отсечение отдать, что это был хрусталь знаменитой фирмы «Lalique».
Вода запузырилась. Хозяйка магазинчика улыбнулась, пододвинув стакан ко мне поближе.
⁃ Пейте, это хорошая вода из источника. Она утолит вашу жажду.
Я сделала глоток, мой рот наполнился прохладной влагой. Вода имела какой-то странный привкус, словно в нее добавили горстку мяты.
⁃ Вкусная вода, - поблагодарила я хозяйку.
⁃ О да, это живая вода, - подмигнула она.
⁃ Живая? Как это? - не поняла я.
⁃ Продлевает молодость, я же сказала, она из источника, - ответила хозяйка и снова наполнила мой стакан, - пейте, не смущайтесь. Я отправляюсь на источник каждое утро и набираю полный бидончик. Я люблю, чтобы вода была всегда свежей, из самого сердца подземного мира…
⁃ Это далеко? Источник в горах?
⁃ Да, но это неважно. У меня есть автомобиль, - засмеялась хозяйка.
⁃ А что вы продаете? - спросила я, оглядываясь по сторонам и не видя товаров, - не книги ли случаем? Ну, какие-нибудь там поэтические сборники…Цветаева, Ахматова, Есенин, Блок…
Я все еще цеплялась за свою идею о любительнице театрально-поэтических костров и солнц.
⁃ Вам действительно интересно? - спросила женщина, внимательно взглянув на меня, - Я думала, что вам нужна только вода.
⁃ Если есть магазин, то в нем должны быть товары, это же логично, - возмутилась я.
⁃ Мы никогда не знаем, что логично, а что нет. Но вы правы, в моем магазинчике есть товар. Он очень странный и не для всех. Не каждый захочет его приобрести. И это вовсе не книги, которые, к слову, я очень люблю. Но не до такой степени, чтобы их продавать. Хотя продавцу книг вовсе не обязательно любить читать. Можно просто любить продавать. Но я торгую совершенно иным товаром.
⁃ Да что же это? - моему любопытству не было предела.
⁃ Это мечты и воспоминания, - шепотом ответила пожилая женщина. И мне вдруг захотелось узнать ее возраст. Сколько ей лет? 70? 80? Выглядела она лет на 65, но ее глаза были старше, намного старше, лет на 100.
⁃ А разве можно продавать мечты и воспоминания? - неуверенно спросила я.
⁃ Ну, это не то, что вы имеете ввиду. В нашем мире мечты и воспоминания хранятся в различных вещественных предметах. Например, в ваших любимых томиках поэзии. Они заточены в материю, - пожала плечами женщина.
⁃ Так чем же вы торгуете? Я умираю от нетерпения! - воскликнула я.
⁃ Хорошо, раз вы просите, я покажу вам мой товар, - усмехнулась хозяйка.
Она взяла со стула свой зонтик, нажала на изогнутую ручку, раздался щелчок, и ручка отделилась от основной части зонта. Теперь она оканчивалась металлическим штырьком с зубчиками, и я поняла, что это на самом деле ключ. Хозяйка винтажного магазинчика подошла к массивным, подернутым временем шкафам, нащупала рукой потайную дверцу, приподняла ее, и я увидела округлый замок. Женщина вставила ручку-ключ в замочную скважину и повернула ее против часовой стрелки. Из глубины замочной скважины раздалась красивая старинная мелодия, и дверцы шкафов стали медленно открываться.
Когда они раскрылись полностью, удивлению моему не было предела.
С множества полок и полочек на меня смотрели флаконы. Сотни, тысячи флаконов и флакончиков! Это были узники старинных шкафов, духи и одеколоны, заточенные в тюремные камеры из черного дерева!
Мои глаза разбежались. Я не знала, на чем остановить свой взгляд.
⁃ Вы удивлены? - раздался голос хозяйки ароматных узников.
⁃ Удивлена ли я? Даже не знаю, - честно ответила я, - скорее, ошарашена. Количеством и разнообразием. Значит, у вас парфюмерный магазин? Вы торгуете духами?
⁃ Можно и так сказать, - женщина подошла к одной из полок и взяла в руки белый, словно подернутый дымкой флакон. Она ласково повертела его в руках, осторожно, двумя пальцами, потянула за длинную хрустальную крышечку-колпачок и открыла. Затем поднесла к носу и втянула аромат в себя.
⁃ - Божественно, это божественно! Послушайте!
Я подошла к ней, она посмотрела на меня многозначительно и взяла мою руку в свою, вложив в нее ароматный флакончик. Медленным движением поднесла мою руку к моему же носу и шепнула: «Вдыхайте!»
Я вдохнула.
На меня пахнуло стариной, бабушкиным сундуком.
⁃ Не нравится? - улыбнулась женщина. - Подождите немного и вдохните еще раз.
Я несколько раз послушно вдохнула воздух и снова приложилась к флакону. Старина ушла, спирт, сделав виток, взметнулся под потолок, и на меня пахнуло нежными облаками, каплями прозрачной росы, самыми прекрасными лепестками белоснежных роз и…крыльями ангела. «Божественно,» - тихо шепнула я.
Я взглянула на владелицу духов. Она стояла и загадочно улыбалась, точно Мона Лиза.
⁃ А можно еще подышать ими? - взмолилась я.
⁃ Конечно, они ждут, - она кивнула.
Я закрыла глаза и поднесла к носу маленький хрупкий пузырек. И ощутила за своей спиной крылья, белоснежные и легкие как пушинка. Они одним взмахом перенесли меня из полутемного зала винтажного магазинчика в надземную высь, к облакам…Я летела и ощущала тёплый чистейший воздух, пропитанный озоном после дождя, аромат верхушек белых снегов и заснеженных елей, запах солнечных лучей, звонкий, как струна скрипки, вышедшей из-под рук гениального мастера, аромат легкого, невесомого тумана, предутреннего речного пара….Это было просто невероятно.
- Нравится? - услышала я голос откуда-то издалека.
Крылья исчезли. Я неохотно открыла глаза.
⁃ Сколько они стоят? Я куплю их, - твердо сказала я.
⁃ Они не продаются, увы, - ответила старая женщина.
⁃ Почему? Это же магазин, магазин духов. Значит, все, что здесь есть, продается, - упрямо твердила я.
⁃ Да, все продается и покупается. Но только не эти духи. Они не продаются, - твердо сказала она и выдернула флакон из моих рук, жадно вцепившихся в стеклянное чудо.
Хозяйка бережно поставила духи на полку и обернулась ко мне:
⁃ Продолжим?
⁃ А что, есть еще что-то такое, что может также меня поразить, как эти духи? - недоверчиво вскинула я бровь.
⁃ Я не хочу вас поражать. Просто спрашиваю, готовы ли вы совершить еще одно путешествие?
Я молчала. Хотела ли я перечеркнуть прежнее впечатление и окунуться с головой в новую бездну?
⁃ Да, я готова, - неуверенно сказала я.
⁃ Я так и думала. В вас силен дух авантюризма.
Она сняла с полки флакон из темно-бордового, почти багрового стекла, провела по нему пальцем, стряхивая воображаемую пыль, и вытащила пробку.
⁃ Я слишком хорошо знаю этот аромат. Слушать не буду. Дерзайте сами! - и женщина протянула мне флакон с мутным содержимым, плещущимся практически на дне флакона.
⁃ Ими много пользовались, - сказала я.
⁃ О да….
Я сделала глубокий вдох и закрыла глаза. Что-то очень знакомое и волнующее. Что-то такое щекочущее изнутри. И бабочки в животе…Аромат был страстный и пряный. Густой, смолистый, меняющийся на глазах. Я вспомнила свою самую большую любовь, первую встречу, невероятное притяжение…забытые воспоминания хлынули в мою голову….Я вспомнила запах любимого мужчины. Его глаза, руки, голос…Его взгляд при расставании. Слезы навернулись на мои глаза. Я тяжело вздохнула.
⁃ Узнали? - хозяйка участливо взглянула на меня и забрала флакон из моих вспотевших рук.
⁃ Да, узнала, - потерянно сказала я.
⁃ Еще один эксперимент? - она взялась за прозрачный флакон с молочной жидкостью.
⁃ А можно я сама выберу? - умоляюще попросила я.
Она оценивающе осмотрела меня и кивнула.
Я оглядела полки. Какие разные флаконы! Сколько их! И каждый хранит в себе тайну. Какой же выбрать?
Я прошлась вдоль полок. Главное не ошибиться. Человеческий нос слаб, он может отказать в любую секунду, не выдержав артиллерии ароматных молекул. Хозяйка терпеливо ждала, пока я ходила и ходила, и ходила.
Внезапно я увидела его.
Крохотный бледно-розовый пузырек с бесцветной жидкостью, скромно притаившийся в уголке полки.
⁃ Можно эти? - я указала пальцем на моего избранника.
Хозяйка вздохнула, упрямо поджала губы, но вдруг какая-то мысль, на миг отразившаяся на ее лице, не позволила ей отказать мне.
⁃ Возьмите его сами, - просто сказала она и отошла в сторону.
Дрожащей рукой я взяла его с полки. Непослушными пальцами отвинтила крышечку и поднесла к носу.
Лето, платье в мелкий горох, рыжая шевелюра, перебираемая ласковым ветерком, руки, такие узловатые, родные, с голубыми прожилками, собирающие малину, любимый прищур глаз, спасающихся от солнца, добрая улыбка любви….аромат молока с карамелью, сдобренный малиновым вареньем. Мама. Ее тепло. Ее любовь. Детство. Наш старый дом с абрикосами.
Я завинтила крышечку и поставила пузырек обратно.
Слишком больно. Мама умерла 2 года назад.
Хозяйка подошла ко мне и обняла.
⁃ Я знала. Конечно, я знала, - кротко сказала она, - духи приносят не только радость, но и боль. Они заставляют нас вспоминать и проживать те моменты, которые память услужливо спрятала от нас в дальний уголок сердца.
⁃ Из чего сделаны ваши духи? - спросила я, вытирая слезы.
⁃ Формулы всех этих духов давно канули в Лету. Никто вам не ответит на этот вопрос. Настоящие духи повторить невозможно. Эту тайну парфюмеры трепетно берегут и зачастую уносят с собой в могилу - женщина взяла в руки другой пузырек, играющий всеми оттенками изумруда. Каждый аромат как человек, неповторим, имеет свой уникальный узор на подушечках пальцев.
⁃ Но как парфюмер, незнакомый со мной, мог создать духи с ароматом моей первой любви? Запах моей мамы?! Я не понимаю! Разве такое возможно?
⁃ Невозможно и возможно одновременно. Парфюмер не создавал духи с ароматом вашей мамы. Он создал духи «Аромат мамы». Он уловил бессмертную идею, если говорить психологическим языком, архетип матери. И воплотил ее в этих духах. Но каждый из нас, слушая этот аромат, наполняет его своим уникальным смыслом.
Она открыла изумрудный флакон и поднесла к моему носу.
⁃ Чем пахнет?
⁃ Весенним ветерком, капелью, тюльпанами вперемешку с мимозой, конфетами «Красный Октябрь»….Так пахло 8-е Марта в моем детстве! - я была поражена в очередной раз.
⁃ Да, именно так, - она поднесла к носу флакончик, вдохнула и продолжила: а я ощущаю шелест шелковой косынки, запах коричной булочки, испарения от каменной мостовой, напитанной влагой талой воды…У меня другие воспоминания о первых днях весны. Они так и называются - «Ранняя весна».
⁃ «Ранняя весна», - повторила я.
⁃ В моем магазине хранятся воспоминания. О множестве самых разных дней жизни: о первой любви, о рождении ребенка, о путешествиях и открытиях, о длинных зимних вечерах и новогодних праздниках, о любимых книгах и песнях. Обо всем, что наполняет жизнь. И для каждого человека аромат уникален, потому что воспоминание уникально. В этих флаконах живут маленькие машины времени, отправляющие нас в самые разные периоды жизни. Знаете, как в песне «Ничто на Земле не проходит бесследно. И юность ушедшая тоже бессмертна». Каждый миг, каждое мгновение оставляет свой незримый след и отпечатывается в тонком поле планеты. Есть много способов, чтобы вернуться в нужный отрезок жизни. Но самый достоверный, на мой взгляд, это ароматы, это духи. Ничто так же отчетливо, как запахи, не заставляет нашу память возрождать прошлое. Конечно же, парфюмеры, создавая духи, рассказывают нам свои истории. Они не создают вашу любовь и ваше детство. Они рассказывают о своих переживаниях и чувствах. Но гениальные парфюмеры потому и гениальные, что сотворяют уникальный ключ от множества дверей. И если парфюмер решил поговорить с вами о любви, то он расскажет вам не о своей любви, а о вашей, такой неповторимой…Но именно о вашей и ничьей другой. Есть в парфюмерной истории легендарные духи, созданные по одному роману под названием «Битва». Это роман о войне и любви. Американский солдат влюбляется в японскую женщину. Ну, и она в него тоже, естественно. Потом он уезжает, обещая приехать. А она его ждёт долгие годы. И впоследствии погибает, узнав об его измене. Этим ядом были пропитаны духи, созданные гениальным мастером. Они печальные и меланхоличные, но очень красивые. И один человек, когда его бросила любимая, облился ароматом ее духов и покончил с собой, точно так же, как та японка из романа. Вот такая история. Хотите, я вас напою самым вкусным южным чаем?
Я улыбнулась в ответ на заманчивое предложение и присела на стул, повесив зонтик на спинку. Зонтик мягко зашелестел, легонько покачиваясь от прикосновения, и я услышала легкий аромат ванили и пудры.
Хозяйка включила чайник, достала две маленькие кружки, откуда-то из-под прилавка выудила небольшой матерчатый мешочек, развязала его, взяла в руки крохотную серебристую ложечку и стала насыпать чай из мешочка в кружечки.
⁃ Я люблю заваривать чай сразу в кружках. Вы не против? - мягко сказала она.
⁃ Нет, что вы! Только за! А где же другие покупатели? Я уже у вас нахожусь не меньше часа, а то и больше. Однако, никто не заходит сюда.
Чайник вскипел неожиданно быстро. Женщина аккуратно, даже нежно взяла его за пухлую ручку, приподняла, легонечко наклонила, и из носика в кружку полилась тонкая струйка бурлящей воды.
⁃ Что вы сказали? Ах, да. Покупатели. Конечно же, покупатели…Дело в том, что это не простой магазинчик. Сюда не заходят любители поглазеть от нечего делать или простые покупатели, которых устроят ароматы из обычных парфюмерных супермаркетов, я правильно их назвала, да? - она лукаво улыбнулась и продолжила: магазин скрыт от посторонних глаз. Сюда попадают только те, кому это по-настоящему нужно.
⁃ Значит, мне нужно? - шепотом спросила я.
⁃ Однозначно! Берите кружку, а то остынет, - таким же шепотом, с улыбкой, ответила старая женщина.
Я с удовольствием взяла кружку двумя руками, поднесла к губам, обожглась, но несмотря на это, сделала первый глоток. Вкус трав и горных цветов. Сладковато-горький, чуть медовый.
⁃ У меня есть печенье к чаю, - вдруг спохватилась хозяйка, - сейчас, сейчас!
Она засеменила к прилавку, наклонилась и достала плетеную корзинку, накрытую вафельным полотенцем в цветочек.
⁃ Вот, попробуйте, вам понравится, - женщина сняла полотенце, и я увидела пухленькие песочные печеньки, насыпанные горкой.
⁃ Они с начинкой, - женщина белоснежно улыбнулась, и я снова удивилась ее улыбке, такой молодой на тронутом временем лице.
«Нет, ну сколько же ей лет? - снова подумала я, а вслух произнесла: какая начинка? Творог? Фрукты? Повидло?»
⁃ Ни то, ни другое, ни третье, - уверила моя новая знакомая, - там предсказания. Маленькие бумажечки, свернутые в трубочку.
⁃ Я знаю такие печенья, там всегда написана какая-нибудь фраза из книжки или строчка стихотворения, - с видом знатока протянула я.
⁃ Да, часто именно так, как вы сказали. Но не сегодня. В них написано название духов, - ответила хозяйка.
⁃ И что же это за предсказание такое?
⁃ В духах, которые вам достанутся, скрыто ваше будущее. Вы хотите узнать будущее? - она сделала акцент на слове «узнать».
⁃ Не знаю, хочу или нет. Передо мной стоит проблема выбора. Я и на море-то приехала не только, чтобы отдохнуть от повседневности, я хочу поменять род деятельности. Хочу уйти с прежней работы, - я не хотела вдаваться в подробности мучившей меня проблемы, но пришлось поделиться с посторонним человеком своими мыслями.
⁃ Я думаю, вы уже все решили. Не внешне, внутренне, и даже самой себе не признаетесь. Но делать выбор придется. Иначе вы бы не оказались здесь.
⁃ Так я из-за этого встретилась с вами? Из-за работы? - расстроилась я.
⁃ Не из-за работы. Всему виной путь. Вы потерялись и находитесь в тупике. И боитесь высунуть нос из створок своей раковины. Но придется. Вы уж мне поверьте.
⁃ Как же мне в этом помогут духи, которые я выберу?
⁃ Духи - это не только воспоминания, это еще и мечты. А мечты - удел на будущее. Исполнившаяся мечта - уже не мечта, она переходит в разряд воспоминаний. Но пока она не исполнилась - мечта находится в будущем. А, значит, духи, как настоящая машина времени, могут перенести нас не только в прошлое, но и в будущее.
⁃ Как это может произойти? Ведь ольфакторные ассоциации будущего еще не созданы…- я недоумевала.
⁃ Созданы, уж поверьте мне. Они созданы в ваших мечтах. Просто еще не осознаны вами. Аромат может не только погрузить в прошедшие события, а еще и подстегнуть человека к грядущим. Вы готовы? Попробуете? - она вопросительно посмотрела на меня.
⁃ Не знаю. Я еще до конца не решила, чего я хочу. Мои мечты кажутся мне нереальными. Слишком все сложно. Боюсь, я не смогу их достичь. Даже решиться на такое…Иногда я думаю, а не лучше ли синица в руке? В моей жизни все спокойно, стабильно. Да, особой радости я не ощущаю, но, может, и хорошо? В стабильности счастье. А так…Начну новую жизнь, отброшу старую. И новая не получится, и старой лишусь. Не хочется остаться у разбитого корыта.
⁃ Да, тяжки муки выбора, понимаю вас. Но все же предлагаю попробовать. Вы же ничем не рискуете. Просто разломить печенье, развернуть бумажку, прочесть название и понюхать. Духи дадут вам подсказку. За вас они делать ничего не будут, вы уж мне поверьте, - продолжила уговаривать меня хозяйка винтажного магазинчика.
Я молчала. Молчала и она, лишь изредка делала глоток ароматного чая из трав.
⁃ Кем вы хотели стать, когда были ребенком? - прервала наконец молчание моя собеседница.
⁃ Я? Археологом. Хотела раскапывать древние гробницы. Мечтала поехать с экспедицией в Египет.
⁃ Вы хотели стать египтологом?
⁃ О да! Меня завораживали пирамиды и сфинкс…
⁃ Как интересно! Это большая мечта. А кем же вы стали?
⁃ Бухгалтером, - я рассмеялась.
⁃ Да, очень близко, - хохотнула хозяйка, - но почему вы не осуществили свою мечту? Простите за такой вопрос.
⁃ Как-то так сложилось. Папа был против. Он говорил, что это неосуществимая мечта, нужно быть приземленнее и выбрать денежную профессию.
⁃ Вы достигли своей цели?
⁃ Ну да, деньги имеются.
⁃ Вы счастливы?
⁃ Не поняла вас.
⁃ Вы счастливы, работая бухгалтером и имея деньги?
Я поморгала и замерла на миг.
⁃ Нууу, с моими деньгами я могу путешествовать.
⁃ Это то, что вы хотите? Путешествовать, работая бухгалтером?
⁃ Нет. Не то я хочу. Поэтому и терзаюсь между выбором бросить осточертевшую работу и начать жизнь заново, с чистого листа, уйти в неизвестность или остаться на прежнем месте, таком тепленьком, чистеньком, там, где все понятно и просто.
Я насупилась. Чувства, терзавшие меня уже несколько лет, прорвались наружу и угрожали спалить меня дотла.
⁃ Вы боитесь, - утвердительно сказала женщина.
⁃ Боюсь. Да, я боюсь. А разве не страшно в 40 лет начинать жить заново?! Я уже не девочка, большая часть жизни за спиной. Не хочется остаться ни с чем, без работы и средств на пропитание.
⁃ Конечно, лучше сгнить заживо, умереть задолго до физической смерти. И все ради сомнительного покоя и благополучия, - жестко перебита меня старая дама.
⁃ Зачем вы так говорите?! Почему пытаетесь разозлить меня?! - раздражение вскипало во мне.
⁃ Чтобы вы взяли печенье, разломили его и прочитали то, что написано на маленьком клочке пергамента! - голос ее прозвучал громко и настойчиво.
Я отвернулась. Ненавижу, когда меня принуждают к чему-то, что я не хочу делать. Отец всегда гнул свою линию, не давая мне права выбора, и я вынуждена была подчиняться. Практически всю мою жизнь.
«Когда-то я тоже была молодой, - голос моей собеседницы вновь стал тихим и доброжелательным, - мой отец был владельцем многочисленных торговых судов, бороздивших просторы южных морей. Он был суровым, неразговорчивым человеком, может быть, от того, что потерял нашу мать в молодом возрасте. Она умерла в родах. Она умерла, а моя сестра осталась жить. Не знаю, винил ли он в смерти любимой жены убившее ее дитя, но с нами он был строг неизменно. Хотя и не заставлял нас трудиться. Отец был в вечных разъездах, но благодаря этому наша семья процветала. Мы были предоставлены сами себе и радовались своей свободе. О будущем я не думала, живя одним днем. Гуляла по тенистым садам, пела и танцевала в свое удовольствие, пока в один страшный миг не пришла чёрная весть о том, что все до единого отцовские судна затонули в Индийском океане. Мы даже не смогли придать земле тело отца, который погиб вместе со своей командой. Прежняя жизнь разрушилась . А новая не спешила создаваться. Торговые компаньоны отца накинулись на наше имущество, словно коршуны, и ободрали нас до нитки. В итоге мы лишились последнего, что у нас было - крова над головой. Как было выбираться из руин? Я была теперь самой старшей в семье, на моих руках осталась маленькая сестренка. Прежняя роскошная жизнь не удосужилась меня научить какому-то делу. Повторюсь, я умела лишь петь да танцевать. Правда, голос мой был красивый, звонкий и легкий, как птичка…И мы сами стали перелетными птичками, блуждая от селения к селению и прося милостыню. Я пела на базарах и площадях, зарабатывая гроши. Тем и жили, пока однажды не заболела сестра. Она подхватила страшную инфекцию. Сестра умирала, как и многие вокруг. Я сидела около ее изможденного болезнью тела и рыдала. Лекарства не было. Спасения не было. Чудесным голосом болезнь не вылечишь. Да и антибиотиков тогда еще не изобрели. Никто не догадывался, что противоядие находится в обычной плесени. Чума означала неминуемую смерть.
Я догадывалась, что болезнь очень заразна, и смертью сестры мои изучения не окончатся. Чума доберется и до меня. И приготовилась умирать. Бороться с судьбой я тогда не умела. И просто обтирала тряпкой, смоченной водой, сгорающее от жара тело сестры, вокруг нас валялись трупы. Никто и не пытался их хоронить. Те, кто не заболел, решили изолировать чумных и отвели для нас сырую, полутемную пещеру в горах. И завалили вход. Никто не сопротивлялся, понимая причину. Ведь тем, кто не заболел, не хотелось умирать. А сестра умирала. Когда у нее началась агония, пещера озарилась ярким солнечным светом. Кто-то отвалил камни, заграждавшие путь к солнцу. Я разглядела стройный женский силуэт. Фигура приближалась ко мне. Когда она подошла, я увидела женщину с совершенно белыми длинными волосами и глазами, полными сострадания. «Я могу вам помочь, - сказала она, - но тебе придется сделать выбор. «О чем ты говоришь?! - вскричала я, - о каком выборе? Его у меня нет! У меня нет ничего! Если пришла помочь, так помоги!»
Она покачала головой: «Ты должна сделать выбор. Он в твоей судьбе. Если ты выберешь богатую, вольную жизнь, то сестра твоя умрет. Но есть иной путь. Он сложный, тяжелый и бесконечно долгий. Тебе придется много трудиться, и жить не для себя, а для людей. Если ты выберешь этот путь, я спасу твою сестру».
«Я и так тружусь днями и ночами. Труд мне не в новинку», - усмехнулась я, вспомнив раскаленный песок, взмывающий волнами под моими обгорелыми ногами и равнодушные взгляды зевак, привлеченных звуком моего голоса.
«Да, труд твой нелегок. Развлекать равнодушную толпу за кусок хлеба тяжело. Но ты свободна! Можешь идти, куда пожелаешь, спать, где захочешь, есть, когда захочешь, делать, что хочешь. Ты вольна во всем. И эти трудности временны. Если ты выберешь прежнюю жизнь, то переживешь чуму, встретишь молодого торговца и уплывешь на его корабле в далекую страну, где проживешь очень долго и счастливо. Но сестра твоя умрет».
«А если я выберу другой путь?» - прошептала я, боясь пошевелиться.
«Ты всегда будешь одинока. Никогда не выйдешь замуж. И свободы тебе не видать. Долго. Очень долго. Так долго, что ты даже представить не можешь. Но ты будешь помогать людям обретать свой путь, свое счастье».
«А сестра?!» - вскричала я, всматриваясь в помутневшие глаза самого близкого мне человека.
«Я вылечу ее. Она будет жить», - ответила женщина.
«Делай свое дело, я выбрала», - ответила я и отвернулась.
Я не знаю, что она творила с моей сестрой. Все время я сидела спиной и сотрясалась от рыданий. Но в какой-то момент я ощутила аромат. Он витал среди мертвых тел. Легкий, окрыляющий, напоминающий небесные облака. Ангельский аромат.
«Готово, - услышала я резкий голос женщины, - она спит. Вынеси ее из пещеры и положи под раскидистое дерево, чтобы солнечные лучи не сожгли ребенка. Она проспит несколько дней. Смачивай ей губы водой. И все будет хорошо. Да, вот еще, возьми!- она протянула мне маленький глиняный флакончик, - Смотри, не разлей! Потом когда-нибудь перельешь его в другую посудину, когда глина потрескается от времени. Только не пролей его. Ни капельки. И никому не продавай, сколько бы звонких монет за него ни предлагали! Он бесценен».
Я взяла флакон и спрятала на груди.
«Прощай!» - крикнула женщина и растворилась в свете, юркнув в образовавшуюся дыру прохода.
Я сделала, как она сказала, и через три дня моя сестра полностью поправилась».
Хозяйка винтажного магазинчика замолчала, разглядывая свои руки.
⁃ Что было дальше?! - взмолилась я.
⁃ Дальше ничего. Сестра выросла, вышла замуж и покинула меня. А я начала свою работу. И работаю по сей день, - улыбнулась женщина, - таков мой путь.
⁃ И сколько прошло с тех пор лет? - с подозрением спросила я.
⁃ Много. Пятьсот или тысяча. Я давно перестала считать.
⁃ Вы лжете! Вы все лжете мне! - выкрикнула я ей в лицо.
⁃ Я и не ждала, что вы поверите мне. Просто разломите печенье и прочтите. И я не буду больше донимать вас своими выдуманными историями.
С нескрываемым раздражением я схватила первое попавшееся печенье, разломила его на две части и вытащила желтый кусок бумаги, свернутый в трубочку. Развернула его и прочла «Самое главное всегда при мне».
⁃ Это что - такое название духов? - мне стало смешно.
⁃ Да, это название. Подождите секундочку, где же они? - она подошла к полкам и полочкам и провела по ним сухой рукой. «Бессмертие», «Иллюзия силы», «Нелепая случайность», «Сухой папоротник», «Я вас не побеспокою», «Тайна», «Подпись», «Портрет некой леди»…- шептала она безумные названия на хрустальных склянках своих душистых узников. И до меня стало очень медленно доходить, что не духи были узниками старинных шкафов, а эта женщина с мудрыми глазами столетней старухи и молодой девичьей улыбкой.
«Я нашла! - вдруг воскликнула она и победоносно подняла над своей головой крохотный пузырек бирюзового цвета. - Это они! «Самое главное всегда при мне»! Держите! Это ваше!»
Я повертела светло-голубой с зеленоватым отливом пузырек-амфорку в своих пальцах.
«Осторожнее! Не выроните из рук!» - предупредила меня моя странная собеседница.
Я аккуратно вытащила из амфорки крохотную пробку и вдохнула.
Звуки систра. Тихое пение. Шелест струящихся тканей и движение легких ног по каменистым ступеням храма. Мелодичные звуки арфы в отдалении и густой, терпкий, сандалово-молочный, дымный…такой родной аромат…восхищенный шепот: «Золотая идет! Золотая!»…Светящаяся женская фигура, возникшая словно из небытия…Лотосы в маленьком прудике, оранжевый закат солнца…подведенные чёрным миндалевидные глаза, любимые глаза….я дома.
Очнулась я в полутемном зале винтажного магазинчика. Хозяйка мыла кружки, что-то весело напевая на незнакомом мне языке.
⁃ Сколько они стоят? - спросила я.
Она обернулась и внимательно посмотрела на меня.
⁃ Какова цена этих духов? - почти прокричала я, - я хочу их купить у вас, хочу….
Она остановила меня жестом руки.
⁃ Эти духи для вас бесплатно. Ибо цена их настолько велика, что даже не имеет никакого значения. В вашем случае.
⁃ Почему не имеет? - изумилась я.
⁃ Потому что вы уже заплатили. Очень давно. Так давно, что и позабыли об этом. И вряд ли когда-нибудь вспомните. Хотя..может быть, когда-нибудь…Давайте, я упакую флакон. Наша фирменная упаковка в подарок. Сейчас крафтовая бумага снова в моде. Такое милое слово - крафтовая. Я прикреплю к упаковке маленькую розочку. Вот так. Очень мило. Приходите к нам еще. Надеюсь, вам у нас понравилось. Приятного пользования!
Она всучила в мои трясущиеся руки крафтовый сверток с безумной розочкой и подтолкнула к двери. Я пошла, ошарашено глядя перед собой. И только у самой двери обернулась.
⁃ А те, первые духи?
⁃ Что первые? - она сделала вид, что не поняла моего вопроса.
⁃ Как они назывались? И кто их создал?
⁃ Аааа, - приторно улыбнулась старая женщина, а потом вдруг лицо ее на миг изменилось, и она добавила с тихой, нежной грустью: «Память души о Рае», парфюмер Святой Петр.
Я открыла было рот, чтобы что-то сказать, но забыла, что хотела, и закрыла рот обратно.
⁃ Прощайте, я буду о вас вспоминать, - легкий ветерок, проникнув в приоткрытую дверь, зашевелил белоснежные прядки вечно юной старухи.
⁃ Прощайте, я не забуду вас никогда. И…будьте счастливы в своей несвободе, - пробормотала я.
Сухонькая рука потянулась к видавшему виды кружевному зонту. Раздался щелчок.
⁃ Забудете, забудете, все забудете, - усмехнулась она и закрыла дверь винтажного магазина.
Посвящается «Воздуху осени» Марины Сомовой, «Opium» Jean Amic, Jean-Louis Sieuzac и Raymond Chaillan, «Nina» Christian Vacchiano, «Ester» Betty Busse и Bernard Chant, «Angel»Olivier Cresp и Yves de Chirin, «Ellipse»неизвестного мне парфюмера, «Fidji» Josephine Catapano, «Злату скифов» Марины Степановой - духам, которые стали частью моей жизни.
P.S. А магазинчик такой реально существует. Находится он в южном городке Адлере, на берегу Черного моря. И хозяйка его - совершенно необыкновенная женщина!