Найти в Дзене
Сеть АЗС «Эталон»

Цена на нефть падает — бензин дорожает, цена на нефть растет — бензин дорожает: почему так происходит?

У большинства обывателей существует устойчивый стереотип — цена бензина напрямую зависит от стоимости нефти. Они считают, что раз цены на нефть падают, то бензин должен дешеветь. Но на самом деле это не так. О том, как на самом деле влияет динамика нефтяных цен на стоимость топлива, расскажут эксперты компании «Эталон». Начнет со структуры стоимости топлива в РФ. Почти 65% в ней составляют различные налоги и сборы (налоги на добычу полезных ископаемых, акцизы, НДС), что в целом сравнимо с долей платежей в бюджет в структуре цены топлива в Евросоюзе. Для сравнения, в США на налоги и сборы приходится всего 15-20%. На приобретение нефти у поставщиков, ее переработку в топливо, закупку присадок и компонентов (или закупку на бирже), логистику, эксплуатацию и обслуживание АЗС приходится около 30%. Непосредственно чистая прибыль — всего 5%. Для сравнения, в продуктовом ритейле она составляет около 13%, в строительстве — 15-20%. Соответственно, в условиях повышения налогового давления участник

У большинства обывателей существует устойчивый стереотип — цена бензина напрямую зависит от стоимости нефти. Они считают, что раз цены на нефть падают, то бензин должен дешеветь. Но на самом деле это не так. О том, как на самом деле влияет динамика нефтяных цен на стоимость топлива, расскажут эксперты компании «Эталон».

Начнет со структуры стоимости топлива в РФ. Почти 65% в ней составляют различные налоги и сборы (налоги на добычу полезных ископаемых, акцизы, НДС), что в целом сравнимо с долей платежей в бюджет в структуре цены топлива в Евросоюзе. Для сравнения, в США на налоги и сборы приходится всего 15-20%. На приобретение нефти у поставщиков, ее переработку в топливо, закупку присадок и компонентов (или закупку на бирже), логистику, эксплуатацию и обслуживание АЗС приходится около 30%. Непосредственно чистая прибыль — всего 5%. Для сравнения, в продуктовом ритейле она составляет около 13%, в строительстве — 15-20%. Соответственно, в условиях повышения налогового давления участники рынка вынуждены поднимать цены, чтобы не работать себе в убыток.

Отметим, что в Европе и США зависимость рынка топлива от цен на нефть существенно сильнее, чем в РФ. Яркий пример — Соединенные штаты, где за последние годы стоимость топлива из-за геополитических вызовов выросла в полтора-два раза. Дело в том, что курс рубля привязан в том числе к ценам на нефть: при их снижении рубль слабеет.

Еще одна особенность нашей страны — активное государственное регулирование цен на топливо. Безусловно, Правительство напрямую не устанавливает лимиты цен или предельные параметры их роста, для этого используются иные инструменты — например, увеличение вывозных пошлин (или полный запрет экспорта топлива), либо введение демпфера. О последнем стоит рассказать более подробно.

В 2018 году, когда за месяц цены на топливо подскочили сразу на 5-6%, Правительство приняло решение о запуске демпферного механизма. Согласно достигнутым договоренностям, нефтяные компании продают топливо иностранным клиентам по биржевой стоимости, а внутренним — по той цене, что согласована с Правительством, т.е. как бы себе в убыток при росте цен на нефть, но государство компенсирует производителям утерянную прибыль от продаж на внутреннем рынке. Если же стоимость топлива ниже за границей, то производители пополняют бюджет. Формула индексации пересматривается ежегодно, с учетом инфляции. По сути, реализация демпфера позволила избежать резких подъемов цен на топливо, сделав этот процесс более плавным, но не остановив его, так как при нынешней системе это попросту невозможно.

Правительство реализует и иные ограничительные меры. Например, в конце февраля был установлен запрет на экспорт топлива за рубеж. Таким методом власти хотят превентивно побороть негативный эффект от повышенного спроса весной, а также плановых ремонтов на некоторых нефтеперерабатывающих заводах. Эта мера не касается экспорта в Монголию, Абхазию, Узбекистан и Южную Осетию.