Найти тему

Надежда Богомолова: я продолжаю искать ответы на вопрос «Что для меня город?»

Надежда Богомолова на фоне вязаной скульптуры «Дом Мельникова»
Надежда Богомолова на фоне вязаной скульптуры «Дом Мельникова»

До 10 марта в галерее Ходынка проходила выставка «Конструктивный город» Надежды Богомоловой о феномене архитектуры конструктивизма. Редактор АртУзла Ирина Паялина пообщалась с художницей о выставке, городе и вязанию крюком как медиуме и части современного искусства.

Надежда Богомолова
Надежда Богомолова

Надежда Богомолова — мультидисциплинарная художница из Новокузнецка, сейчас живет и работает в Москве. В настоящее время – студентка Свободных мастерских при Московском музее современного искусства. В своем искусстве исследует тему города - его истории, архитектуры, людей.

О своем искусстве говорит: «Мое искусство построено на взаимодействии контрастов. Живописные работы – структурные, логические, четкие геометрические формы. Именно такие, какими первоначально предстают перед нами прямоугольные бетонные стены города. При этом второе представление архитектурных сооружений через «вязаные скульптуры» – метафорическое отображение теплоты, близости и социальной значимости, которую привнесли здания конструктивизма в общество. В своих работах я создаю совершенно новый авангард, соединивший в себе два исконно русский направления - архитектурный конструктивизм и народные традиции вязания. Я разбираю город на части и пересобираю его совершенно иначе, будто смотрю на него с совершенно иной, своей личной перспективы».

Надежда Богомолова рядом с вязаной скульптурой «Шуховская башня»
Надежда Богомолова рядом с вязаной скульптурой «Шуховская башня»

У вас высшее образование в области математического моделирования, вы учились в Новосибирском государственном университете, а после в магистратуре Высшей школы экономики.  Как начался ваш путь в искусстве и когда?

Я в детстве училась в художественной школе, закончила ее с отличием, но потом встал выбор между математикой и искусством. Я выбрала математику. Сейчас продолжаю работать в области информационных технологий. Окончательно выбрать между искусством или математикой я не могу. Хотя по времени сейчас они занимают равные части моей жизни.

Где-то в 2014-2015 годах в работе настала стабильность, когда все понятно и нет вызова, а еще подросли дети. Освободилось время и появилась творческая энергия. Захотелось вернуться к искусству.

Интерес к выставочной деятельности пришел с интересом к современному искусству. До этого я рисовала город, цветы, но не было каких-то концептуальных работ. Автор одного из Телеграм-каналов очень интересно рассказывала о современном искусстве. Она порекомендовала и другие источники, выставки, маркет Win-Win на Винзаводе. Я стала ходить, появился интерес. И ниточка за ниточкой стали появляться свои идеи, и я стала создавать совсем другие работы.

Фрагмент экспозиции большого зала о Москве
Фрагмент экспозиции большого зала о Москве

Вы начали участвовать в выставках с 2019 года. Это ваша первая персональная выставка? Благодаря чему она состоялась?

Это действительно моя первая персональная выставка. Я участвовала в open call на выставочный проект от Объединения «Выставочные залы Москвы». По результатам конкурса на меня вышла Галерея Ходынка с предложением провести у них персональную выставку.

Я активно участвую в open call со второй половины 2022 года, весь 2023. За это время я отправила порядка 100 заявок. На первые 15 заявок мне вообще не ответили. Сейчас в 25% я получаю ответ.

Я участвовала в очень интересном проекте — первом индустриальном пленэре на территории Московского электрозавода, организованного совместно с музеем Москвы. По завершению была выставка в центре Гиляровского. Моя работа висела в центре экспозиции и было очень приятно, когда на презентации старший научный сотрудник сказала: «вот именно так мы все видели коридоры электрозавода».

Постепенно проектов стало больше и больше. А еще сейчас я учусь в Свободных мастерских при Московском музее современного искусства.

Экспозиция большого зала о Москве
Экспозиция большого зала о Москве

О чем проект «Конструктивный город»? Как он родился?

Я люблю город, он в моем творчестве был всегда, начиная с художественной школы. Возможно, любя математику, я могла бы стать архитектором. Мне нравится ходить по улицам, смотреть, думать. Где-то два года назад я стала замечать, что обращаю внимание на здания в стиле конструктивизма: прямые линии, прямоугольники, круги. После прогулок я начала их зарисовывать, а позднее фотографировать. Я не думала тогда о выставке. Уже когда мы начали готовить этот проект, куратор Арсений Штейнер спросил, есть ли фотографии? Мы разместили серию фотографий на входе в основной зал и специально не подписали, чтобы зритель мог понаблюдать: какие здания и как перекликаются между собой.

Фотографии Надежды Богомоловой
Фотографии Надежды Богомоловой

Почему именно конструктивизм?

Я по образованию математик, а геометрия была одной из любимых областей. Возможно поэтому мне понравились структурные четкие здания. Мне стало интересно: что в них, про что они, как появились. Я стала их изучать. Оказалось, что здания конструктивизма — не только холодные, структурные и четкие, как мне сначала показалось. На самом деле они очень близки нашему обществу. И у меня появилось другое видение и желание показать на метафорическом уровне, что они теплые и эмоциональные. Как это можно было отразить? Я выбрала вязание.

Экспозиция большого зала о Москве
Экспозиция большого зала о Москве

Вязание не самый распространенный медиум, особенно скульптуры. Почему он? Вы умели вязать?

Это хобби из детства. Меня научили вязать бабушка и папа. Я делала салфетки и рюшечки крючком. Потом был большой перерыв. Я ненадолго вернулась к вязанию уже во взрослом возрасте, когда решила сделать детям свитера.

Центр Зотов
Центр Зотов

Однако, когда появилась живописная часть проекта с городом, мне не хватало медиума для того, чтобы показать теплоту, близость и эмоциональность зданий. Моя живопись этого не отражала. А еще я хотела, чтобы зрителям было понятно. Я вспомнила про вязание, попробовала и мне понравилось, как получилось.

Стадион «Динамо»
Стадион «Динамо»

Одновременно с вязанными скульптурами на выставки представлена живопись. Расскажите о ней.

Если смотреть хронологически, то сначала была фотография, а потом живопись. Изначально работы были фигуративными. Например, у «Дома Мельникова» я писала стены снаружи и изнутри, но потом захотелось «раскрыть» это здание. Дом был уже на реконструкции, я ходила вокруг, по территории, смотрела схемы. И сейчас частью работы являются чертежи: вид сверху, фронтальный разрез. Они нанесены сверху пастельными мелками по акрилу. Я «вырезала» фрагменты стен из прошлого и перенесла в сегодняшний день. Со стороны это может напоминать футуристический механизм. Получилось некое путешествие в будущее.

Редакция газеты «Известия»
Редакция газеты «Известия»

Вся моя живопись построена на этом приеме: я беру фигуративные элементы конструкций зданий, переношу фрагменты из прошлого в настоящее, привношу свое геометрическое виденье и добавляю какую-то сегодняшнюю повестку дня.

На выставке большой зал посвящен Москве и все работы, кроме одной, представлены в двух медиумах: живопись и вязаная скульптура. Последняя есть в двух форматах: большая и малая.

Вязаная скульптура «Шуховская башня» в разных форматах
Вязаная скульптура «Шуховская башня» в разных форматах

И еще в большом зале есть цифровые работы — это орнаментальные текстильные паттерны. В начале прошлого века Варвара Степанова и Любовь Попова создавали авангардные орнаменты. Мне захотелось тему города продолжить в этом направлении и создать орнаментальные паттерны про Москву. Например, есть квадриптих, посвященный Останкинской телебашне: она в полете, в разрезе, вид сверху. Была идея использовать их для принтов: футболки, шопперы, что-то еще. Но создавались они как искусство орнаментов. На выставке представлены еще квадриптихи «Новый Арбат», «Винзавод» и самый узнаваемый «ГЭС-2».

Надежда Богомолова на фоне орнаментальных паттернов про Москву
Надежда Богомолова на фоне орнаментальных паттернов про Москву

На какую из ваших работ, представленных на этой выставке, вы хотели бы обратить особое внимание зрителя?

Я бы выделила три работы: «Дом Мельникова» в большом зале, как начало, основополагающий объект. Вторая — «Машина для жилья» и в последнем зале проект про человека.

«Дом Мельникова»
«Дом Мельникова»

«Машину для жилья» я делала к групповой выставке «Общее будущее», которая проходила с 9 августа по 1 октября 2023 года в галерее на Шабловке. Вдохновил меня дом-коммуна на улице Орджоникидзе, построенный по проекту Ивана Николаева в 1930-1931 годах. Здание предназначалось для общежития Текстильного института. Изначальная концепция проекта была предложена самими студентами зимой 1928—1929 годов. Дом состоял из 1008 жилых ячеек размером 2,3 на 2,7 м на двух человек, вмещавшей только кровати и табуретки, предназначенных только для сна.

Надежда Богомолова и проект «Машина для жилья»
Надежда Богомолова и проект «Машина для жилья»

В 2017 году были завершены реставрационные работы и во дворе поставили фрагмент металлического каркаса здания. Я взяла за основу эти конструкции и добавила жилые ячейки. С одной стороны, моя работа — это отсылка к дому-коммуне, а с другой стороны, это напоминает современную многоэтажку. Потом я ее связала, но чуть по-другому: она стала мягкая, а полые ячейки нанизаны на провода. И получился дополнительный смысл: сначала люди жили в маленьких неудобных кубах и там ничего толком не было. Потом общество развивалось, жизнь менялась, жилплощадь увеличивалась, у нас появился интернет. Люди стали уходить в виртуальный мир. Они физически присутствуют, а ментально в другом месте. Я этой работой ставлю вопрос: будет ли нарастать пустота? Что будет дальше?

Надежда Богомолова и фрагмент проекта «Машина для жилья»
Надежда Богомолова и фрагмент проекта «Машина для жилья»

Вы работаете в разных медиумах. В каком интереснее и хочется дальше развиваться?

В сделанных проектах все они хорошо друг друга дополняют. А в последнее время я больше увлеклась вязанием. В новом проекте я пока не вижу живопись, возможно будет графика. Но главный фокус на вязании.

Проект «География конструктивизма»
Проект «География конструктивизма»

Расскажите про планы?

В первую очередь был проект про конструктивизм в Москве, а летом 2023 года появилось продолжение — «География конструктивизма», ведь этот стиль не ограничивался столицей. И памятники есть во многих городах России.

Проект «География конструктивизма», фрагмент
Проект «География конструктивизма», фрагмент

Сейчас в «Географии конструктивизма» 16 вязаных кубов 30х30 см, каждый посвящен какому-то памятнику в разных городах: есть Ростов-на-Дону, Новосибирск, Челябинск, Самара, Санкт-Петербург, Уфа, Казань, Пермь, Воронеж, Екатеринбург, Нижний Новгород и Москва. Я дополнила проект живописью. Хочу развивать проект до 25, а может и 36 кубов. В планах сделать еще и маленькие кубики: 15*15 см. Это на ближайшее время.

Проект «География конструктивизма», фрагмент
Проект «География конструктивизма», фрагмент

Есть еще планы по проекту «Человек», который я уже упоминала. На этой выставке ему выделен небольшой отдельный зал. Идея родилась, когда я собиралась на выставку «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века» в Еврейский музей и центр толерантности. Читая книгу у меня родился такой образ. Я его связала, сначала маленьким, потом их стало двое. Образ «рос». Кто-то в нем видит «Мыслителя» Родена, а для кого-то он чем-то похожим на скульптуры Альберто Джакометти.

Проект «Человек»
Проект «Человек»

Моя идея в том, что человек в городе с одной стороны самодостаточный, а с другой — хрупкий и ранимый. И если потянуть за ниточку – он прост распустится. Иногда к нему на выставке подходят люди, садятся рядом, и он уже не совсем одинок. Этот образ мне интересен, и я его развиваю дальше. Есть разные варианты, например, проект «Человейник». Про людей, город, про большие дома – муравейники, где каждый человек в своей квартире может быть одинок.

Проект кубики «Азбука», фрагмент
Проект кубики «Азбука», фрагмент

В планах развивать еще один представленный на выставке проект — кубики «Азбука». Сейчас есть два набора, из которых я собрала вопрос «Какой город?» и «Куда дорога?». Хочется продолжить эту тему.

И хочу сделать тотальную инсталляцию на тему города и математики. Что-то на стыке архитектуры и science art, некая игра с пространством, геометрией, текстилем.

Холст в большом зале
Холст в большом зале

С какими мыслями вы хотели бы, чтобы люди покидали вашу выставку?

Мне бы хотелось, чтобы люди после выставки увидели, что город может быть «теплый». Задались вопросом, что для вас важно в городе?

Маркеты, нитки, крючки, чтобы посетители могли оставить «свой след»
Маркеты, нитки, крючки, чтобы посетители могли оставить «свой след»

Я даже придумала активность: повесила холст в большом зале, где каждый участник может порассуждать, что для него город. Есть маркеты, нитки, крючки, и посетители могут оставить «свой след»: нарисовать или написать, что для них город.

Холст в большом зале, фрагмент
Холст в большом зале, фрагмент

На закрытие выставки 10 марта я хочу собрать все идеи воедино и возможно, будет какое-то послание на тему «что для нас город?»

Холст в большом зале, фрагмент
Холст в большом зале, фрагмент

Выставка «Конструктивный город» до 10 марта 2024 года
Художница: Надежда Богомолова
@nb_artist
Куратор: Арсений Штейнер

Центр Зотов
Центр Зотов

Галерея Ходынка: Москва, ул. Ирины Левченко, д. 2, м. «Октябрьское поле»
Время работы: вторник- воскресенье — 11:00–20:00, Пн — выходной.

Статья подготовлена для читателей медиа-проекта о современном искусстве АРТУзел.

#надеждабогомолова #галереяходынка #артузел #art #artuzel #современноеискусство #конструктивизм #выставки #музеи #галереи