Найти тему

К 130-летию со дня рождения Эсфири Ильиничны Шуб (16 марта 1894, Сураж, Черниговская губерния — 21 сентября 1959, Москва)

Фотография Э.И. Шуб. Первая половина 1920-х гг. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 245. Л. 5.
Фотография Э.И. Шуб. Первая половина 1920-х гг. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 245. Л. 5.

«Эсфирь Ильинична рано овладела искусством монтажа и рано удивилась документальной картине, возможностям документального кадра. Тогда все было ново: монтажный столик, запах кинематографического клея, возможность уменьшить кусок, возможность повернуть ленту на глянец или на мат. Мы впервые держали зафиксированную жизнь в своих руках», – вспоминал о Э.И. Шуб известный советский писатель, киновед и сценарист В.Б. Шкловский. В середине 1920-х годов они вместе трудились на Третьей фабрике Госкино (Шуб в монтажном цехе, а Шкловский в сценарном отделе) рядом с будущими мэтрами советского кинематографа – Львом Кулешовым, Григорием Рошалем и Марком Донским. Буквально через пару лет это горячее стремление «зафиксировать жизнь в своих руках» заставило Шуб перейти от монтажа к режиссуре. Очень скоро она встала в один ряд со многими из тех, чьи ленты раньше лишь монтировала.

Фотография Э.И. Шуб. 1920-е гг. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 245. Л. 8.
Фотография Э.И. Шуб. 1920-е гг. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 245. Л. 8.

Эсфирь Шуб родилась в городе Сураж Черниговской губернии, но детство ее прошло в Новозыбкове. Здесь она в 1910 году окончила с отличием женскую гимназию, где училась со старшей сестрой будущего знаменитого кинорежиссера Григория Козинцева. Образование она завершила в богатом на события 1917 году, окончив историко-философский факультет Московских высших женских курсов по специальности русская литература. В Москве Э.И. Шуб сразу окунулась в гущу культурной жизни, поступив в 1918 году на работу заведующей информбюро Театрального бюро Наркомпроса, а затем став в 1919 году личным секретарем В.Э. Мейерхольда, служившего тогда заведующим Театральным отделом Наркомпроса.

Дружеский шарж на Э.И. Шуб неустановленного автора. 1927 г. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 240. Л. 1-2. Бумага, тушь, перо.
Дружеский шарж на Э.И. Шуб неустановленного автора. 1927 г. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 240. Л. 1-2. Бумага, тушь, перо.

В этот период началась ее дружба с Владимиром Маяковским, Александром Родченко, Варварой Степановой, Алексеем Ганом, Сергеем Эйзенштейном и многими другими писателями, кинематографистами, художниками и архитекторами, стоявшими в авангарде молодого советского искусства. «Она обладала драгоценным человеческим свойством: пристальным интересом к людям, – писала о Шуб поэт Маргарита Алигер. – Думаю, что именно эта пристальность, именно этот острый, в самую глубь проникающий интерес к людям отличает и ее творчество, делая его столь своеобразным и выразительным».

Статья Э.И. Шуб «Работа монтажниц». 1927 г. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 44. Л. 4. Вырезка из журнала.
Статья Э.И. Шуб «Работа монтажниц». 1927 г. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 44. Л. 4. Вырезка из журнала.

В 1921 году Эсфирь Шуб решила связать свою жизнь с кинематографом, начав с должности монтажницы в прокатной конторе Госкино. За несколько лет она перемонтировала более трехсот зарубежных картин, которые выходили на экраны Советской России. А через четыре года стала заведующей монтажным цехом и была переведена на монтаж советских художественных фильмов. Именно здесь стало очевидно, что ее творческий потенциал с феноменальной памятью на кадры и высоким кинематографическим вкусом куда выше проверки и простого склеивания киноленты, и в 1926 году Э.И. Шуб приняли режиссером на Объединенную московскую фабрику «Совкино». Уже в марте 1927-го на экраны вышла ее первая самостоятельная работа – полнометражный фильм «Падение династии Романовых».

Афиша фильма Э.И. Шуб «Россия Николая II и Лев Толстой». 1928 г. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 156. Л. 2. Типограф. экз.
Афиша фильма Э.И. Шуб «Россия Николая II и Лев Толстой». 1928 г. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 156. Л. 2. Типограф. экз.

Фильм был полностью смонтирован из дореволюционной кинохроники, которую Э.И. Шуб скрупулезно разыскивала в различных киноархивах, включая дворцовый киноархив Николая II. Поначалу это дало повод упрекнуть ее в отсутствии самостоятельной и оригинальной режиссерской работы. «…Ею овладевала более честолюбивая и одновременно полемическая мечта, – писал о фильме В.Б. Шкловский. – Если такие мастера, как Эйзенштейн и Пудовкин, смогли воспроизвести историю страны и революции методом игровой инсценировки, то почему бы не попытаться ей, убежденной стороннице всемогущества хроники, не попробовать вступить в соревнование с ними, доказав возможность обобщения исторических фактов новым методом монтажного документального фильма?..».

Письмо Г.В. Александрова к Э.И. Шуб о пребывании в Голливуде. 9 июля 1930 г. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 94. Л. 15. Авторизованная машинопись.
Письмо Г.В. Александрова к Э.И. Шуб о пребывании в Голливуде. 9 июля 1930 г. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 94. Л. 15. Авторизованная машинопись.

Лишь со временем стало понятно, что эта работа Шуб положила начало совершенно новому жанру — документально-историческому кино, в котором эмоциональный накал нисколько не уступал художественному кинематографу. Логическим продолжением ее работы над «Падением династии Романовых» стали фильмы «Великий путь» (1927), посвященный первому десятилетию страны Советов, и «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928). В них окончательно выработался ее режиссерский стиль, главными чертами которого были смысловая ясность и умение воссоздать историческую атмосферу. «Каждую свою работу над старыми хрониками я рассматривала как момент агитационный за неигровую кинематографию, за необходимость снимать и снимать факты сегодняшнего дня», – признавалась Эсфирь Шуб в статье «Конструктивизм в неигровой кинематографии». Эти три ранние работы режиссера обеспечили ей – наряду с Дзигой Вертовым – славу пионера советской кинодокументалистики.

Фотография кадра из фильма Э.И. Шуб «КШЭ (Комсомол – шеф элекрификации)». 1932 г. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 14. Л. 29.
Фотография кадра из фильма Э.И. Шуб «КШЭ (Комсомол – шеф элекрификации)». 1932 г. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 14. Л. 29.

В 1930-е годы Э.И. Шуб обратилась к современному материалу: один за другим вышли на экраны ее фильмы «Сегодня» (1930), «Комсомол – шеф электрификации» («КЭШ», 1932), «Москва строит метро» (1934), «Страна Советов» (1937). Одновременно она преподавала монтаж в режиссерской мастерской С.М. Эйзенштейна в Государственном институте кинематографии.

Вершиной творчества Э.И. Шуб, как считается, стал фильм «Испания» (1939), посвященный гражданской войне в Испании и ставший настоящей кинопоэмой о борьбе и мужестве испанского народа. Сценарий и дикторский текст для него были написаны Вс.В. Вишневским, а в основу легли фронтовые кадры, снятые прославленными кинооператорами Р.Л. Карменом и Б.К. Макасеевым. Военная тема получила развитие и в ее фильмах «Фашизм будет разбит» (1941) и «Страна родная» (1942). Последний был приурочен к 25-летию Октябрьской революции и проводил параллель между событиями Гражданской и Великой Отечественной войн. В 1941-1942 годах, находясь в эвакуации в Алма-Ате и работая на Центральной объединенной киностудии, она занималась монтажом кинохроники и преподавала в эвакуированном ВГИКе, вела практические занятия по теории режиссуры.

Статья Э.И. Шуб «Фильм “Испания”. Заметки режиссера». Июль 1939 г. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 42. Л. 14. Вырезка из «Литературной газеты».
Статья Э.И. Шуб «Фильм “Испания”. Заметки режиссера». Июль 1939 г. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 42. Л. 14. Вырезка из «Литературной газеты».

Последние годы жизни Эсфирь Ильинична посвятила работе над книгой воспоминаний «Крупным планом», в которой рассказала о своей жизни и создала запоминающиеся портреты современников и коллег по цеху. Рукопись редактировал ее старинный друг, известный писатель Александр Фадеев, а сама книга после выхода в свет довольно быстро стала библиографической редкостью.

Фотография Э.И. Шуб. 1941 г. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 245. Л. 11.
Фотография Э.И. Шуб. 1941 г. РГАЛИ. Ф. 3035. Оп. 1. Ед. хр. 245. Л. 11.

***

В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится личный фонд Э.И. Шуб № 3035, состоящий из 317 единиц хранения за 1890-е – 1986 годы. Его составили документы режиссера, переданные в ЦГАЛИ СССР в 1984-1986 годах ее дочерью, А.И. Коноплевой, много сделавшей для увековечения памяти матери. В фонде представлены литературные и режиссерские сценарии, творческие заявки, сценарные планы, монтажные листы, дневниковые записи о работе над фильмами, в том числе, неосуществленными. Также в составе архива Э.И. Шуб поступили ее рукописи, обширная переписка с С.М. Эйзенштейном, А.А. Фадеевым, Вс.В. Вишневским, И.Г. Эренбургом, Г.М. Козинцевым и др., биографические документы, рецензии на ее работы, многочисленные рисунки и фотографии.

К.В. Яковлева,
начальник отдела РГАЛИ