Найти тему

Запечатлённые превратности судьбы…

На самом деле есть несколько весьма известных портретов очаровательной фрейлины императорского двора княжны Анны Сергеевны Трубецкой, в замужестве ставшей баронессой Строгановой. Но все они сделаны в «лучшие годы» Анны Сергеевны. Молодая, привлекательная цветущая дама. Но годы и обстоятельства бывают немилосердны…

Анна Сергеевна по меркам своего времени вышла замуж достаточно поздно. Ей было 26. Ее супруг, барон Григорий Александрович Строганов, был младше своей избранницы на пять лет и к тому времени ни чем особенным, кроме своего происхождения, не успел отличится. Он принимал участие в заграничной поездке своего кузена Павла Александровича, которая, как известно, закончилась жестким требованием Императрицы о возвращении молодых людей, слишком живо реагировавших на «революционный воздух» Парижа. Григорий Александрович, вроде бы высочайшего гнева избежал. Он вернулся из этой поездки на год раньше, поскольку скончался его папенька. Хотя, скорее всего, именно после указанных событий, родственники и поспешили срочно женить Григория Александровича…От греха так сказать…

Брак этот счастливым не стал, даже не смотря на семерых детей в семействе… Формально, пошедший по дипломатической стезе и ставший действительным тайным советником Григорий Александрович и Анна Сергеевна оставались законными супругами, но фактически вместе они не жили. Очень много лет… В конечном итоге Григорий Александрович сделал весьма успешную карьеру и…. пережил свою супруга на тридцать лет.

Анна Сергеевна скончалась в 1824-м на 59 году оставшись в памяти современников «печальной дамой» в низменном «черном платье и черном чепце с белыми лентами». Именно такой запечатлел ее для потомков в удивительно живой и эмоциональной работе давно забытый скульптор Михаил Иванович Иванов. Впрочем в лице гордом и надменном видится мне отнюдь не только печаль… Бюст сей Михаил Иванович создал ровно через год после кончины Анны Сергеевны.

Такая вот история.