Для тех, у кого не получилось попасть на выставку Рериха в Третьяковской галерее, подготовила фотообзор представленных на ней работ художника.
Заранее извиняюсь за то, что не все фотографии получились качественные из-за освещения и бликов. Но они позволят оценить и масштаб выставки, и многогранность творчества Николая Рериха.
Я не буду много рассказывать о биографии и работах художника, так как об этом у меня была большая публикация в преддверии выставки. /Ссылку на неё я, как обычно оставлю в конце статьи/. Сегодня будет мало слов, но много изображений.
Выставка проходила в здании Новой Третьяковки с 10 октября по 10 марта и была приурочена к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874–1947), которое будет отмечаться в этом году 9 октября.
Надо сказать, что посетителей было очень много, даже днем в будний день, много групповых и индивидуальных экскурсий. Это хорошо, с точки зрения популярности проекта, но минус для тех, кто любит спокойно, без спешки рассматривать все детали.
Итак, поднимаемся по лестнице, и нас сразу встречает символ Пакта Рериха о защите культурных ценностей «Знамя Мира» – белый флаг с тремя кругами в кольце амарантового цвета.
Организаторы проекта представили Рериха не только как художника, но и как архитектора, декоратора и театрального деятеля, мыслителя и просветителя, исследователя и путешественника.
Всё выставочное пространство дизайнерами было поделено на квадратный и круглый залы. В первом было представлено творчество русского периода, а во втором – работы, созданные во время путешествий и жизни на Востоке. Также примкнувший к кругу небольшой зал рассказывал о Рерихе – театральном художнике, а над ним (вторым ярусом) расположили зал с архивными документами, фотографиями и личными вещами художника.
Приглашаю вас в первый зал, который начинает знакомить нас с ранним творчеством Николая Рериха и его обращением к истории Древней Руси.
Серия «Начало Руси. Славяне»
Этюды из серии «Памятники русской старины»
В работе «Сокровище Ангелов» художник написал «краеугольный камень» – памятник древних викингов, который является символом перехода скандинавов от язычества к христианству.
В разделе «Святость» были представлены картины с образами подвижников и героев духа. Недаром в прессе 1920-х годов Рериха называли «художником библейского символизма».
Здесь же можно было увидеть и картины, написанные уже вдали от родины, но посвященные размышлениям о судьбе России.
В центре зала во встроенном втором квадрате расположили серию панно «Богатырский фриз», исполненных в 1910 году для столовой дома Ф.Г. Бажанова в Санкт-Петербурге (сейчас это помещение Детской библиотеки истории и культуры Петербурга)
Панно, созданные в 1901 году для столовой дворца Ольденбургских в имении Рамонь
Переходим в «круглый» зал. Здесь нас ждут картины из азиатского периода творчества.
Сюита «Майтрейя» написана в 1925 году в Западном Китае во время Центрально-Азиатской экспедиции. Эти работы, объединяя прошлое, настоящее и будущее народов Центральной Азии явились сплетением реальности и мифа. Серия картин была подарена А.М. Горькому, а с 1936 года, согласно завещанию писателя, она находится в собрании Горьковского (ныне Нижегородского) художественного музея.
На другой стене демонстрировались яркие захватывающие горные пейзажи, написанные во время проживания в Индии, в предгорьях Гималаев.
Следующий небольшой зал рассказывает о театральной деятельности Рериха.
«Половецкие пляски», «Снегурочка», «Весна священная» в оформлении художника стали признанной классикой жанра.
Эскизы декораций и костюмов к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная». 1910-1913
Комплекс материалов к постановке вокально-хореографического номера «Половецкие пляски» из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». 1908-1909
Считается, что «Половецкие пляски» на музыку Александра Бородина из оперы «Князь Игорь» во время «Русских балетных сезонов» в Париже в 1909 году во многом своим успехом обязаны декорациям, созданным по эскизам Николая Рериха. Исполнителем занавеса был Борис Анисфельд.
На выставке можно было увидеть это полотно размером 10 на 23 метра сразу из двух залов (с 1-го и 2-го этажа). Кстати, этот театральный задник является самым крупным экспонатом в собрании Третьяковской галереи. Он был приобретен за рубежом и привезен в Москву в 2021 году. Много лет полотно хранилось накатанным на вал, и в Третьяковке был проведен пока только первый этап реставрационных работ.
Эскизы декораций для постановки драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт». 1912
По всему периметру выставочного зала на стенах были размещены цитаты из многочисленных трудов Николая Рериха. Так нас знакомят с его философскими мыслями.
Также можно было познакомиться и с биографией художника.
А дальше поднимаемся в зал, где были представлены документальные материалы: письма, фотографии, книги и личные вещи художника.
О том, что Рерих занимался проектированием храмов и церквей, рассказывают представленные эскизы.
На этом наша небольшая экскурсия подошла к концу.
Интересно, что фамилия «Рерих» в переводе с скандинавского языка (а отец Николая художника принадлежал к древнему шведскому роду) означает – богатый славой.
И в завершение ещё одна цитата, так актуальная сегодня:
«Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество», – писал Николай Рерих
С любовью, ваша Света В.
П.С. Буду признательна, если напишете интересен ли такой формат публикаций в виде фоторепортажа и о выставке, которая уже завершилась.
Просто я исхожу из того, что не у всех есть возможность побывать, а подробно рассказывать о выставке, которая ещё идет, не очень этично.
Кстати, 24 мая в залах Новой Третьяковки откроется новый масштабный проект «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».
С биографией и творческим путем Николая Рериха можно познакомиться в моей статье:
Мой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы своих новых статей –