Найти в Дзене

«Посланная радость утверждает радость!» – о жизни и творчестве Николая Рериха в преддверии масштабной выставки Третьяковской галереи

9 октября 1874 года в Петербурге, в семье известного в городе нотариуса родился будущий художник и философ Николай Константинович Рерих.

И сегодня, в рубрике «ХудожникРодился» я постараюсь рассказать о самых значимых событиях его жизни, повлиявших на творческий путь. И, конечно, посмотрим на его картины.

Тем более, что уже завтра, 10 октября 2023 года, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в залах № 60-61 откроется монографическая выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха.

Для меня имя Николая Рериха в первую очередь ассоциируется с яркими красками, историческими картинами Древней Руси и горными пейзажами Тибета. На мой взгляд, картины Николая Рериха невозможно спутать с работами других живописцев. И при этом он считается «самым загадочным художником ХХ века».

Николай Рерих. Канченджанга. 1936. Холст, темпера. 61×153. Частное собрание
Николай Рерих. Канченджанга. 1936. Холст, темпера. 61×153. Частное собрание

Но давайте вместе посмотрим, как складывалась творческая судьба художника.

Детство Николая Рериха было счастливым и безоблачным. Очень образованная интеллигентная питерская семья. В гостеприимном доме постоянно собирались интересные люди: ученые, художники, писатели.
Летние месяцы проводили в семейном родовом имении Извара.
Мальчик учился в лучшей частной школе Санкт-Петербурга – гимназии Карла фон Мая.

Николай Рерих очень много читал, интересовался народным творчеством, записывал услышанные народные эпосы и былины. С детства он увлекся историей и археологией, принимал участие в раскопках старинных курганов с известным археологом Львом Ивановским.

Николай Рерих в детстве и юности
Николай Рерих в детстве и юности

Увлечение народными легендами и историей вызвало у юноши желание изобразить свои представления о прошлом на бумаге. Его художественные способности заметил друг семьи, знаменитый скульптор Михаил Микешин. Он и стал первым, у кого Николай Рерих стал учиться живописи.

Отец мечтал, что Николай станет юристом, и тогда будущий художник поступил сразу и на юридический факультет Петербургского университета, и в Российскую Академию художеств к Архипу Куинджи.

А дальше: обучение в двух высших заведениях, участие в археологических экспедициях, насыщенная студенческая жизнь, знакомство с Ильей Репиным, Николаем Римским-Корсаковым, Анатолием Лядовым, дружба с художниками-символистами и первый значительный успех. Его дипломную работу 1897 года «Гонец» приобрел Павел Третьяков, а молодого художника премировали поездкой по Европе и стажировкой у известных французских мастеров.

Николай Рерих. Гонец. Восстал род на род. 1897. Холст, масло. 124,7 x 185. Государственная Третьяковская галерея / Картина была написана в родовом имении семьи Рерихов Извара, расположенном недалеко от Гатчины. Здесь находились обширные курганные поля, скрывавшие древности и захоронения X–XIV веков, в раскопках которых художник принимал участие
Николай Рерих. Гонец. Восстал род на род. 1897. Холст, масло. 124,7 x 185. Государственная Третьяковская галерея / Картина была написана в родовом имении семьи Рерихов Извара, расположенном недалеко от Гатчины. Здесь находились обширные курганные поля, скрывавшие древности и захоронения X–XIV веков, в раскопках которых художник принимал участие

Спустя год Николай Рерих закончил и Университет, но от карьеры адвоката отказался навсегда.
Он много путешествовал по России, учился в Париже и в этот период создал такие свои знаменитые полотна, как «Заморские гости», «Идолы», «Строят ладьи», «Сходятся старцы».

/Листайте галерею, чтобы увидеть больше картин этого периода/

В этих работах отразился тот большой интерес к ранней русской истории, который возник у Рериха ещё в юности из увлечений археологией. Позже художник написал:

«Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели еще отвести должное место, что заменит серые будни веселою, красивою жизнью»

И картины у него, действительно получились красочные, недаром он учился пейзажу в классе Архипа Куинжи.

А широко известная картина «Заморские гости» была задумана во время путешествия Рериха в 1899 году по великому водному пути от Балтийских берегов к Новгороду. Художник был очень впечатлен этой поездкой: «Чудно и страшно сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новгородская рать на роковую Шелонскую битву…».

В том же году в статье «По пути из варяг в греки» он представил литературный вариант будущей картины:

«Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями — всполошило их мирную жизнь что-то малознакомое, невиданное. Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымит роды славянские — увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строго боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом»
Николай Рерих. Заморские гости. 1901. Холст, масло. 85 x 112, 5. Государственная Третьяковская галерея /Серия «Начало Руси. Славяне»
Николай Рерих. Заморские гости. 1901. Холст, масло. 85 x 112, 5. Государственная Третьяковская галерея /Серия «Начало Руси. Славяне»

С 1903 по 1904 год Николай Рерих совершил путешествие по 40 древнейшим городам России. В результате им было создано более 90 картин и этюдов с изображениями старинных памятников архитектуры. Ещё художник делал эскизы, по которым позже расписывал храмы и часовни. Также он писал статьи о ценности древнерусского искусства, выступал за сохранение памятников: «Печально, когда умирает старина…».

С 1905 года художник приступил к оформлению оперных, балетных и драматических постановок, занимался иллюстрацией различных книжных и журнальных изданий, работал редактором в художественных журналах. Также Рерих создавал мозаики и росписи для церквей, вокзалов и домов, вместе с Александром Бенуа​, Михаилом Врубелем​ и Константином Коровиным​ восстанавливал древнерусские ремесла и традиции народных промыслов.

Кстати, организаторы выставки в Третьяковской галерее анонсируют первый показ для публики театрального задника для балета «Половецкие пляски», созданного Николаем Рерихом в 1908 году. Над его реставрацией весь последний год трудились специалисты из Третьяковской галереи.

К 1910 году Николай Рерих стал уважаемым профессором и всемирно признанным художником. Его творчеству посвящались статьи и монографии.

Художник много экспериментировал с красками, почти отказавшись от масла в пользу темперы, накладывал один тон на другой.
Помимо славянских тем в его работах стали появляться восточные мотивы и библейские сюжеты.

Одна из таких картин с библейским сюжетом в собственной трактовке – «Ангел последний» 1912 года – относится к «Пророческой» серии. Она произвела сильное впечатление на выставке художников из объединения «Мир искусства». Критики писали: «Наиболее сильное впечатление производит Рерих. Он как-то сразу вырастает, и значение его становится бесспорным».
Художник изобразил Ангела, карающего огнём и мечом погрязших в грехе людей. Картина написана накануне тяжелых событий, нависших над Россией, поэтому она считается пророческой.

/Не забывайте листать галерею/

А ещё Николай Рерих к своим работам делал поэтические зарисовки. Так к картине «Звездные руны» им было написано стихотворение «Пора»:

…Звездные руны проснулись.
Бери свое достоянье.
Оружье с собою не нужно.
Обувь покрепче надень.
Подпояшься потуже.
Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам
пора.
Николай Рерих. Звездные руны. 1912. Бумага на картоне, темпера/гуашь. 53 x 75. Государственная Третьяковская галерея
Николай Рерих. Звездные руны. 1912. Бумага на картоне, темпера/гуашь. 53 x 75. Государственная Третьяковская галерея

Началась Первая Мировая война, художник заболел. И в 1916 году по настоянию докторов из-за тяжелой пневмонии Николай Рерих с семьей покинул родной город и переехал на дачу в Карелию. Когда Рерихи закрывали дверь своей квартиры на 2 этаже дома №83 на набережной Мойки, они и предположить не могли, что оставляют её навсегда.
А случилось так, что после революции 1917 года их дача оказалась на территории Финляндии, которая воевала с Россией и закрыла границы.

Сейчас в доме, где находилась квартира и мастерские Николая Рериха с 1906 по 1916 годы, располагается Дом Общества поощрения художников
Сейчас в доме, где находилась квартира и мастерские Николая Рериха с 1906 по 1916 годы, располагается Дом Общества поощрения художников

Но Рерих продолжал работать.
В этот трагический для страны и миллионов людей период художнику хочется больше покоя, и он написал одну из самых своих миролюбивых картин –
«Пантелеймон-целитель». Мир и гармония царят в этой работе: святой старец собирает полезные цветы и травы, чтобы излечивать всех страждущих.

Николай Рерих. Пантелеймон-целитель. 1916. Холст, темпера. 130 x 178,5. Государственная Третьяковская галерея / Второй вариант картины, написанный в 1931 году хранится в музее Николая Рериха в Нью-Йорке
Николай Рерих. Пантелеймон-целитель. 1916. Холст, темпера. 130 x 178,5. Государственная Третьяковская галерея / Второй вариант картины, написанный в 1931 году хранится в музее Николая Рериха в Нью-Йорке

Благодаря друзьям в эмиграции удалось устроить несколько выставок, а в 1919 году семья перебралась в Лондон, а после и в Штаты. В 1923 году в Нью-Йорке художник открыл Музей Рериха.

В этот период Николай Рерих создал несколько серий картин: «Мечты мудрости», «Новая Мексика», «Аризона», «Сюита океана», «Мессия» и серию картин «Санкта» («Святые») о жизни русских святых.

Ещё в Лондоне супруги Николай и Елена Рерихи примкнули к Оккультному теософскому обществу. Его принципы мировой гармонии были созвучны мироощущениям художника. Рерих стремился через искусство найти связь с космосом. Увлечение древними цивилизациями, стремление познать истину в общении с просветленными восточными мудрецами рождают у художника идею отправиться в экспедицию по труднодоступным местам Центральной Азии. Его цель – открыть для Запада духовные учения Востока.

Весной 1925 года Николай Рерих, его жена Елена и старший сын Юрий в Кашмире начинают свое грандиозное путешествие. Их маршрут пролегал по самым неисследованным областям Азии: горным цепям Гималаев, Тибета, Китая, Кашмира, Монголии и Алтая.

В этой экспедиции художник проводил археологические и этнографические исследования, изучал редкие рукописи и реликвии, собирал местный фольклор. Им были написана книги «Сердце Азии» и «Алтай – Гималаи». И только во время сложнейшего и опасного путешествия он создал около 500 картин и ещё 1500 после, по впечатлениям от увиденного.

Завершилась экспедиция в 1928 году. Для обобщения её результатов в Нью-Йорке Рерихи основали Институт гималайских исследований.

В конце декабря 1928 года Николай Рерих, его жена Елена и младший сын Святослав жили в Гималаях в окрестностях местечка Наггар. Здесь, в долине Кулу, они открыли Институт Урусвати (в переводе «Свет утренней звезды»).

Художник писал:

«Боги очень удовлетворены. Мы не оскорбили их, напротив, мы даже собрали их изображения около нашего дома, принеся их из старого разрушенного храма. Есть статуя Гуга Чохана верхом на коне, богиня Кали, Риши Картик и несколько изображений Нарасимха, защитника этого места»

Одну из этих статуй мы можем видеть на весеннем горном пейзаже «Гуга Чохан».

Николай Рерих Гуга Чохан. 1931. Холст, темпера. 74,2 x 117,2. Государственная Третьяковская галерея
Николай Рерих Гуга Чохан. 1931. Холст, темпера. 74,2 x 117,2. Государственная Третьяковская галерея

Николай Рерих стал инициатором создания Договора о защите культурных ценностей, названный в честь художника Пактом Рериха. Это был первый международный акт, посвященный охране культурных ценностей.

Символом Пакта Рериха стало «Знамя Мира» – белый флаг с тремя кругами в кольце амарантового цвета. Художник предлагал поднять это знамя над всеми музеями, библиотеками, университетами и соборами для их охраны и защиты от уничтожения во время войн.

Николай Рерих. Знамя мира. 1931. Бумага на картоне, темпера. 15 x 23. Частное собрание
Николай Рерих. Знамя мира. 1931. Бумага на картоне, темпера. 15 x 23. Частное собрание

Рерих продолжал работать над своим литературными трудами, продолжал развивать своё философское учение. С конца 1935 года он постоянно жил в Индии. Художник подружился с Индирой Ганди и Джавахарлалом Неру.
Известны слова
Индиры Ганди о художнике:

«Он был одним из наиболее впечатляющих людей, которых я когда-либо встречала. Он сочетал в себе современного ученого и древнего мудреца. Он жил на Гималаях много лет и постиг дух этих гор, отображая их бесчисленные настроения и сочетания красок. Картины Николая Рериха вдохновили многие новые течения среди наших художников»

Рерих погрузился в индийскую культурную жизнь, продолжал изображать свои любимые горы и легенды. За эти многочисленные работы его стали называть «Мастером гор».

Николай Рерих выделял в своих поздних работах две основные темы, которые его волновали: это Гималаи и Древняя Россия. К истории подвига русского народа он вновь обратился во время Второй Мировой войны, создав в своих работах образы великих князей и богатырей.

/Не забывайте листать галерею, чтобы увидеть больше картин Героической серии/

После войны Николай Рерих хотел вернуться на Родину, но не успел. Умер художник 13 декабря 1947 года во время работы над картиной «Приказ учителю». Хоронили Рериха по индийским обычаям, а его прах развеяли с вершины горы.

Святослав Рерих. Портрет Н.К Рериха. 1938
Святослав Рерих. Портрет Н.К Рериха. 1938

За свою жизнь Николай Константинович Рерих написал более семи тысяч картин и часть из них мы сможем увидеть на выставке в Новой Третьяковке с 10 октября 2023 года по 10 марта 2024 года. Приглашаю вас прикоснуться к творчеству «самого загадочного художника ХХ века». Его картины определенно обладают целительной магией.

На выставке «Николай Рерих». Фото с сайта Третьяковской галереи
На выставке «Николай Рерих». Фото с сайта Третьяковской галереи

У Николая Рерих в его философских трудах существует огромное количество не только мудрых, но и добрых, светлых высказываний, следуя которым человечество непременно станет более счастливым.

«Если бы люди поняли, что посылка печали несет печаль, а посланная радость утверждает радость! Такое наполнение пространства понятно было даже первобытному человеку, когда он говорил: «Не прерву течения счастья», – Николай Рерих, из книги «Семь великих тайн Космоса»