На работе с мужиками зашел разговор про рекорды. Мальчишки всегда остаются мальчишками, и в голове у них всегда только: кто быстрее, кто глубже, кто больше. В данном случае речь зашла про подводные лодки.
С удивлением я узнал, что многие люди, думают, что самой быстрой лодкой на нашей планете является проект 705 Лира. Эта маленькая субмарина-истребитель и правда хорошо «распиарена» и как инженерный проект шедевральна, но все же не она является самой быстрой.
Самой быстрой подводной лодкой в истории подводного плавания является корабль проекта 661.
Идея лодки родилась из концепции быстрого сближения с авиносным соединением противника. Нанесение ракетного удара и стремительный уход с позиции. Номинальная идея – надо сказать. В реальности, была во главе проекта стояла не какая-то тактическая парадигма, а скорее научно-инженерная. Требовалось создать подводную лодку предельных параметров. На основе нового оружия, новых материалов, новых приборов. В проекте запрещалось использовать текущую номенклатуру агрегатов. Все требовалось создать заново.
В итоге, в 1959 году в ЦКБ-16 было начато проектирование корабля с шифром «Анчар», под перспективный комплекс вооружения – противокорабельные ракеты П-70 «Аметист». По плану, подводная лодка оснащалась двумя реакторами общей мощностью примерно 250 мВт с двухвальной системой. Прочный корпус создавался из титанового сплава, а общее подводное водоизмещение составило 7000 тонн. По спецификации, будущий корабль должен был развивать скорость 38 узлов, что в целом позволяло практически гарантировано обгонять любые корабельные соединения и занимать выгодную позицию упреждения, для ракетной или торпедной атаки.
«Анчар», строился довольно быстро – всего от начала работ по документации до спуска на воду прошло менее 10 лет. Однако такие высокие скорости разработки потребовали свою цену. «Анчар» обошелся в четверть миллиарда советских рублей, что примерно соответствует 1% от годового бюджета Советского Союза. Безумно дорогой проект, в чем-то сопоставимый с иными космическими программами.
В 1969 году «Анчар» вступил в строй Северного флота.
В 1970 году, на мерной миле, подводная лодка развила рекордную скорость в 44,7 узла на глубине. Это был абсолютный рекорд. Который не побит по настоящее время.
Однако, в данном достижении было одно неприятное явление. При достижении максимальной скорости уровень шума в центральном посту корабля превысил 100 децибел, что с одной стороны делало некомфортной работу экипажа, а с другой стороны полностью лишало подводную лодку скрытности – ее главного козыря. Кроме того, корабль не мог длительное время поддерживать рекордные скорости и эффективно маневрировать. Начинался повышенный износ механизмов и систем. Подобный режим был признан рискованным и применялся крайне редко.
В 1971 году во время боевой службы в Атлантике, «Анчар» выследила ударную группу авианосца «Саратога» и некоторое время преследовала его, время от времени обгоняя корабли США и имитируя выходы в атаку.
В целом же, в службе этого корабля не было сильных медийных историй. Он эксплуатировался грамотно и бережно, насколько это возможно. Прожил свой срок и был выведен в конце 80х в резерв, а потом и окончательно списан в 90е. Разобрана подводная лодка в период с 2005-2007 гг на «Севмаше».
Естественно, в серию корабль 661 проекта не пошел. В этом не было никакого смысла. Корабль строился для другого. Во времена перестройки, гласности его нещадно критиковали. А потом и вовсе везде растиражировали уничижительное прозвище «золотая рыбка», явно намекая на бесполезность и тупиковость трат. И все вроде бы так… но есть нюанс.
Если смотреть с точки зрения «Экономикса» и прочих неоклассических монетаристских доктрин, пришедших из-за океана, Анчар – это деньги в никуда. Это гигантские потраченные деньги, которые не принесли никакого дохода. Но экономикс узколоб.
Анчар дал Советскому Союзу целые индустрии, которые работают и сейчас. В частности, было кратно увеличено производство титана. Были освоены методы его обработки и создания крупноблочных конструкций. Особо стоит отметить методу сварки титана в аргоновой атмосфере. Это то что дало прорывные компетенции и в принципе это то что кормит нас до сих пор. Я не буду говорить о том, что очень многие решения, реализованные на проекте 661 пошли потом в массовое производство и подняли общий технологический уровень нашего подводного флота. Очень молодого флота, я смею заметить.
С чисто флотской точки зрения, Анчар стал родоначальником целых двух ветвей подводных лодок.
Его прямые потомки – проект 670. Подводные лодки из стали, которые строились уже крупной серией.
Кроме того, от проекта 661 пошла целая плеяда титановых подводных лодок, с высочайшими тактико-техническими характеристиками.
Поэтому, с точки зрения государственного развития Анчар – это безусловно позитивный проект, который дал нашей стране сильно больше чем забрал у нее.
На текущий момент от Анчара сохранилась рубка, которую планируют установить в качестве экспоната военно-морского музея.
С точки зрения волшебного пластика, Анчар представлен моделью фирмы MicroMir. Модель встречается не часто, но для коллекционера может представлять интерес. Стоимость 2-3 тысячи рублей.
На этом на сегодня все. Всем творчества! Всем креатива!