Найти тему

Безводный мир в катакомбах Петрикирхе

На спуске в катакомбы
На спуске в катакомбы

Выставка современного искусства «Безводный мир» в катакомбах Петрикирхе относится к тем историям, когда не идея искала пространство, а пространство стало источником идеи. Старая церковь, которая в советские годы трансформировалась в городской бассейн, а затем, сохраняя архитектурные следы своего спортивного прошлого, как не зарубцевавшиеся шрамы, вновь стала местом духовного притяжения.

Абсурд событий, который так символично напоминает нам о непреходящих ценностях, о том, что колесо времени катится по истории, возвращая рано или поздно нас к истине, снова и снова давая нам шанс на ошибку, её осознание и исправление. Именно в такие мысли погружаюсь я, оказываясь в этом месте в самом сердце Петербурга.

Выставка в катакомбах церкви глубоко концептуальна. Все ограничения, которые здесь присутствуют, нужно принять как данность, как часть тех ощущений, которые необходимы для раскрытия идей и посылов проекта.

Кураторский манифест гласит:

«Художественные проекты Петербургской галереи Мосты бесстрашно выходят за рамки академической скуки. Для проекта «Безводный Мир» выбрана площадка катакомб Петрикирхе – удивляющее, сбивающее с толку пространство.

Что происходит, когда целью является исследование и нет неправильных ответов, а есть только опыт, по который служит отправной точкой? Это обезоруживает. Художники опираются на широкий спектр идей и эмоций, связанных с местом, где должна быть вода, и стремятся раскрыть те общие клише и предрассудки, которые отражают наш разнообразный, длительный и часто мрачный опыт, связанный с плавательным бассейном и молением о чаше – нет, жребий не пронесут мимо нас. Иссушение слоев, измельчание основ, тектоническое смещение ракурсов культурного кода – все это нашло отражение в той единственной влаге, что питает нас сейчас – искусстве.

Цель проекта «Безводный Мир» - показать, как наши действия, предпринимаемые спонтанно – из-за угрозы выхода из комфортной зоны, формируют наше поведение, помогая нам принять единственно правильное решение. Это послужит катализатором для каждого, чтобы по-новому посмотреть на то, что на самом деле происходит вокруг нас, и задаться вопросом: «фантазия ли – безводный мир?»

Мне, как художнику, принявшему участие в этом проекте, было волнительно увидеть экспозицию. Пространство, действительно, обескураживает своей неприспособленностью для экспонирования произведений искусства. Когда я оказалась в катакомбах в день открытия выставки, все сомнения развеялись. Наполнившись визуальными образами, катакомбы преобразились. Возникла какая-то органичная связь между ними и работами художников.

Экспозиция в катакомбах
Экспозиция в катакомбах
Экспозиция в обезвоженной чаше бассейна
Экспозиция в обезвоженной чаше бассейна

Двухуровневое зонирование локации внесло контраст в экспозицию. В чаше бывшего бассейна яркий холодный свет рассеивается в большом пространстве. Где раньше была вода, теперь руины и запустение. Здесь особенно пронзительно кричат высказывания художников о безнадежности и обречённости. В сводах катакомб накал стихает, и зритель, блуждая по тоннелям с приглушенным светом, может вступить в диалог с самим собой в поиске ответов.

Расшифровка смыслов
Расшифровка смыслов

Текст - неотъемлемый атрибут любой выставки современного искусства. Его здесь много: от кураторских высказываний до эссе авторов. Только воспринимая работы вместе с текстовым сопровождением, можно полноценно погрузиться в игру смыслов и зашифрованных сообщений художников. Катакомбы заставляют вас разыскивать послания, наклоняться в низких сводах, светить фонариками - одним словом, быть исследователем и прикладывать усилия в поисках смыслов. Выступая самостоятельным арт объектом, катакомбы также полны загадочных знаков. Они вступают в диалог со зрителем и предметами экспозиции.

На выставке представлено около 60 работ в разных медиумах: живопись, графика, фотография, керамика.

В проекте участвуют художники: Дарья Коллегова, Яна Бочкарева, Сергей Миханков, Елизавета Михалева, Олег Ильдюков, Инна Зюзина, Александр Саватюгин, Александр Скибицкий, Елена Кондратьева, Олег Горностаев, Наталья Чайковская, Анастасия Абрикосова, Анна Масевич, Вероника Пестова, Екатерина Порубова, Маргарита Баранова, Олег Калитеня, Ирина Касперская, Анастасия Нильская, Татьяна Туранова-Василенко, Ольга Суворова, Катрин Рымша, Анна Штейнман, Татьяна Казанская, Анна Соболева, Мстислав Павлов, Творческая мастерская керамики «Шувалово» и Студия ДАК.

Кураторы проекта: Татьяна Казанская и Анна Соболева

8.03 - 22.03.2024, Санкт-Петербург, Невский пр., 22-24, катакомбы Петрикирхе