Ремень безопасности автомобиля, вроде простое устройство, но скольким людям во всем мире он спас жизнь. По подсчетам фирмы Вольво, на 2002 год было около миллиона. Сейчас, значит, примерно двум миллионам. А скольким сохранил здоровье, и не сосчитать. В СССР местами для крепления трехточечных ремней безопасности стали оборудовать автомобили с 1969 года, а наладили массовый выпуск ремней только в 1974 году. О, так ровно 50 лет назад, стало быть, юбилей!
А самой идее ремня для безопасности пассажиров на транспорте около… 200 лет. Да, ни автомобилей, ни самолетов еще в помине не было, а идея безопасности пассажиров уже была. Идейным вдохновителем первой концепции стал сэр Джордж Кейли, английский инженер, более известный своими новаторскими работами в области аэродинамики и теории полета на аппарате тяжелее воздуха. Осознавая риск, присущий полетам, Кейли предрек использование ремней для удержания человека на месте, чтобы предотвратить травмы при резких движениях и ударах.
Но, как это часто бывает, идея сильно опередила время. Автомобили появились лишь в конце 19 века, а братья Райт впервые подняли в воздух аэроплан только в 1903 году. В авиации впервые применил ремень французский летчик-ас Адольф Пегу в 1913. Он был вторым в мире после нашего Нестерова, выполнившим в воздухе «мертвую петлю». Далее уже другие летчики стали «пристегиваться» для выполнения фигур высшего пилотажа, что неудивительно, а то легко можно было продолжить полет отдельно от самолета. Но только с 1930-х годов началось массовое использование ремней в авиации.
Скорости ранних автомобилей были еще не теми, чтобы необходимо было задуматься над безопасностью пассажиров, однако в начале 20 века уже было предложено несколько вариантов устройств для фиксации человека в автомобильном сидении. Массово ремнями стали пользоваться автогонщики в 1920-х годах, но конструкция их была весьма сложна, чтобы применить на серийных автомобилях. Процесс пристегивания был долгим и неудобным.
Так и ездили люди не пристегнутыми, но растущие скорости и рост количества машин многих заставил задуматься о безопасности. В 1950-х годах один из родственников тогдашнего президента шведской компании Volvo Гуннара Энгелау погиб в автокатастрофе. Это потрясло его настолько, что он срочно распорядился увеличить финансирование на повышение уровня безопасности автомобилей, производимых его компанией. Для этого был нанят шведский инженер Нильс Болин, работавший ранее в фирме SAAB, где сконструировал кресло с катапультой для реактивного истребителя
Болин сразу отверг авиационную концепцию, в которой ремни имеют несколько точек крепления. Это, конечно, эффективное решение, но не для автомобилей, ремень должен быть максимально удобным и управляться одной рукой. Мысль была новаторской, потому что автомобили того времени, если у них вообще были ремни, то они были двухточечными, захватывали пояс и застегивались на животе. Большинство автомобильных аварий показывали неэффективность такого решения. И вот уже в 1959 году с конвейера сошла серийная модель Volvo PV444 с трехточечными ремнями безопасности. У них еще не было инерционного механизма, который бы их автоматически убирал, но это было новое слово в автомобильном мире того времени. Изобретением заинтересовались другие производители, и Volvo выдавала им патенты бесплатно, что ускорило массовое внедрение ремней безопасности.
Поначалу ремни безопасности были опцией, устанавливаемой за дополнительную плату, но уже к 1970 году они стали обязательным оборудованием для всех автомобилей, выпускаемых в США, а затем и в других странах. В СССР в 1975 году вышла новая редакция ПДД, где был пункт об обязательном пристегивании ремнями (но только на тех автомобилях, где это предусмотрено конструкцией). Со временем конструкция ремней безопасности совершенствовалась, в частности они стали саморегулирующимися, а устанавливать их стали не только на передних, но и на задних сиденьях.
Ремни безопасности – это главная система безопасности людей в автомобиле. Без них другие системы бесполезны или даже опасны. Например, подушка безопасности защитит нашу голову и грудь только тогда, когда мы пристегнуты ремнями безопасности. В противном случае тело слишком быстро движется к рулю, и подушка безопасности может не защитить, или причинить увечье, вплоть до перелома шейных позвонков. Так что обязательно пристегивайтесь! Счастливой дороги!