Найти тему

Терпение, любовь и нестандартный подход: опыт логопеда

Мария Чибрикова — аспирант факультета дошкольного, начального и специального образования Государственного университета просвещения, учитель-логопед высшей квалификационной категории. Она занимается коррекцией речи детей дошкольного и младшего школьного возраста и не понаслышке знает, что обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья — занятие непростое. Мария работает с детьми в школе и реализует свой талант логопеда-дефектолога в детском центре «Талантика» в Мытищах. Какими качествами должен обладать педагог, чтобы не выгореть и остаться в профессии, она рассказала нашему каналу.

Одна из важных составляющих профессии педагога — это любовь к детям. Но на самом деле, любить детей — это очень широко, многогранно и совсем не конкретно. Порыв, не подкреплённый профессионализмом в коррекционной педагогике, увы, может быстро закончиться, а педагог — выгореть.

Работа с детьми, а особенно — маленькими, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития — это большой труд. Профессия предъявляет к коррекционным педагогам (дефектологам, логопедам, олигофренопедагогам, психологам) высокие требования. Это касается как профессиональных, так и личных качеств.

Педагог-дефектолог должен быть ответственным, совершенствоваться в своей профессии, актуализировать знания и навыки и в то же время делиться своими наработками с коллегами. Работа коррекционным педагогом является очень творческой: она требует гибкости и креативности. Во время учёбы взрослые вместе с детьми придумывают новые игры и задания, которые увлекают и помогают эффективному усвоению учебного материала.

Для любого педагога на первом месте всегда находится искренний интерес к своим подопечным. Важно замечать и радоваться маленьким победам детей, уважать личность ребёнка!

Секрет успешного взаимодействия — доброжелательность и эмпатия, принятие ученика с его особенностями, подбор индивидуального маршрута обучения, желание расти и развиваться вместе с ним.

А ещё очень важна пристальная внимательность, наблюдательность и терпеливость. В начале 20-х годов XX века выдающийся учёный в области коррекционной педагогики Лев Семёнович Выготский описал метод педагогического оптимизма. Это гуманный подход к детям, вера в потенциал каждого ученика, целеустремлённость в достижении результата!

Как показывает практика, специалист должен уметь находить общий язык с детьми и их родителями, быть общительным, тактичным, коммуникабельным. Важно, чтобы у педагога была грамотная речь, хорошо поставленный голос, отличная память и нестандартное мышление. Необходимо оставаться неравнодушным к проблемам и трудностям, которые могут возникать у учеников и их родителей, быть открытым и иметь желание помогать.

Кроме личностных качеств, коррекционному педагогу не обойтись без высокого профессионализма и большого объёма знаний в разных направлениях медицины, психиатрии, психологии и педагогики общей и специальной, реабилитологии и социологии. Осведомлённость в разных областях способствует пониманию возникновения и проявления тех или иных нарушений в развитии у детей на разных этапах их взросления.

А какие качества вы считаете самыми важными для учителя-логопеда? Поделитесь в комментариях!