Найти тему

«Король коллекционеров» сохранил трусы Есенина

Коллекционер у самовара
Коллекционер у самовара

В коллекцию Ивана Фоминых попали телефон Ленина, куртка Николая Второго и чемодан Гитлера

Уникальный музей работает много лет в пригороде Петербурга Пушкине. Только там все желающие могут увидеть вещи, принадлежавшие известным всем историческим персонажам. Пенсионер, не спроста получивший прозвище «король российских коллекционеров» спас от времени такие раритеты как купальный костюм Сергея Есенина и гамаши Федора Шаляпина. На сбор уникальной коллекции Иван Александрович потратил более трех десятилетий. По мнению Ивана Фоминых, именно вещи, рассказывающие о быте, а не золото и бриллианты должны храниться в музеях.

Тот самый телефон
Тот самый телефон

«Дворяне мне не интересны»

Собрав огромную сокровищницу Иван Александрович всегда мечтал беспрепятственно демонстрировать ее всем желающим. По словам пенсионера, бытовые предметы куда интересней известных всем картин и статуй.

- По шикарным дворцам я не ходил уже лет 20, рассказывает Иван Александрович. Выставляется там золото, мрамор и зеркала. А мне, как любому нормальному человеку это не интересно. Я сам не дворянин и предков-дворян у меня не было. Мне интересно то, чем жили простые люди. К тому же, сокровища дворцов никуда не денутся, они благополучно проживут и 20 и 30 и 50 лет. А вот уникальный быт в отличие от них исчезает каждый день. Его я и решил спасти для потомков.

По словам Ивана Александровича, старинные вещи он начал собирать после смерти отца, для того, чтобы увековечить его память. Сперва, съездил на родину в Вятку, а затем, после того, как свободного времени стало больше, стал колесить по России, разыскивая предметы старины. Сейчас в музее Ивана Фоминых увековечены практически все творцы российской истории.

Копилка
Копилка

Платок и куртка Николая

- Только у меня в одном помещении можно увидеть личные вещи таких противоположных политиков как последний российский самодержец, того, кто свергал его с трона и Владимира Ильича, пришедшего к власти в октябре 1917-го.

От Николая Второго Ивану Фоминых достались кожаная куртка и красивый платок в рамке. Именно такие раздавались в далеком 1896 году на страшном Ходынском поле в Москве. Для того, чтобы получить такой подарок от царской семьи туда пришло множество горожан. В результате возникшей давки пострадали более трех тысяч человек. Другим экспонатом, посвященным дореволюционному периоду нашей истории стала кожаная куртка Николая Второго.

- Российский самодержец был покровителем автоспорта, хотя и наряжался в шоферский наряд не очень часто, рассказывает Иван Александрович. Много лет назад он подарил эту куртку шоферу, возившему принца Ольденбургского. Как она попала ко мне – маленький секрет.

Та самая куртка
Та самая куртка

Ленин с волчьими глазами

От лидера буржуазной февральской революции Александра Керенского и вождя мирового пролетариата Владимира Ленина Ивану Фоминых достались телефонные аппараты.

- Один еще в очень давние времена я выпросил у коменданта Смольного, другой сразу после войны подобрал в Зимнем Дворце. Именно с этими трубками в руках лидеры временного правительства и советов рабочих депутатов вершили судьбы нашей страны.

Другая память о Владимире Ильиче – уникальный портрет Ленина, которому позавидовал бы любой музей. Изображение вождя мирового пролетариата далеко от советских канонов. Если на портретах, которые сопровождали многих из нас в течение всей жизни, глаза у Ленина светятся добротой, то на картине из собрания Фоминых он выглядит как настоящий дьявол.

- Этот портрет на фанере нарисовал личный охранник Ленина Иван Анохин, рассказывает собиратель. Портрет писался при жизни вождя, когда никаких канонов его изображения не существовало. Другого материала под руками у Анохина просто не было. Хотя сработал он блестяще и портрет прекрасно сохранился, несмотря на прошедшие десятилетия. Рыжие глаза вождя могут свести с ума кого угодно! Написанные собственной рукой портрет Иван Анохин подарил большевику Емельянову. Тому самому, что скрывал Ильича в Разливе. Ко мне он попал от его родственников много лет спустя.

Очень страшный Ленин
Очень страшный Ленин

От отца – снаряд в подарок

Есть в коллекции Ивана Александровича и предметы, повествующие о делах, далеких от мирного быта. Один из экспонатов еще в детстве он получил из рук отца. Призванный на службе во время Первой Мировой он принес домой пушечный снаряд, едва не отправивший его на тот свет. Хитроумные немцы еще во время той далекой войны изобрели снаряды с часовым механизмом. Несмотря на падение и удар о землю разрывались они строго по таймеру, который должны были установить артиллеристы перед выстрелом. Жизнь Фоминых-старшему спасло лишь то, что необычное устройство не сработало. Кроме того, о событиях первой мировой и революции повествует куртка земляка коллекционера служившего в те времена на знаменитой «Авроре».

Предмет особой гордости Ивана Александровича – чемодан для перевозки секретных документов из личной канцелярии Гитлера.

- Убежден в том, что этот чемоданчик из буйволовой кожи держал в руках сам бесноватый фюрер, - говорит коллекционер. Ко мне эта штука попала от военного пенсионера, в войну служившего летчиком-истребителем. В самом конце Блокады под Ольгино он сбил фашистский самолет, который вез гитлеровским частям именной приказ Фюрера о начале химической атаки на Ленинград. Страшные документы забрали себе сотрудники НКВД, а опустевший чемодан, в благодарность, преподнесли летчику, сбившему тот самый самолет. Много лет спустя герой передал его мне вместе с уникальным рассказом о событиях военных дней.

Портрет отца
Портрет отца
Чемодан Гитлера
Чемодан Гитлера

Есенин купался в полосатом

Один из самых любимых предметов Ивана Александровича – купальный костюм Сергея Есенина. В его руках сине-белый наряд оказался еще в 1960-е годы.

- В те времена на жизнь я зарабатывал натурщиком в Мухинском училище, вспоминает Иван Фоминых. Как-то раз один из художников пригласил меня в гости к его подруге, жившей на Гагаринской улице у Невы. Там мы замечательно проводили время в шумной компании, а потом соседка подруги художника принесла полосатый купальный костюм и стала рассказывать, что в этой квартире его оставил великий поэт. Есенина она называла Сережей и говорила, что встречалась с ним в 1920-е годы. Как-то раз они вместе ходили на пляж, а потом пошли в тот дом на Гагаринскую и Есенин остался у нее на ночь. Купальный костюм и некоторые другие вещи он просто оставил, покидая любовницу на следующее утро. Вместе с ее нарядами нижнее белье великого поэта пролежало всю Блокаду. Отдать купальный костюм мне дама согласилась с трудом, да и то после долгих уговоров. Денег с меня она так и не взяла, зато потребовала поклясться, что я сохраню вещь Есенина для потомков.

О другом, не менее любимом россиянами персонаже – певце Федоре Шаляпине в музее Ивана Фоминых напоминает… обувь. Во время очередной поездки за антиквариатом на юг ему удалось найти подлинные гамаши знаменитого исполнителя.

- Длительное время вместе с остальным хламом они валялись в театре в Сочи, вспоминает Иван Александрович. В биографических книгах я неоднократно читал, что Федор Шаляпин любил именно такую обувь и часто менял гамаши. В Сочи он оставил немало вещей и их длительное время хранили работники театра. Гамаши же лежали прямо в одной из гримерок и перед тем как выставить на всеобщее обозрение мне пришлось их изрядно подреставрировать.

Купальный костюм
Купальный костюм
Крупно
Крупно
Гамащи Шаляпина
Гамащи Шаляпина

Наш быт уникален!

- Быт русских людей неповторим и уникален, уверяет Ивана Александровича. Ничего подобного нет ни в одной другой стране мира! Иностранцы, которым я демонстрирую собственные собрания, приходят в неописуемый восторг. Им то ничего такого, как, к примеру, ухват с колесами, не снилось.

Уникальный ухват, снабженный колесиками Иван Фоминых нашел во время одной из последних поездок за экспонатами в российскую глубинку. Оказывается, еще полтора столетия назад на новгородчине догадались оснастить самый обычный ухват для русской печки колесами. Таким образом, легко и непринужденно хозяйка дома могла ставить в печь и вынимать из нее огромные и тяжелые горшки.

Коллекционеров необычных технических устройств потрясла специальная машинка, для чистки яблок, найденная Фоминых во время поездки по деревням русского севера.

- На столе она крепится, словно современная мясорубка, демонстрирует необычную находку Иван Александрович. Вращая ручку можно сперва аккуратно снять с яблока шкурку, а затем убрать всю сердцевину вместе с семечками.

Поражает воображение и старинное собрание стеклянных бутылок от Ивана Фоминых. Оказывается, разливать водку в бюсты политиков и знаменитостей догадались не в наши дни, а еще полтора столетия назад. В 1890-е годы, к примеру, по всей России продавались уникальные бюсты полководца Скобелева. Пробка, закрывавшая бутылку - бюст втыкалась герою войны с турками прямо в голову.

- Если бы эти предметы не нашел я, они исчезли бы в небытии всего через несколько лет, убежден Иван Фоминых. Потому и призываю всех, кому дорога история нашей страны и память о наших предках заняться коллекционированием антиквариата. Начать лучше всего с дома, квартиры и личных архивов, фотографий и писем дедушек и бабушек. Знать свое фамильное древо должен каждый школьник. Когда человек будет знать, откуда он произошел, кто его прадед и пращур он будет гордиться своей фамилией, своим городом и своей страной. Ведь все это наша история и сохранить ее – наш долг.

Ухват с колесами
Ухват с колесами
Такая бутылка
Такая бутылка
Машинка для яблок
Машинка для яблок
На спасение утопающих
На спасение утопающих