Найти тему
Блог для родителей Lucky Child

Синдром спасателя. Как не забыть о себе, помогая другим

Постоянно испытываете желание кому-то помочь? Считаете, что без ваших советов подруга не сможет принять правильное решение, а коллега точно допустит ошибку в работе? Не можете отказывать в помощи и часто выбиваетесь из графика собственной жизни? Поздравляю, у вас синдром спасателя.

Когда мы видим, что кто-то нуждается в помощи, мы инстинктивно хотим помочь ему. Это одно из самых благородных качеств человека и очень поощряется обществом. Мы часто встречаем спасателей в художественных произведениях, про них слагают легенды, поют баллады, снимают кинофильмы. Многие дети хотят на них походить, поэтому выбирают профессии пожарных, врачей, учителей, военных.

Но не во всех профессиях требуется кого-то спасать ежечасно. В повседневной жизни не каждый день человек просит о помощи и нуждается в ней. Тогда человек с синдромом спасателя навязывает свою помощь другим, жертвуя зачастую собственным благополучием, и доводит себя до эмоционального и физического истощения. И не всегда та помощь, которую он оказывает, действительно так нужна окружающим его людям.

Синдром спасателя – это психологическое состояние, когда человек постоянно хочет помогать другим, забывая при этом о себе. Такой синдром может возникнуть как следствие детской травмы, нездоровых отношений с партнёром или из-за агрессивной обстановки на работе. Это может быть результатом воспитания в определённом обществе, где жизнь человека сама по своей сути обесценена. Только через жертвование и героизм можно доказать свою нужность в обществе. Чувствуя себя одиноким, брошенным, потерянным, человек с синдромом спасателя находит своё призвание в навязанной помощи к другим.

Спасение обездоленных, лишённых, беспомощных, отстаивание их интересов – это проекция его собственной внутренней травмированной части. При этом спасение происходит не чисто из альтруистических соображений, а как способ самореализации и получения благодарности от окружающих. Также «спаситель» становится покровителем тех, кого спасает, манипулируя их сознанием, вызывая чувство вины и обязанности перед ним. И вот уже «добрый самаритянин» трансформируется в агрессора и преследователя.

-2

Если человек с синдромом спасателя не получает достаточно признания и восхищения, то от простых навязанных советов и вмешательства в чужую жизнь он переходит к абьюзу и давлению на окружающих, унижая, оскорбляя их, обесценивая их возможности. Таким образом он становится в их глазах спасителем. При этом сам спаситель никогда не просит помощи у других и уходит от ответственности решения собственных проблем. Если кто-то из окружения такого человека с синдромом спасателя соглашается с ролью жертвы, то он попадает в треугольник Карпмана.

-3

«Треугольник Карпмана — это модель созависимых отношений, в которых участвуют трое: Преследователь, Жертва и Спасатель. Каждый из них играет определённую роль. Преследователь нападает на Жертву, контролирует её и доминирует над ней; Жертва страдает и винит в своём состоянии обстоятельства и других людей; Спасатель защищает Жертву, тем самым убеждая её, что она не может решить проблему своими силами». При этом роли между всеми участниками этих драматических отношений могут часто меняться. А бывает и так, что все роли уживаются в одном человеке.

Карпман часто в пример приводил сказку «Красная Шапочка» по версии братьев Гримм, где девочка сначала играет роль «спасателя», направляясь к бабушке, затем превращается в «жертву» волка, а затем сама становится «агрессором» по отношению к волку, после того как её спас охотник.

-4

В обычной жизни мы можем встретить такие отношения, например, между родителем и ребёнком. Ребёнок просит помощи с домашним заданием, и родитель помогает, выступая в роли спасателя. Затем это происходит на регулярной основе, ребёнку выгодно быть своеобразной беспомощной жертвой, чтобы всё делали за него. Когда родитель понимает, что ребёнок специально просит о помощи, чтобы не делать самому уроки, родитель становится агрессором, обвиняя ребёнка в лени.

Но затем роли меняются, ребёнок принимает обличие агрессора, в ответ начинает говорить, что родители его не любят, обвиняя их в жёсткости и чёрствости и давя на несостоятельность в роли взрослых и родителей, так как не могут купить ему дорогие вещи и платные уроки у репетиторов. Родитель корит себя, что недостаточно дал ребёнку и что ведёт себя агрессивно по отношению к своему малышу. Тем самым принимает роль жертвы. И тут ребёнок начинает помогать по дому, «прощать» родителя, становясь для него своеобразным спасателем. И так по кругу, точнее, по треугольнику.

-5

В эту созависимость можно попасть и на работе, стоит только согласиться на роль спасателя и поработать сверхурочно, без доплаты, а только ради общего дела. Нездоровые отношения могут развиться в дружеских и любовных отношениях. Когда один участник просит постоянно помощи, но не пользуется советами, а ждёт, когда всё решат за него, а второй участник выступает в роли спасателя. Или же когда один партнёр страдает определёнными зависимостями, а второй его постоянно от них спасает.

Очень ярко такая модель поведения также показана в фильме «Покровские ворота» (1982 г.) Михаила Казакова. Героиня Маргарита Павловна Хоботова, страдая синдромом спасателя, контролирует жизнь бывшего мужа, вместо того, чтобы строить здоровые отношения с новым мужем. А её слова стали своеобразным символом «сильной» женщины: «Это мой крест! И нести его мне!»

-6

Конечно, в некоторых ситуациях мы неосознанно начинаем примерять на себя роль спасителя. Я и сама иногда за собой замечала, что начинаю страдать данным синдромом. Стоит только посмотреть новости, где рассказывают о больных и несчастных людях, как сердце разрывается. Начинаешь думать, как им помочь и что сделала бы я, окажись в их ситуации или мои близкие. Для их спасения требуются большие денежные средства, которыми я, к сожалению, не обладаю, поэтому миссия спасателя провалена. И вот я уже вместо того, чтобы думать о насущных проблемах в собственной жизни, пытаюсь безуспешно решить чужие. Давать советы подруге, как устроиться на работу, похудеть, распланировать день, чтобы всё успеть, легче, чем самой придерживаться своего жизненного плана.

Когда я замечаю за собой, что слишком погружаюсь в чужие проблемы, при этом у самой гора не выполненных дел, я начинаю мыслить объективно. Задаю себе простые вопросы: «Могу ли помочь сейчас этим людям? Достаточными ли я обладаю ресурсами для оказания помощи тому или иному человеку? Действительно ли нужна помощь этому человеку?» Когда, сопоставив все факты, я отвечаю на эти вопросы «нет», начинаю планировать уже свои собственные дела.

erid: 2VtzqwiURp8 Реклама, ЗАО "Лаки Чайлд" ИНН 7713693720 https://lucky-child.com
erid: 2VtzqwiURp8 Реклама, ЗАО "Лаки Чайлд" ИНН 7713693720 https://lucky-child.com

Смотреть весь каталог детской одежды Lucky Child

Важно понимать, что нужно помогать другим, но не за счёт своего собственного здоровья. А помогая другим, не забывать о себе. Не стесняться обсуждать свои чувства и эмоции с близкими людьми. Наконец, осознать, что мы не можем контролировать жизнь других людей и не отвечаем за их счастье. И не стоит судить себя, если приходиться отказывать кому-то в помощи. В свою очередь, не нужно бояться принимать помощь от других людей, ведь каждый имеет право на поддержку и заботу.

-8

Синдром спасателя может оказаться тяжелым бременем для человека. Но, определив границы, сохраняя баланс между самоотверженностью в помощи кому-то и самоуважением, человек может стать эффективным помощником, не забывая о своём собственном благополучии.

Мария Балыкина

А вы замечали за собой такое?

Прочитать больше жизненных историй вы можете здесь: