Лето, речка и лес — не правда ли хорошо? А если к этому добавить писк комара? Ну так сказать для объемности картинки. А если гул от тысяч комаров? Он ведь не отменит красоты природы. Ну уже не так весело и радужно становится, соглашусь. Это рассказ, о том что придумали люди, чтобы спокойно сходить в лесок.
Веточка и дымок
Комары для нас, людей, всегда были большой проблемой. Особенно с той поры, когда наш вид занялся сельским хозяйством и начал заболачивать поля. Да, самый большой вклад в распростренение комаров внесли люди. Но это проблема и не только наша многие животные в лесу страдают от них постоянно. И есть чего опасаться. Комары могут быть распространителями десятков болезней: туляремия, дирофиляриоз, японский энцефалит, лихорадка Западного Нила и, наконец, малярия. Обычная аллергическая реакция тоже не сахар. Дикий зуд, покраснение и даже отек — у каждого своя индивидуальная реакция.
Но комары такая же часть биосферы как и мы с вами. Комары участвуют в опылении растений, являются кормом для насекомых, рыб и птиц. Мелкие создания переносят в своих тельцах химические вещества — марганец, азот, углерод, фосфор, бор, кальций, железо, молибден. Учитывая количество гнуса, объём таких природных транспортных поставок исчисляется тоннами. Учёные считают, что тучи комаров в таежных лесах — единственный источник доставки микроэлементов растениям. Как что приходится нам с ними устанавливать нейтралитет. Правда, выгоден он только нам — людям.
С древнейших времен люди ищут как защититься от комаров. Окуривали помещения дымом хвойных и полыни, жевали чеснок, обмазывались пыреем, жиром и растительным маслом. Охотники в тайге вымазывались дегтем и даже собак тоже им покрывали. В Китае XVI века в домах ставили клейкие ловушки для насекомых. А в Европе того же времени в лампадках жгли пахучие травы. Также комары не переносят запаха эфирных масел гвоздики, аниса, эвкалипта, базилика. Чем умело пользовались наши предки.
Боролись и с главной причиной — стоячая теплая вода. Города осушали, каналы прятали под землю, чтобы не оставить комарам мест для размножения.
Другой способ защиты — механический. То есть просто не подпускать к себе комаров. Можно просто обмахиваться веточкой. А можно и применить ткань. Пологи из тонких тканей помогали спокойно спать, и это известно еще с Древней Греции. Огромным шагом в защите от комаров стало появление в XVIII веке марли. Кстати, называется она так, потому что первая фабрика находилась в Европе, в местечке Marly-le-Roi. Делали ее для производства бинтов, но применение оказалось обширным. Многие из вас, наверное, помнят прикрытые марлями форточки в дачных домиках. Использовали такой способ и путешественники. Да и сейчас костюм с москитной сеткой лучшее решение на Кольском и Путорана, например. Комары просто не доберутся до кожи.
Но все же. Сидеть и кашлять от дыма? Потеть в накомарнике? Народные методы мы используем до сих пор, но это не всегда удобно. Надо что-то делать...
Торжество ума
В XX веке к процессу подключилась наука. Как ни странно, колонизация и война — основной двигатель этих изменений. Во времена Второй Мировой войны солдаты армии США страдали от укусов насекомых. Заболевших малярией было не меньше чем раненых в боях. Поэтому ученые задумались над тем, как спасаться от вездесущего гнуса. Довольно скоро они синтезировали желтоватую маслянистую жидкость — Диэтилтолуамид. Уже с 1946 года американские солдаты брали ДЭТА перед заходом в джунгли. Новое средство отпугивало и других насекомых. А с 1957-го вещество открыли и для гражданского использования. В тюбиках и баночках ДЭТА пересекла океан и скоро стала популярна во всем мире. Практически все репелленты, что мы сейчас видим — это ДЭТА.
Препарат можно наносить на кожу и одежду. В больших концентрациях от оставляет масляные пятна, что портит костюмчик. Но для организма ДЭТА почти безвредна. Обрызганными руками можно собирать и есть ягоду — концентрация не так велика, чтобы отравить. Но возможна индивидуальная побочка.
А что в Союзе?
Турбореактивный авиационный двигатель на шасси бронетраспортера! "Как тебе такое, илон маск?!" За один час 10 тысяч гектаров!
В 1970-х на Великих стройках БАМа и Сибири применяли такие машины для распыления химических реактивов. Например, в Амурской области очень много гнуса и энцефалитных клещей. И в то же время на стройки хлынуло огромное количество людей — поднимать целину было модно. Чтобы защитить людей от болезней применяли подобные машины. Обработка большого участка леса ядом — как ковровая бомбардировка. Без разбора уничтожали всех местных насекомых и связанных с ними существ. Нередко применялся яд ДДТ, который позже был запрещён во всём мире из-за высокой токсичности и накопления. На “стерильный” лес вскоре снова слетались комары и сползались клещи. Но тогда было нужно срочно защитить тысячи людей, и другого выхода не было. К слову, адские машины применялись лишь изредка на удаленных стройках. Вблизи городов и сел, конечно, такого не было.
Там была тонкая работа. Первая победа была одержана в Средней Азии и на юге Азербайджана — там малярия свирепствовала. Заболоченные места осушались, воду обрабатывали химикатами вредными для личинок комаров и малярия пошла на спад. Долгое время малярийным местом было Черноморское побережье в районе Сочи. Рельеф местности сильно изменили и выровняли, мелкие водоёмы убрали. В оставшиеся выпускали специально завезённую рыбку гамбузию, которая питается личинками комаров. В Сочи высадили эвкалипт, платан и другие деревья, которые «высасывают» воду из земли и активно работают как дренаж. Все это к 1960-м сделало Сочи таким, как мы его знаем сейчас.
Но в вопросе репеллентов больших сдвигов не было. Да и зачем? ДЭТА в это время уже продавалась в Союзе и активно использовалась всеми людьми, связанных с тайгой. Новое вещество стало общемировым спасением от комаров.
Не время расслабляться
ДЭТА надолго захватила рынок. Причина тому — дешевое сырье и простота производства. Практически все репелленты, что сейчас есть в магазине, имеют в составе ДЭТА. Различия лишь в примесях масел, отдушках и соответственно цене. Но опытный таежник смотрит состав — там указано процентное содержание. И чем больше в баллончике ДЭТА — тем дольше репеллент будет действовать.
Хотя в научном обществе еще идет спор, а репеллент ли это. Дело в том, что в химической борьбе с комарами есть два пути. Первый — отпугнуть комара “repell”. Или же можно замаскировать наш запах, чтобы уйти с москитного радара. ДЭТА блокирует три обонятельных рецептора малярийных москитов, и они просто не могут нас найти. Но ряд исследований говорит, что сама ДЭТА противна комарам. Они чувствуют запах тела, но ДЭТА просто невыносима. Ну как можно сесть на такое! Возможно, истина где-то посередине. Но вопрос важный, ведь пока ученые умы придумывают репелленты, эволюция не стоит на месте. И совсем скоро комары могут привыкнуть к хитрой химии. Или того хуже, по ней вычислять нас в лесу!
В новое время — новый тренд. Долой химию, даешь натуральное! Появились препараты на основе природного цитриодиола. Это главное вещество эфирного масла лимонного эвкалипта. По характеристикам новый репеллент уступает ДЭТА, зато натуральное. Недавно в США и Европе начали выпускать репеллент на основе ментан-3,8-диола. Это химически синтезированное масло того же эвкалипта. Но продажи хуже — химия. Да, здесь уже начинается тема маркетинга, про которую нужно сделать отдельную статью.
Подписывайтесь на канал и до встречи в походах с «Клубом Приключений».
А как вы защищаетесь от комаров?