Привет! С вами снова Везенин! Уважаемые подписчики и гости моего канала, я приветствую Вас! В этом посте мы с Вами снова оказываемся на уже практически родном мне Васильевском острове!
Переносимся с вами на перекрёсток 15-ой линии Васильевского острова и Малого проспекта.
Знакомьтесь, перед нами 6-ти этажный дом под номером 70 на 15-ой линии! Роскошный, с фасадом, облицованным множеством керамики и майолик. Был построен в период с 1910-го по 1911-ый годы архитектором Еремеевым Михаилом Фёдоровичем.
Как всегда по традиции, сначала мы осматриваем его декоративное убранство.
Из лицевого фасада, со 2-го по 5-ый этажи выделены два эркера.
Первый этаж лицевой постройки декорирован шубой из грубого красного гранита.
Главный парадный вход оформлен порталом из того же красного, но более обработанного гранита. Частично сохранились подлинные входные двери, снаружи забитые, читай изуродованные листами фанеры. Позже эти двери мы осмотрим со внутренней стороны.
Прямо над главными входными дверями сохранилась оригинальная фрамуга с резными украшениями.
Оконные проёмы на уровне первого этажа в виде формы неправильной арки.
Рядом с главным парадным входом архитектор разместил арку, ведущую во внутренние дворы.
С уровня 2-го этажа и по последний, фасад облицован декоративным кирпичом "кабанчиком" разной расцветки.
Над центральным оконным проёмом 2-го этажа расположено майоликовое панно с подсолнухом.
В некоторых изданиях указывается, что майолика была изготовлена на керамическом производстве Петра Кузьмича Ваулина и Осипа Осиповича Гельдвейна в посёлке Кикерино Гатчинского района.
Фасад 2-го этажа украшен кабанчиком трёх цветов. Когда дом получит полноценную реставрацию, то всё это богатое убранство будет прямо светиться, как впрочем и от увиденного наши лица. Обратите внимание на оригинальные деревянные заполнения-рамы.
Подоконное пространство обоих эркеров на уровне второго этажа занято панелями из керамической плитки.
Перейдём к осмотру фасада третьего этажа.
В пространстве между окнами 2-го и 3-го этажей размещены майоликовые панно с цветами. Знакомьтесь, это маки!
Выглядят панно очень богато.
Маковые бутоны ближе.
Чтобы полноценно оценить убранство фасада, необходимо лично произвести его осмотр. Всё же в посте представлено краткое описание.
Вероятно, в советское или даже постперестроечное время фасад подвергался реставрации. Так как, некоторые элементы панно в своё время были неправильно установлены.
Например это!
Скачайте на телефон данное изображение и оцените работу реставраторов.
Подсолнух под центральным оконным проёмом. Помыть, почистить-станет звездой!
Донельзя загрязнённые и брошенные на произвол судьбы керамические ковры, панно и деревянные оконные заполнения.
Складывается впечатление, что за окнами находятся нежилые помещения.
Еле различимые и со временем «погасшие» в эркерном пространстве панно с маками.
Переведём взгляд на уровень 4-го этажа.
Центральная часть фасада на уровне 3-го и 4-го этажей. Пространство между ними украшено керамической плиткой зелёного цвета.
Керамические панно, составленные из плиток зелёного цвета в разном их состоянии.
Одна из панелей ближе.
Часть фасадного убранства местами частично разрушено.
Проёмы окон 4-го и 5-го этажей сверху украшены гранитными бровками.
Если бы не современные пластиковые заполнения, то всё это оформление было чудесно гармоничным.
Слоевая часть майоликовых вставок локально уничтожена временем.
Гранитные, даже не бровки представлены в виде кошачьих голов или шапочек с ушками.
При хорошем приближении можно оценить деревянные, вероятно восстановленные или даже вновь установленные оконные рамы.
Ещё одно. Перекладины-рамки уж слишком широкие.
А в этом проёме установлен пластик.
Эркер на уровне пятого этажа.
Часть кабанчика разрушена. Обратите внимание на отслаивающийся декор.
Нам осталось осмотреть фасад последнего, шестого этажа. Симпатично выглядит отблескивающая в лучах утреннего солнца керамика.
Эркеры на уровне последнего, шестого этажа оканчиваются балконами. Оригинальные кованные ограждения прекрасны.
Жаль всё это разрушающееся роскошество. Неужели оно так и погибнет?
Площадь подоконников между 5-ым и 6-ым этажами облицована керамикой тёмного цвета.
Одно из заполнений, переливающихся множеством цветов-оттенков.
Когда-то выглядело очень красиво. Сейчас не очень.
Декор на уровне шестого этажа самый интересный. Глазурованный кабанчик, грубый гранит и металлизированная плитка.
Металлизированная, отливающая медью, плитка просто роскошна! Вкупе с остальными элементами и цветовой гаммой составляет идеальную конструкцию.
Подкровельный карниз трехъярусный, из грубого серого гранита.
В центральной части треугольного щипца зияет чернотой проём овальной формы. Пространство вокруг него грубо оштукатурено.
Категорически жаль, что в данном случае утрачен основной декоративный элемент фасада.
Огромнейший апотропей с космическими цветами когда-то венчал, украшал кровлю здания.
Что ж. Вот так, очень скромно и довольно кратко, я попытался описАть оформление осматриваемого нами дома. Пришло время исследовать историю участка, на котором построен дом.
Фрагмент плана 1738 года. Рамкой ограничена территория нашего будущего участка. В то время на ней располагался один из рукавов речки Маякуши, будущей Смоленской речки. Стоит отметить, что территория ещё не обжита.
Будущий участок в примерно этом месте выглядит так на плане 1753 года. Здесь ещё пустырь.
Аксонометрический план Санкт-Петербурга, датированный 1765-1773 годами. Пустырь!
В Сенатском атласе 1798-го года территория между 15-ой и 16-ой линиями Васильевского острова занята поделена на два участка с жилыми постройками. Исследуемый нами участок в то время был сквозным. В части по 15-ой линии располагался огород.
В Табели, означающей полупроцентный сбор в доход городу на 1804 год владельцем указывается регистратор Максим Мочалин.
Пятью годами позже, в 1809-м, следующим хозяином являлся надворный советник по фамилии Боттон.
Спустя ещё 13 лет, в справочнике 1822 года, очередным домовладельцем представлен надворный советник по фамилии Воинов.
Помимо участков на Васильевском острове надворный советник Воинов Иван Фёдорович владел участком на Петербургской стороне, на нынешней Зверинской улице, бывшей Большой Никольской, где и проживал лично.
План 1828 года.
Уже отдельностоящий участок на плане представлял собой огород с несколькими вспомогательными постройками.
Нумерация домов в Санкт-Петербурге за 1836 год. Надворный советник Воинов всё ещё представлен домовладельцем.
В справочнике 1844-го года владелец участка снова сменится.
Им станет титулярный советник Христиан Андреевич Нейман, проживавший 20-ю годами ранее в доме Академии Наук на стрелке Васильевского острова.
Через 5 лет, в 1849-ом году хозяин участка сменится в очередной раз. Наследники Неймана продадут некогда отцовское владение купцу Александру Васильевичу Вейнерту.
В справочнике 1854 года за Александром Вейнертом числится шёлковая фабрика.
Через 6 лет, в 1862 году очередным собственником представлен некий Родимцев. К сожалению, не удалось про него найти какую-либо информацию.
В период между 1862-м и 1868-м годами произойдёт следующая перемена собственриков. Им станет купец 2-ой гильдии 43-х летний Аким Михайлович Серебряков.
Выдержка из купеческой книги 1865 года.
План участка, датированный тем же 1865-м годом. На месте построек со стороны Малого проспекта сегодня устроен небольшой сквер.
На плане города Ленинград, датированного 1939-м годом, на месте построек уже был сквер. К сожалению, более ранних фото в сети Интернет я не обнаружил.
В 1869-ом году Аким Серебряков ещё указывается хозяином. На территории располагается одно жилое строение и четыре нежилых. Все постройки указаны деревянными.
На плане явлена визуализация главной одноэтажной и скорее всего деревянной постройки. Правда план закреплён за купцом Серебряковым Василием, может быть сыном Иоакима.
В купеческой книге 1874 года Аким превращается в Иоакима. Хоть он и платит гильдейскую повинность, но торговлю не осуществляет, зато ведёт меценатскую деятельность.
В период с 1875-го по 1886 годы (согласен, что слишком большой период) у участка снова переменится владелец.
Очередным станет Баварский подданный Иоганн (Егор) Васильевич Вальц.
При Вальце изменений на участке минимум. Главный жилой дом всё тот же.
В Адресной книге 1894-го года Иоганн Вальц указывается хозяином жестяно-фонарной мастерской.
Выдержка из справочника "Весь Петербург" на 1899 год. Спустя 4 года, в 1899-ом, Егор Васильевич скончается и участком будут заведовать его наследники.
В 1900-м году владение под номером 70 на 15-ой линии В.О. находится в собственности семейства Рейс. Соседний дом на углу Малого проспекта и 15-ой линии на тот момент уже приобретён купцом Кудрявцевым, который впоследствии купит и изучаемый нами участок.
Выдержка из справочника 1901-го года.
В 1906-ом году Михаил Митрофанович Кудрявцев обзаведётся нашим участком под номером 70 на 15-ой линии.
М.М. Кудрявцев - купец 1-ой гильдии, почётный потомственный гражданин, т.е. часть зарабатываемых средств тратит на благотворительность.
На 1907-ой год, 53-х летний Михаил Митрофанович содержит гостиницы, ренские (ренсковы, т.е. винные) погреба. Этот бизнес очень прибыльный. Я про алкоголь.
Купив участок со старыми постройками, купец Кудрявцев нанимает архитектора Михаила Фёдоровича Еремеева, с помощью которого строит нынешний дом.
Один из вариантов лицевого фасада, предлагаемых к строительству.
А вот этот именно наш. То есть воплощённый в жизнь. Роскошный. Царство керамики и майолики.
Фотография, сделанная, по утверждению одного из Петербургских архивов, в период с 1910-го по 1911-й годы.
Вплоть до самого 1917-го года семейство Кудрявцевых владело данным домом. Сам Михаил Митрофанович скончается в 1915-ом году.
Такая вот история, на первый взгляд скучная, но на деле раскрывающая истории владельцев. Да, не особенно увлекательная, жаль, что без портретов, но всё же ставшая стандартной для данного канала. Пришло время осмотреть внутренний двор, а после - главную парадную.
Сначала заглянем в первый двор. Стены проездной арки также, как и фасад, облицованы керамическим кирпичом.
Первый двор роскошен.
Два нижних этажа декорированы керамическим кирпичом светлого цвета. Боюсь писать, белого цвета.
Керамический карниз, отделяющий второй этаж от третьего - перемежающий, двухцветный.
Замковые камни венчают бровки оконных проёмов 2-го этажа. Радуют сохранившиеся оригинальные деревянные заполнения.
Один из 3-х частных замковых камней ближе.
Вид на проездную арку со стороны 1-го двора.
Вид на двор-колодец снизу вверх.
Осмотрев один из дворов-колодцев, переключимся на знакомство с главной парадной.
Заходим в тамбур.
Оригинальная входная группа сохранилась. Её визуализация со стороны тамбура.
Декор тамбура. В верхней части стеновых панелей в окружности покоится аббревиатура "МК". Михаил Кудрявцев!
Вид на парадный вестибюль в сторону лестницы. Стены поделены на панели.
Выщербленная лестница из известняка.
У стены по левую руку разместился камин.
Псевдоколонна-пилястра в левой части камина чудом сохранилась до наших дней.
Она же ближе.
Довольно скромный декор для дома с таким фасадом.
Верхние стеновые панели содержат внутри рельефные изображения цветочных бутонов.
В центральной верхней панели, среди веточек лавра когда-то размещалась аббревиатура "МК".
На противоположной стороне она сохранилась.
Парадный вестибюль в сторону входных дверей.
Осмотревшись внизу, поднимаемся по лестнице на верхние этажи.
Кованные лестничные ограждения, с растительными орнаментами.
Вид с межэтажной площадки. Стены забраны рамами.
Полы на квартирной площадке 2-го этажа хранят только бордюр. Половик отсутствует как таковой.
Стройные ряды перильных ограждений.
Поднимаемся на следующий этаж.
Здесь сохранились подлинные квартирные двустворчатые деревянные двери.
Общий их вид.
В общем-то, отделка парадной на всех её этажах односложная, как и мой рассказ.
Кстати, может быть попадётся специалист, который опознает клеймо двутавровых балок, на которых покоятся лестничные марши и оставит комментарий?
Вид на межэтажную площадку между 5-м и 6-м этажами.
Двухцветная напольная плитка уложена на полы.
Поднимаемся на квартирную площадку последнего, 6-го этажа.
Довольно странно, что в таком фешенебельном доме при строительстве не предполагалось устройство подъёмной машины-лифта. Она появится в доме, на месте оконных проёмов только в советское время.
Стотт поблагодарить лифтовое хозяйство за то, что оставили оригинальный оконный проём с деревянным заполнением. Ну и что, что заглушен.
Общий вид на пространство лестницы.
На этом моменте я заканчиваю повествование. Уважаемые подписчики и гости моего канала. Я очень благодарю Вас за интерес к моему каналу и тем более к истории Санкт-Петербурга!
Очень Вас благодарю и до новой встречи!
А ещё, вдруг Вы пожелаете помочь моему каналу финансово, то можете отправить любую удобную для Вас сумму на одну из моих карт банков.
Очень вас благодарю и до новой встречи, Друзья!