Найти в Дзене
Turizm

Два советских самолета потерпели крушение в один и тот же день с разницей в год

Оглавление

13 октября ― не просто очередной день календаря. Это дата, которую «Аэрофлот» наверняка хотел бы забыть, ведь именно 13-го случились две трагические авиакатастрофы, в которых погибли 296 человек.

Пятница, 13 октября 1972 года. Шереметьево

13 октября 1972 года самолет Ил-62 «Аэрофлота» разбился в лесу недалеко от московского аэропорта Шереметьево. Погибли все 174 человека, находившиеся на борту ― на тот момент это стало самым страшным авиапроисшествием в мире. Лайнер с регистрационным номером CCCP-86671 был практически новый, ему исполнилось всего 4 года.

-2

В тот осенний октябрьский день флагман советского «Аэрофлота» Ил-62 обслуживал чартерный пассажирский рейс из парижского аэропорта Орли в московский Шереметьево с промежуточной посадкой в Ленинграде.

Первый сегмент полета прошел без происшествий. В городе на Неве с самолета сошла часть пассажиров, а их места заняли новые, с билетами до Москвы.

Странности начались уже на подлете к столице

Самолет с пассажирами вылетел из Ленинграда в 20:59 и направился в сторону Шереметьева. Быстро преодолев короткое расстояние между городами, командир приступил к снижению.

-3

На высоте 1 200 метров Московское управление воздушного движения дало указание пилотам снизиться до 400 метров. Экипаж подтвердил инструкции и готовность к выполнению маневра. Однако вместо того, чтобы продолжить полет на указанных диспетчером 400 метрах, самолет стал стремительно терять высоту, пока не врезался в землю на скорости выше 600 км в час.

Шасси и закрылки самолета оставались убранными

Сначала Ил-62 зацепил грунт правым крылом, а затем уткнулся в него носом. Через 300 метров начинался лес… Лайнер пропахал просеку длиной 200 метров. Обломки разлетелись на полкилометра.

-4

Правительственная комиссия заверила, что все системы Ил-62 работали штатно вплоть до столкновения с землей. Погода также была вполне нормальной: плюс 6 при слабом ветре.

Более того, установленный на самолете автопилот «Полет 1» мог осуществить посадку самостоятельно, «на автомате».

Следователи, расследующие авиакатастрофу, не смогли найти хоть какого-нибудь внятного ответа о возможных причинах аварии.

Кроме, пожалуй, того, что пилоты каким-то образом были выведены из строя и потеряли контроль над самолетом. В летчицких кулуарах поговаривали о якобы найденных в кабине следах паралитического газа.

-5

А вот еще одна неофициальная версия. Во время промежуточной посадки в Ленинграде экипаж решил отметить день рождения второго пилота. Оттого, якобы, и странная волнообразная траектория движения лайнера перед заходом на посадку, зафиксированная как бортовыми самописцами, так и наземными службами.

А еще в самописце на последних минутах полета закончилась магнитная проволока, на которую велась запись.

13 октября 1973 года. Рейс «Аэрофлота» номер 964

Год спустя, 13 октября 1973 года, самолет Ту-104Б авиакомпании «Аэрофлот» разбился недалеко от московского аэропорта Домодедово, погибли все 122 пассажира и члена экипажа. Воздушному судну с номером CCCP-42486, попавшему в аварию, было 13 лет.

-6

Регулярный рейс 964 «Аэрофлота» перевозил пассажиров из грузинского города Кутаиси в столичный Домодедово.

В тот день аэрофлотовский Ту-104Б вылетел из аэропорта Кутаиси в 18:10. На борту находились 114 пассажиров (из них восемь без билетов, они летели «зайцами», наверняка, с разрешения сотрудников авиакомпании) и восемь членов экипажа: командир, второй пилот, штурман, бортрадист, бортмеханик, две стюардессы и сопровождающий милиционер.

-7

В 19:52 московский центр УВД принял управление полетом, и диспетчер передал команду экипажу снизиться сначала до 4 200 метров, а затем до 3 600.

В 20:10 наземные службы дали указание занять высоту 1 200 метров, а также спланировали посадку на левую ВПП.

Небо в Домодедово в тот час было полностью затянуто низкими тучами, шёл дождь, а видимость составляла не больше 2 400 метров

До взлетно-посадочной полосы оставалось 11 километров.

-8

В 20:15 пилоты доложили о занятии высоты 400 метров и впервые сообщили о проблемах с компасами. Из-за сбоя электропитания основные гироскопы на борту отключились, и это сильно затрудняло экипажу определение курса.

Командир выпустил шасси и начал выполнять третий, правый разворот, чтобы выйти на посадочную прямую, но что-то пошло не так

Самолет вошел в крутой штопор и на вертикальной скорости 50 метров в секунду рухнул в картофельное поле. Все пассажиры и члены экипажа погибли мгновенно.

Согласно выводам расследования, сразу несколько навигационных приборов, включая основные авиагоризонты, вышли из строя. Причина ― перебои в бортовой сети переменного тока в процессе выполнения третьего разворота.

-9

На малой высоте, без средств навигации, в условиях плохой видимости в темное время суток и при отсутствии внешних ориентиров экипаж потерял ориентацию в пространстве. Не понимая своего реального положения и высоты, пилоты попытались скомпенсировать правый крен, и чрезмерно, «с запасом», накренили самолет влево ― до 70 градусов. В результате отправили тяжелую машину в нисходящую левую спираль.

Кто же выключил питание навигационных приборов?

По одной из версий комиссии, это мог сделать случайно один из «друзей-безбилетников», находившихся в кабине.

А бортрадист, на которого возложен контроль за питанием переменным током, «проморгал» проблему.

Кроме того, в нарушение инструкций, на переключателе отсутствовала защитная ограничительная скоба. То есть его вполне можно было использовать в качестве крючка для личных вещей, что, впрочем, часто и делалось.

А вот версию с обледенением отбросили сразу ― при температуре плюс 1 толщина льда на поверхностях лайнера не могла превысить 4-5 мм, то есть была некритичной.

Катастрофа рейса 964 авиакомпании «Аэрофлот» по сей день остается самой крупной по количеству жертв аварией с участием Ту-104.

Что у них общего?

Самое главное, что в обоих случаях следователям так и не удалось точно определить причины катастрофы.

-10

И в Шереметьеве, и в Домодедове в дни трагедий была низкая облачность и реально сложные метеоусловия с ограниченной видимостью.

Оба самолета пикировали на землю с огромной скоростью, хотя буквально за мгновения до этого полет проходил штатно.

-11

В версию с «самостоятельным» отказом техники не очень-то верится ― обе машины пришли в «Аэрофлот» достаточно современными, практически все недостатки конструкции и «детские болезни» были устранены в первые месяцы эксплуатации моделей. Да и ранее подобных отказов за ними не наблюдалось.

При этом к квалификации и профессионализму летного состава «Аэрофлота» ― флагмана отечественной авиации ― вопросов также не возникает.

Видимо, это просто была пятница, 13-е, с которой все началось...