12 марта 2024 года вышла игра Contra: Operation Galuga, которую неизменно именуют переосмыслением. Последняя игра, которую так называли, была Prince of Persia: The Lost Crown. Так себе переосмысление, если честно. Но была еще отличная Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder’s Revenge. Поэтому и новая Contra вызывала опасения. А Contra, Teenage Mutant Ninja Turtles и Prince of Persia — одни из любимых игр детства.
Для начала стоит вспомнить, о чем вообще была Contra. Игра вышла в 1987 году на игровых автоматах. И только через год была портирована на все актуальные консоли. Такая практика была в порядке вещей в то время.
Изначально Konami пыталась шифроваться и скрывала истинные источники вдохновения для игры. На официальном арте герои имеют вполне нейтральную внешность.
Но стоило запустить игру, всё сразу становилось понятно.
Независимо от платформы игроков встречала заставка с двумя главными героями и огненной буквой «С». В главных героях безошибочно угадывались Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне.
На постсоветском пространстве аркадные автоматы популярностью не пользовались, в отличие от консолей. Пускай и называлась она не NES, а Dendy. На момент выхода игры на автоматах, фильм «Хищник» еще не вышел. А вот к моменту релиза на консолях фильм уже вышел. И потому у игроков не возникло проблем с узнаванием. И джунгли из первого уровня лишь усиливали сходство. Единственный вопрос, который возникал: «Почему лейтенант Джон Рэмбо и майор Алан «Датч» Шеффер сражаются с чужими, а не с хищником?»
Мало кто знал, что игра изначально выпущена до выхода фильма. Поэтому основным источником вдохновения был фильм Джеймса Кэмерона «Чужие».
Это следует и из имен героев: Билл Рейзор и Лэнс Бин. Назвали их так в честь актеров, что сыграли в фильме «Чужие»: Билл Пэкстон, Пол Рейзор, Лэнс Хенриксен и Майкл Бин.
И чтобы ни у кого не осталось сомнений художник Боб Уэклин на обложке для картриджа NES поместил чужого позади Билла и Лэнса, которых без затей срисовал с Арнольда Шварценеггера из фильма «Хищник».
Узнать, что у героев есть имена можно было из заставок. И вот тут для многих будет откровение, что в Contra оказывается был сюжет. Но узнать об этом можно было лишь из аркадной версии или из порта для японского рынка. Все дело в том, что мы в детстве играли в северо-американскую версию. В силу ограниченности памяти картриджей для NES, на рынок Северной Америки попала урезанная версия. А вот для Японии Konami подсуетилась и выпустила картридж большего объема. Так в игре появились анимированные задники, заставки и улучшенные спрайты. Хотя так же, как и в обычной версии герои отличаются лишь расцветкой штанов (в аркадной версии Лэнс щеголяет с голым торсом, а на Билле белая майка).
Собственно, в игре целых две большие сюжетные линии, не считая побочных.
Первая посвящена Биллу и Лэнсу, которые противостоят пришельцам из космоса. В первых двух частях это просто локальные стычки. А в третьей уже начинается полноценная крупномасштабная битва с пришельцами (Contra III: The Alien Wars). Все остальные сиквелы и ответвления берут Contra III: The Alien Wars за точку отсчета.
Вторая сюжетная линия повествует о Рэе Пауэрде, его разношерстной команде и их борьбе с мятежным полковником Бахамутом. Речь идет о популярной на Sega игре Contra: Hard Corps. Именно в этой игре Пауэрд собрал под своим командованием Золотой Состав: Шину Этранзи - роскошную блондинку в бронеливчике, Брэда Фэнга - оборотня с кибернетическими протезами вместо рук, Брауни - читерского робота полметра ростом. К сожалению в остальных играх у Пауэрда другие напарники. Изменилась и стилистика. На смену чужим пришли биомеханоиды разных форм и размеров.
Contra: Hard Corps вобрала в себя все самые лучшие наработки в серии. персонажи отличались не только цветом штанов. К тому же обзавелись разнообразными характеристиками и набором оружия. А сама игра стала нелинейной.
О наличии какого-никакого сюжета не догадывался никто, кроме японцев. Но, европейским геймерам повезло еще меньше. У ни не было Contra, зато был Probotector. Дело в том, что чуть ли не до конца 90-х на территории Европы вовсю лютовала ушибленная версия цензуры, запрещающая какую-либо демонстрацию насилия. Вот и перерисовали всех человеков на роботов. В том числе оборотня Фэнга и робота же Брауни.
А после Konami принялась экспериментировать. Разумеется с появлением PlayStation игра закономерно перебралась в третье измерение. Несмотря на неизменный стиль игры - беги'и'стреляй - менялась концепция игры. Некоторые игры выполнены в классическом для серии игр виде сбоку, другие — в изометрической виде, третьи — в виде сверху. Пока в 2019 вышла ужасная Contra: Rogue Corps, в которой от оригинальной Contra ничего кроме названия не осталось.
И вот в эпоху BLM и Sweet Baby Inc выходит новая игра. Было из-за чего переживать!
Но с выходом демки все опасения рассеялись. С первых же кадров игра заявляет о своей преданности оригиналу. Огненная «С», классическая заглавная тема, Билл и Лэнс снова в деле.
Игра начинается в джунглях. Только в этот раз герои не выпрыгивают из-за экрана, а спускаются с вертолета, как в Super Contra. Тот же темп, та же музыка на уровне, те же враги, сальтухи и взрывающиеся мосты. Круто, как в детстве!
Но есть отличия. Игра стала менее хардкорной. На костяк первой части наложили механики Contra: Hard Corps. Так, появилась полоска жизней. Отныне одно попадание не отправляет тебя в нокаут. Можно лазить по балкам и стенам. Вернулся рывок и возможность смены оружия (ограничено двумя комплектами). К тому же, оружие можно улучшать подбирая иконки одного типа. Число играбельных персонажей в сюжетном режиме возросло до пяти, а в аркадном - до семи (появилась возможность сыграть за Проботекторов). Все они обладают разными характеристиками и навыками, которые не оказывают критического влияния на геймплей. Также есть некоторое количество навыков универсальных для всех, которые можно ативировать в качестве бонуса. Например, возможность сохранять оружие после смерти. Неплохо так повышает реиграбельность!
Основное нововведение - перегрузка оружия. Своеобразный способ избавиться от оружия, который взамен дает временные бонусы (щит, замедление времени, призыв дронов или черной дыры, засасывающей вражеские выстрелы).
Поскольку у нас тут переосмысление, то игра периодически подкидывает сюрпризы. Так, в конце первого уровня, уничтожив оружейную стену, вы (неожиданно) не переходите на следующий уровень. Появляется еще одна стена. И вот уже после ее уничтожения... появляется третья. Только в этот раз это будет стена из второго уровня на NES.
Но, самый главный сюрприз игра преподносит на втором уровне. Поскольку выполнена она на трехмерном движке, подсознательно ждешь, что сейчас камера переместится за спину. Эпизод с третьей стеной нас же ничему не научил!
И уже во втором уровне игра перестает прикидываться первой Contra. Вместо забега по туннелю нас ждет поездка на байках прямиком из Contra: Hard Corps.
Вот почему это переосмысление, а не ремейк. Нечетные уровни соответствуют Contra, а четные - Contra: Hard Corps. Помимо покатушек на байках, предстоит убегать от шагающих роботов, сражаться на поезде и биться с гигантской робоголовой с руками.
В игре вообще полно отсылок на Contra: Hard Corps (включая персонажей). Если все перечислять, то отдельная статья понадобиться.
По логике вещей следующей игрой в серии должно стать переосмысление Contra: Hard Corps. Вот только концовка подводит нас к событиям Contra III: The Alien Wars. А события Contra: Hard Corps происходят немного позже.
Вообще, концовка выглядит очень странно. Всю игру нам демонстрировали видеоролики на движке игры. А вот финальный ролик представляет собой набор статичных картинок... Такое ощущение, что игру заканчивали впопыхах. Но, в целом по геймплею это незаметно. За исключением некоторых боссов, которые уж чересчур легкие, по сравнению с остальными.
А так, Contra: Operation Galuga это старая-добрая Contra в новой красивой обертке. Поскольку игра разрабатывалась японцами, пагубные западные тренды обошли ее стороной. Это отличная игра с одним жирнющим минусом: на территории РФ ее не купить. Правда этот факт доставит неудобство только обладателям консолей. На ПК все несколько проще...
Приятной игры!
Не забывайте подписаться (только подписаться) на Boosty