Найти тему
Крымская газета

Когда на Руси появились кошки и что о них говорят народные сказки

Фото: Михаил Гладчук
Фото: Михаил Гладчук

Прообразом кота учёного, как будто со слов которого Александр Пушкин пересказывает нам поэму «Руслан и Людмила», был, вероятно, кот Баюн. Этот популярный персонаж русского фольклора выступает огромным свирепым чудищем и вместе с тем сказителем исцеляющих историй. Баюн чем-то напоминает древнегреческого Сфинкса, и его загадки: волшебное животное можно победить умом и смекалкой.

«Народные русские сказки знают баснословного кота-баюна, которому точно так же придаётся эпитет морского, как и другим олицетворениям дождевых туч, и которого предания ставят в близкую связь с чудесною мельницею – эмблемою громового грохота. Возле этой мельницы стоит золотой столб, на нём висит золотая клетка, и ходит по столбу кот-баюн: идёт вниз – песни поёт, подымается вверх – сказки сказывает. Голос кота-баюна раздаётся на несколько вёрст; сила его громадная: своих врагов он поражает насмерть или своими песнями напускает на них неодолимый сон», – пишет собиратель фольклора, русский исследователь, историк и литературовед Александр Афанасьев.

Живёт Баюн в тридевятом царстве – синониме потустороннего мира. Но волшебные истории побеждённого героем кота могут и исцелять, а сам Баюн становится волшебным помощником героя. Александр Пушкин показал волшебного кота более мягким. Его учёный кот – мудрый сказитель и никакой враждебности к человеку не питает.

ДОРОГИЕ ЛЮБИМЦЫ

Считается, что кошки попали на территорию Руси примерно в VII–VIII веках. Это животное было диковинкой, стоило очень дорого, поэтому позволить себе держать кота могли только богатые люди. Вероятно, «миграция» котов произошла по пресловутому пути «из варяг в греки», отмечает историк Дарья Чалкова. Красивая легенда гласит, что первую кошку на Русь привезла византийская принцесса Анна, жена Владимира Красное Солнышко. Археологические же данные показывают: наиболее древние останки кошек, обнаруженные при раскопках Рюрикова городища в Великом Новгороде, относятся к IX–X векам.

Долгое время кошка была баснословно дорогим животным. В памятнике церковного права XIV века «Правосудие митрополичье» приводится цена кошки, и равна она стоимости пахотного вола. А лошадь и корова стоят дешевле кота! Котёнок торговался на вес золота.

Самым популярным именем котов на Руси было Васька. Кот считался спутником скотьего бога Велеса, который превратился в святого Власия после Крещения Руси, рассказал в эфире РЕН ТВ доктор культурологии Андрей Зберовский.

– Поэтому Велес, Власий и коты в итоге дали интересный симбиоз, связанный с тем, что котов на Руси стали называть Васьками. И эти самые Васьки как традиция сохранились и по сей день, – отмечает Зберовский.

Кстати, любимого кота Петра I тоже звали Василием. Кот попал к царю от голландского купца, торговавшего на Вологде. Прославился любовью к котам и отец Петра I – Алексей Михайлович. Царь заказал у чешского художника Вацлава Холлара гравюру питомца, а художник в чертах кота подметил и изобразил явное сходство с царём.

Среди всех сословий кошки широко распространились лишь в XIX веке. Неудивительно, что редкое и дорогое животное превратилось в народном фольклоре в мифическое существо наподобие Сфинкса.

Анастасия Березовская