Музыка и литература порой тесно переплетаются. Песня сама по себе состоит как из музыкальной, так и поэтической составляющей. И такие авторы, как Боб Дилан или Леонард Коэн обогатили свои песни cложным литературным языком, повысив стандарты качества песни с точки зрения именно литературной поэзии. Но очень часто бывает такое, что музыканты сами обращаются к литературным источникам за вдохновением. Как известно, Лемми Килмистер из Motörhead был тем еще любителем литературы. В перерывах между турами и концертами он пропадал в библиотеке, штудируя одну книгу за другой. Это не очень вяжется с его образом брутального рокера с пропитым голосом. Но и такое бывает. Либо музыканты цитируют литературных классиков, либо называют свои команды в честь известных романов. О таких музыкантах ниже и пойдет речь. В своей статье я собрал некоторых музыкантов, которые вдохновлялись различными книгами - художественной литературой, философией, а также документальной литературой.
Культовый британский коллектив The Cure, вначале играющий минималистичный и отстраненный пост-панк, выпускает синглом в конце 1978 года песню Killing in Arab.
Песня вошла в альбом Boys Don’t Cry 1980 года. Юный Роберт Смит однажды прочел повесть «Посторонний» Альбера Камю и вдохновился ею на написание песни. К слову, самого Камю причисляют к экзистенциальному крылу западной философии, но сам философ и писатель себя таковым не считал. Но как бы то ни было, его произведение «Посторонний» является важнейшим литературным памятником философии экзистенциализма. Вкратце, в данной повести главный герой по фамилии Мерсо переживает на протяжении повести несколько событий – смерть матери, убийство случайного алжирца и тюремное заключение. Повествование ведется от первого лица, который бесстрастно рассказывает читателю о данных событиях. Тема отчуждения, случайностей в жизни – такие аспекты затрагивает автор здесь. На Смита произвело это все колоссальное впечатление и он решает написать песню по мотивам. Безусловно, тема убийства араба в песне не могла не навлечь на себя скандал. В США кассеты с данной песне продавались с наклейкой, где говорилось, что содержимое песни не имеет ничего общего с расизмом. Дошло до того, что группа порой на концертах пела «Killing in Ahab», имея ввиду персонажа капитана Ахаба из Моби Дика.
Вообще, неудивительно, что источником вдохновения для ранней песни Смит выбрал именно это произведение, которое ведется от первого лица холодно-отстраненным тоном, ведь на заре своей карьеры группа The Cure играла по-сути такой же отстраненный пост-панк в плане повествования и подачи. Конечно, возможно это никак не связано, но параллель между книгой и их ранней музыкой явно есть.
Группа Genesis также довольно часто обращалась к литературным источникам. Еще в эру Питера Гэбриела коллектив делал отсылки и к "Ромео и Джульетте", и к древнегреческой мифологии и т.д. Но и с Филом Коллинзом в качестве нового вокалиста группа продолжила обогащать свои песни различными отсылками. Например на альбоме A Trick Of The Tail 1976 года, который является первым альбомом группы после ухода их первого вокалиста Питера Гэбриела, есть композиция Squonk c хлесткими гитарными риффами. Здесь речь идет про Сквонка, вымышленного персонажа из книги Уильямса Т. Кокса «Внушающие страх существа лесов и некоторые звери пустынь и гор». Или же на альбоме Wind & Wuthering того же года есть две композиции, отсылающие на этот раз к роману «Грозовой перевал» Эмили Бронте. Кстати, сам альбом назван в честь романа. Но также на второй стороне пластинки есть два инструментальных трека - «Unquiet Slumbers for the Sleepers…» и …In That Quiet Earth» - названные в честь последних строк романа «how anyone could ever imagine unquiet slumbers for the sleepers in that quiet earth».
Интересно и звучание этих двух композиций: первая звучит вполне поэтично и пространно, в ней инструментальные партии хорошо передают дух романа, рисуя в воображении слушателя одинокий замок, стоящий на пустыре и окутанный ветрами; вторая же композиция звучит более ритмично и бодро, а под конец в дело пускаются восточные мотивы. На мой взгляд, это самый что ни на есть арт-рок, который группа, еще раз повторюсь, бросать не собиралась после ухода Гэбриела.
Другая почитательница романа «Грозовой перевал» это английская певица Кейт Буш.
В 1978 году певица выпускает альбом The Kick Inside, в который вошла композиция Withering Heights, опять же навеянная романом Эмили Бронте. В данной песне Кейт поет от имени призрака Кети, главной героини Романа. Сама Буш написала эту песню в 18-летнем возрасте. Что можно сказать про эту песню, так это то, что данное произведение стало известной песней певицы. Как всегда у Кейт, воздушный стиль певицы, легкие переливы звучания в купе с кукольным голосом Кейт делают этот номер самобытным и ярким.
Манчестерский коллектив The Fall во главе с великим и ужасным Марком Э Смитом был назван в честь романа «Падение» все того же Альбера Камю.
Название для группы предложил тогдашний басист группы Тони Фрил. Группа вообще была очень начитанной – они поглощали все: от Берроуза до Камю. Логично, что их литературные увлечения влияли и на их собственную лирику. В самом начале своего пути, участники группы собирались в доме клавишницы Уны Бейтс и устраивали нечто вроде поэтического вечера. Каждый по очереди читал что-то свое, но, как мы знаем, именно Марк Смит пошел дальше всех, ибо он как никто другой умел переосмысливать все то, что попадалось ему под руку в плане чтения и создавать на основе этого свое, точнее – свою шизоидную, непонятную, угловатую поэзию для песен группы.
Всем фанатам данной группы известно, что Марк Смит был тем еще любителем литературы. Перечислять все его литературные источники вдохновения нет смысла - их слишком много. Выделю лишь песню группы Hey! Luciani, выпущенную синглом в конце 1986 года. Текст песни был написан под влиянием книги "Во имя Господа" журналиста Дэвида Йаллола. В данной книге автор пишет о том, что Альбино Лючиани, он же Иоанн Павел I был убит после того, как узнал о существовании тайной масонской ложи в центре Ватикана. Примечательно, что затем Марк Смит написал по мотивам этой книги пьесу, которая была визуализирована на сцене Riverside Studious в лондонском Хаммерсмите. Главную роль Павла I сыграл австралийский актер Тревор Стюарт, а сам автор Марк читал авторский текст со сцены. Вообщем, эксперимент получился причудливым, вызвавшим неоднозначные отзывы критиков.
Ну или другая манчестерская группа Joy Division.
Я думаю, всем любителям данного коллектива известен факт, что группа названа по бульварной книге про ужасы холокоста «Дом кукол» Ка-Цетника. Или же вот еще один источник вдохновения для группы – книга «Самый одинокий человек на свете» Юджина Берда про нацисткого преступника Рудольфа Гессе, содержащегося в камере Шпандау. Песня группы Warsaw интересна тем, что в начале звучит выкрик «350125 Go!» - это номер камеры, где содержался нацисткий преступник.
Как видим, Joy Division также вдохновлялись литературой при создании своих песен. Да что говорить, если вокалист группы Йен Кертис был тем еще интеллектуалом, зачитывающимся такими авторами, как Берроуз, Баллард, Сартр и другими писателями. Например, песня с их второго альбома Closer Atrocity Exhibition названа в честь сборника рассказов Джеймса Грема Балларда "Выставка жестокости". Песня Colony отсылает к произведению Джозефа Конрада.
Другая пост-панк группа, на этот раз из Шотландии Josef K также вдохновлялась похожими авторами.
Собственно, назвались ребята так в честь героя Йозефа К знаменитого и мрачного автора Франца Кафки. Как известно, Йозеф К – это герой романа «Процесс», который сталкивается с иррациональной и абсурдистской бюрократической машиной. Мрачность повествования Кафки немного проникла и в музыку группы – порой они звучали эдаким ответом все той же группе Joy Division.
Как известно, автралийский музыкант Ник Кейв также всегда любил литературу.
Его любимыми произведениями являются "Преступление и наказание" Федора Достоевского и Библия. По поводу первого произведения, есть версия, что ранняя группа Кейва The Birthday Party названа в честь романа Федора Михайловича. Вот что сказал сам Кейв в интервью: «На самом деле ни о каком Дне Рождения речь в данном случае не идет. Хотя я припоминаю подходящий эпизод из «преступления и наказания» - когда на поминках Мармеладова его вдова начинает харкать кровью. Мне почему-то всегда казалось, что это был именно день рождения. И. поскольку та сцена глубоко запала мне в душу, я вполне мог ей вдохновиться».
Но не только Достоевский. В творчестве австралийца есть цитаты из Шекспира, Ветхого Завета, Марка Твена.. Например, песня Hamlet (Pow, Pow, Pow) ранней группы Кейва The Birthday Party.
Здесь мы имеем дело с вольной интерпретацией пьесы «Гамлет» Уильяма Шекспира. Песня вышла в 1981 году. На лицо – увлечение участниками группы психотропными веществами. Музыка, как это водится у группы, максимально психотропна и зловеща – искаженные, мучающиеся в конвульсиях, гитары, гипноичный бас и такой же психически неуравновешенный вокал самого Кейва. В песне поется от лица Офелии, которая в пьесе совершает самоубийство после убийства ее отца Гамлетом. Кейв же исказил данную упадническую сцену, сгустив краски и превратив все в демонический сеанс. Сам Кейв рассказывал в интервью, что его отец однажды позвал 13-летнего Ника к себе в кабинет, познакомив его с мировой литературой. Так Кейв узнал о таких произведениях, как «Лолита» Набокова, «Тит Андроника» Шекспира и «Преступление и наказание» Достоевского. Когда Кейв основал свою более именитую группу The Bad Seeds, в составе данной команды он выпустил песню Saint Huck, которую посвятил Гекльберри Финну, герою романа Марка Твена. Только загвоздка в том, что Ник сделал Финна настоящим падшим ангелом, который оказывается в эпицентре греха, растрачивая свою душу на темные дела. Тут уже не до классических рассказов – страшная драма разыгрывается в песне. Гекльберри Финн кейвовского разлива подсаживается на иглу, совершает ограбление и в конце концов погибает. Вот такое необычное переосмысление всем с детства знакомого героя.
Есть у Кейва и отсылки к Ветхому Завету. Его песня The Mercy Seat отсылает к «Пятикнижию», к истории о Ковчеге Завета, а также к «Книге Левит». Как всегда у Ника, песня получилась мрачной, сгущающей тучи над слушателями. Повествование ведется от лица заключенного в камере смертников. Герой сопоставляет «Божий престол» с электрическим стулом и вообще рассуждает о высшем законе. Христианство, религия всегда интересовали Кейва, а образ Христа является для него символом Свободы, устремления к вечности. Хотя, конечно, оглядывая творческий путь музыканта, можно скорее подумать, что именно мрак и темная сторона поставлены во главу угла здесь.
Грин Гартсайд и его группа Scritti Politti часто ссылались на произведения.
В поле интереса Грина – различные философские книги от Карла Маркса и Михаила Бакунина до Жака Дерриды. Его группа относилась к левому крылу пост-панка с такими коллективами как Gang Of Four и The Pop Group. Scritti Politti даже назвались в честь работы итальянского философа Антонио Грамши, последователя Карла Маркса. Таким образом, анархизм, марксизм и прочие левые идеи лежали в основе раннего творчества группы. А представителю деконструктивизма Жаку Дерриде, книгами которого увлекался фронтмен группы Гартсайд, группа даже посвятила песню Jacques Derrida.
Книга английского писателя Джорджа Оруэлла «1984» является одной из самых цитируемых в музыке.
Роман писателя, ставший хрестоматийной антиутопией и написанный в середине 20 века, является зубодробительным произведением, изображающим мир будущего (на момент жизни писателя) с его тоталитарной идеологией, тотальной несвободой личности в большом механизме государства, где любое инакомыслие, даже не сказанное вслух, наказывалось самым изощренным способом. Именно поэтому многие рокеры, а особенно панки, видели в данном произведении источник вдохновения для борьбы с системой. Например, культовая панк-группа The Clash в 1977 году выпускает сингл White Riot, где бисайдом шла композиция 1977.
Так вот, в данной композиции как раз поется об антиутопическом пейзаже современной реальности, а в самом конце песни произносится строчка «here come the police/in 1984», что явно намекает на роман Оруэлла.
Не менее социальна и главная песня сингла White Riot, где прямо поется о власти богатых и о простых людях, боящихся что-либо изменить в своей жизни. В целом, политическая сатира на лицо. Это классический панк, который еще не разменял себя на всякую ерунду.
Другой музыкант, на этот раз Дэвид Боуи также отличился цитированием Оруэлла и его произведения.
В 70-х гг. музыкант выпускает пластинку Diamond Dogs, в которую вошли такие говорящие сами за себя номера, как 1984 и Big Brother. Интересна предыстория этой работы. Боуи хотел сделать театральную постановку романа. Но загвоздка была в том, что вдова писателя Соня Оруэлл отказала музыканту в правах на использование авторского материала в контексте задуманного музыкантом проекта. От затеи Дэвиду пришлось отказаться. В итоге, несколько песен, посвященных роману Оруэлла, вошли в альбом Боуи Diamond Dogs. Как бы то ни было, оммаж культовому писателю все же, хоть и частично, но состоялся.
В 1984 году, то есть в год событий романа, происходят несколько событий, посвященных все той же антиутопии Оруэлла. Во-первых, в этот год выходит фильм-экранизация романа режиссера Майкла Редфорда с Джоном Хертом в главной роли. Фильм, на мой взгляд, очень тонко передал тональность и настроение романа.
А в качестве саундтрека использовалась песня группы Eurythmics под названием Sexcrime (Nineteen Eighty-Four). Примечательно то, режиссер фильма не был доволен данной композицией, которую ему навязали продюсеры. Режиссер Редфорд отдавал предпочтение композитору Доминику Малдоуни. В итоге, фильм отныне существует в двух версиях с разными саундтреками. Ну и второе, не самое известное событие этого года – в альбом музыканта Билли Сквайера Signs of Life вошла песня [Another] 1984, отсылающая также к роману.
Тут, помимо всего прочего, соло на гитаре играет Брайан Мэй из Queen.
Ну а вообще, к роману апеллировали в разное время такие исполнители, как Rage Against The Machine (Testify), Radiohead (2+2=5), Muse (Resistance) и другие.
От Оруэлла переходим к другому известному роману, на этот раз под названием «Парфюмер» Патрика Зюскинда. Главным почитателем данного произведения среди рокеров являлся Курт Кобейн.
Данному произведению музыкант посвятил номер Scentless Apprentice с альбома In Utero. Главный герой книги Жан-Батист Гренуй, обладающий тонким обонянием, но не имеющий собственного запаха, вряд ли может вызывать положительные эмоции у читателей, но лидер Nirvana узнал в нем себя. "Ему просто отвратительны все люди, но он не может уйти от людей. Поэтому он отправляется в этот поход, этот поход смерти, он идет в эти заповедные места, где повсюду леса и маленькие деревни. Он путешествует только по ночам, и каждый раз, когда он чувствует запах человека, даже запах костра из далека, ему становится очень противно, и он прячется подальше от людей. Я отчасти отношусь к такому типу" – говорил он в интервью. Эта книга всегда была при нем, он читал ее всюду – дома, в самолете..
В данной песне Кобейн повествует о главном герое книги, говоря что он родился «непахнущим и бесчувственным».
К роману Зюскинда обращались и классики тяжелой немецкой сцены Rammstein , выпустив первым синглом с дебютного альбома Herzeleid 1995 года композицию Du riechst so gut.
Песня повествует об охотнике, безумном и одержимом, который находится в поисках жертвы. Все в традициях романа. На эту песню был снят смачный видеоклип.
От тяжелого рока переходим к поп-музыке. На очереди у нас английский дуэт Pet Shop boys, который всегда славился сочинением умной танцевальной музыки.
Вокалист и автор текстов Нил Теннант часто обращался к литературным источникам при сочинении текстов дуэта. Например, песня In The Night повествует о некоем зазу. Источником вдохновения для Теннанта послужила книга Дэвида Прайса-Джонса "Париж в третьем рейхе: история немецкой оккупации".
Зазу - это представитель подпольной субкультуры, развившейся в Париже во время войны в качестве протеста ультраконсервативному вишистскому режиму. Он и является лирическим героем песни, носящим длинные волосы и темные очки, а также слушающим джаз. Книга Йена Макдональда "Новый Шостакович" вдохновила Нила на написание песни My October Symphony, которая вошла в их альбом Behaviour 1990 года.
В песне читается разочарование в революции. Как это бывает обычно у Теннанта, песня наполнена историческими отсылками. Оно и неудивительно - Нил является дипломированным историком. В песне с альбома Nightlife 1999 года Happiness Is An Option Нил цитирует поэтессу Анну Ахматову!
А песня Integral с пластинки Fundamental 2006 года была написана под влиянием другой культовой антиутопии - романа "Мы" Евгения Замятина.
В данной песне Нил рассуждает о стерильном и "совершенном" обществе. Если человеку есть что скрывать - его тут быть не должно. Он угроза. Вот, собственно, об этом поет Теннант в данном номере. Вообще, у дуэта много подобных песен с социальной подоплекой, что удивительно для ветеранов танцевальной музыки.
Вообщем, мой список получился таким. Если тема вас заинтересовала, то я могу потом выпустить вторую часть про музыкантов и литературу, которая на них повлияла. Пишите в комментариях ваши примеры случаев, когда какой-то исполнитель вдохновился тем или иным литературным произведением. В моей статье нет отечественных музыкантов. Если, повторюсь, тема интересна вам, то я выпущу вторую часть, где затрону и русскоязычных исполнителей.