Найти в Дзене
Газета Жизнь

"Чтобы жена не надоела за 50 лет, надо заново изобретать любовь!" "Инспектор Лосев" Шлыков - о свадьбе в 20 лет, и что такое муж с приветом

Зрители обожают его в роли инспектора Лосева, звезды современного кино - как авторитетного педагога и наставника, а его жена - как любящего мужа, с которым они вместе уже 50 лет. В гостях у "Жизни" народный артист России Юрий Шлыков.

ЧАСТЬ 3

- Я хочу поговорить про вашу супругу. Вы с ней уже 50 лет вместе. В 20 лет вы решили пожениться. Вы помните, как сделали ей предложение?

- Знаете, оно родилось само собой. Ведь не было такого, как сейчас, когда мужчины арендуют футбольное поле, чтобы выйти к любимой с цветами и сделать ей предложение. Нам было так интересно друг с другом, что нам все время не хотелось расставаться. Я иногда разговариваю со студентами о любви, и мы с ними разбираем сцену на балконе Ромео и Джульетты. А что там происходит? Она на балконе, он в кустах. У них даже нет соприкосновения. Она думает о нем, а он думает все время о ней. Они все время хотят продлить эту встречу. Чем заканчивается продление? Он бежит к священнику венчаться, чтобы навсегда. Вот так и здесь, мы не могли бесконечно расставаться, мы пропускали все трамваи, мы ходили, о чем-то разговаривали. И вот я ей предложил пожениться. На что она мне ответила: "Давай!" И на следующий день я к ней пришел уже с паспортом. Мы поехали в Свердловский загс. Нас там записали через месяц. В день свадьбы у меня были рваные ботинки, галстук я одолжил у Рубена Симонова, ну не было у студента ничего. А условие брака было такое - я договорился с ней, что мы будем жить на то, что я буду зарабатывать.

АКТЕР С СУПРУГОЙ НАТАЛИЕЙ САНЬКО. ФОТО: LEGION-MEDIA.RU
АКТЕР С СУПРУГОЙ НАТАЛИЕЙ САНЬКО. ФОТО: LEGION-MEDIA.RU

- Как же прошла свадьба?

- Значит, в день свадьбы нас расписывали в 11 утра, а у меня же нет ботинок! Я бегу в магазин, а там еще закрыто, в другой ринулся - там нашел какие-то ботинки приличные, а эти, которые были на мне, выбросил. Потом я помчался за свидетелем. Прихожу, а он выпивший - и говорит мне, что не сможет прийти. Я его кое-как растряс, потом смотрю - время-то уже подошло! Я поехал за женой, приезжаю забирать ее, а меня встречает теща с ярыми глазами, которая сообщает, что Наташа уже без меня поехала в загс. Я, значит, мигом туда приезжаю, конечно же, опаздываю, там стоит, значит, Наташа и вся трясется, а рядом с ней сестра Ёла. Я кое-как причесался, проверил, на месте ли кольца. Вроде все в порядке, ждем, когда нас пригласят. Вдруг открывается дверь под марш Мендельсона, и я понимаю, что свидетеля-то моего нет! А уже надо идти, так как дверь уже открыта. И тогда Ёла мне говорит, что она пойдет свидетелем.

Значит, вхожу я, Наташа, ее подруга и Ёла, мы расписались, опять играет Мендельсон, открывается дверь - стоит мой свидетель. Я говорю ему: "Витя, где ты был?", а он просто пошел в туалет и потерял чувство времени. Но это было только начало! Потому что дальше в этот вечер у нас был спектакль. И самое потрясающее, что весь наш курс узнал о том, что мы поженились. Поэтому после спектакля собрались все в маленькой гримерке и начали отмечать. Нам дарили все, что у них было в карманах. Кто-то ручки, кто-то значки, но самое главное, что они были так рады за нас, что мы первая пара, которая поженилась, поэтому нас искренне поздравляли. У нас был один стул, диван, а вещи на гвоздях висели. Да плевать на это все! Самое главное - это ощущение радости, бытия, вот этого своего мира и счастья. Что рядом с тобой человек, который тебе дорог. Вот это самое замечательное.

- Вы помните знакомство с ее родителями?

- Папа у нее был генерал-полковник. Но когда я пришел знакомиться, мне было все равно, я не знал, кто он такой. Сидели, разговаривали. Потом они предложили мне выпить, разлили всем, а я и не знал, что это такое. Ну и выпили раз, два... А потом я открываю глаза и понимаю, что лежу на плече у генерал-полковника на погоне. Вижу перед собой три звезды, а он как ни в чем не бывало продолжает какую-то беседу. Вот такое знакомство было с родителями.

Шлыков и Саньков в молодости. Коллаж: "Жизнь"
Шлыков и Саньков в молодости. Коллаж: "Жизнь"

- А как ваша мама приняла Наташу?

- Это трагическая была история. Мы сами уже решили пожениться, но мне же нужно как-то об этом сообщить маме! Я пришел от Наташи ночью домой часа в два, потому что провожал ее. А так как транспорт не ходил, да и денег не было, пришлось идти через весь город пешком. Пришел домой, мама спала, но мне же надо было сказать о том, что я женюсь! Я к ней подошел и говорю: "Мама, я женюсь!" На что она мне в полудреме говорит: "Ну хорошо, иди поешь". Равнодушие такое как-то меня немножко уязвило. Я разделся и лег спать. И вдруг мама вскакивает и начинает бегать как курица без головы, спрашивая: "Боже, как? Куда? Что?" Но я уже делаю вид, что сплю. Потом мама сидела всю ночь около меня и расспрашивала, кто она, что она и как она. Наутро я ей говорю: "Мама, ты сказала, что я старший. Вот я так решил". И она говорит: "Я хочу ее видеть". И когда Наташа пришла ко мне, мама сказала ей: "Наташа, вот ключи от нашего дома, ты жена моего сына, значит, и дом этот твой".

- Можете описать свою супругу коротко?

- Это человек, который умеет "склеивать" людей. Она у меня хохотушка, ей нравится смеяться, она всему радуется, она фантазерка, потому что ей надо что-то все время сочинять. И от того, что она умеет все сочинять, праздники, какие-то забавы, истории, то дети ее очень любят, они все время звонят и приходят к ней. Когда мы ездили отдыхать, то они хотели ездить с нами, потому что как-то забавно было, что им что-то сочинялось бесконечно и рассказывалось. Многие спрашивают, куда уходит любовь? Все говорят: а как это прожить вместе 50 лет, это же тоска смертная?! И мы с ней как-то поняли, что Бог дает нам подарок, а дальше уж что вы с ним сделаете... Либо его разметелите весь, проживете, либо вы приумножите, а приумножать - это тоже труд. Потому что привыкаешь к глазам, к телу, к груди, к звукам, к запахам. Потому что человек адаптируется, и все, что нам дано, становится чувством обыденности, которая убивает человека. Я вот выбираю студентов или работаю с артистом. И мне нравится кто-то, я влюбляюсь, думаю: какая девочка красивая, какие глаза, руки, ноги... у меня какие-то фантазии. Но это не значит, что я должен перейти какую-то черту. Потому что у меня есть то, что мне дороже, понимаете? А так ведь можно размотать все что угодно в один день.

- А вы какой муж?

- Я - с приветом. Я, если начинаю что-то делать, у меня на первом месте только это. Вы знаете, я чувствую вину перед своими детьми, ну и перед женой тоже. Когда у вас идет на выходе спектакль, а у тебя ни черта не получается, то ты думаешь только об этом. А в этот момент подходит твоя девочка, ей 11 лет, у нее первая влюбленность, и ей хочется с папой посоветоваться, а папа говорит: "Слушай, Ксюх, я тебя умоляю, мне сейчас не до тебя. У меня сейчас такие дела тяжелые"... Девочка поворачивается и уходит. Вот большей травмы ребенку нанести невозможно. И так-то трудно подойти с какими-то очень сложными и деликатными вопросами, а тут еще папа весь в себе. Я сейчас считаю, что тогда я дурачок был. Потому что нет ничего важнее, чем прийти домой и искать какую-нибудь туфельку от куклы со своим ребенком, раз ей в этот момент так нужно это. Я ценю и очень сильно люблю детей, обожаю внуков, правнука, люблю с ними играть, но все-таки я не идеальный…

- Дайте ваше определение жизни.

- Сейчас жизнь все сложнее и сложнее, и кажется, как у Высоцкого, и сверху лед, и снизу лед. Но я приведу вам слова Александра Блока по поводу спектакля-сказки "Синяя птица": "Счастья нет, - говорит нам сказка, - счастье всегда улетает, как птица". И в то же время та же самая сказка говорит нам, что счастье есть, что счастье всегда рядом с нами. Может быть, в этой погоне за счастьем и заключается само счастье? Ведь жизнь заключается в непрерывном качании маятника. И пусть наше время бросает и треплет его с каким угодно размахом, пусть иногда мы впадаем в самое мрачное отчаяние, но только пусть качается этот маятник, пусть он даст нам, ну хоть иногда, взлететь из бездны отчаяния на вершину радости. Вот в этом ощущении неожиданности жизни, интереса к ней и есть сама жизнь!

КОНЕЦ

Автор: Юлия Ягафарова