Репродуктивная психология: современный этап развития перинатальной психологии в России

Автор: Галина Григорьевна Филиппова

 Автор: Галина Григорьевна Филиппова Секция перинатальной психологии была организована при Российском психологическом обществе, и одновременно при Московском отделении РПО, в 2003 году.

Секция перинатальной психологии была организована при Российском психологическом обществе, и одновременно при Московском отделении РПО, в 2003 году. Создание секции стало результатом объединения целого ряда направлений отечественной психологии: психологии раннего развития, психологии родительства (материнства и отцовства), психологии детско-родительских отношений, психологии беременности. В психологической практике основанием для такого объединения стал опыт ведения курсов для будущих родителей по подготовке к родам и родительству, консультирование детско-родительских отношений, тренинги для родителей и др. Все эти научные и практические направления объединились в единое профессиональное поле под общим названием «перинатальная психология». В этот период в профессиональном и даже в бытовом лексиконе появилось словосочетание «перинатальный психолог» — как описательное название, характеризующее профессиональную ориентацию специалиста.

В последнее десятилетие в развитии этого направления произошел ряд изменений, связанных как с развитием науки, так и с изменением запроса практики. Эти изменения в первую очередь связаны с тем, что в начале нашего столетия во всем мире и в России началась эпоха демографических проблем, проявлением которых стало нарастающее нарушение репродуктивного здоровья населения. Как результат — появился запрос на психологическую помощь при нарушениях течения беременности, бесплодии и невынашивании беременности, а несколько позже и при нарушениях репродуктивной функции у мужчин. Активное развитие вспомогательных репродуктивных технологий в медицине также способствовало обращению психологов к вопросам нарушений репродуктивного здоровья и к возможности оказания психологической помощи пациентам репродуктивных клиник [4]. Развитие теоретических подходов в перинатальной психологии, психологии родительства и других смежных областях психологии позволило выделить и обосновать новый предмет науки и практики — психологию репродуктивной сферы человека [2]. Репродуктивная сфера определяется как организация всех систем жизнедеятельности человека для осуществления репродуктивной функции. В репродуктивной сфере выделяются психологическая и физиологическая составляющие, обосновывается их взаимосвязь. В этом подходе физиологические нарушения репродуктивного здоровья стали рассматриваться как психосоматическое проявление нарушений в репродуктивной сфере женщин и мужчин. Теоретической основой этого подхода является теория функциональных систем и учение о доминанте в сочетании с классическими и современными подходами в психоанализе и перинатальной психологии [2].

Поиск причин нарушений в реализации репродуктивной функции позволил разработать представление о психологической неготовности к родительству и ее связи с проблемам в диадических отношениях. Сравнение психологических особенностей женщин с диагнозом «бесплодие», «невынашивание беременности», женщин, оттягивающих рождение детей до позднего репродуктивного возраста, а также тех, кто сознательно отказывается от рождения детей, выявило сходство в их психологической неготовности к родительству [1, 2]. Это положение находит свое подтверждение при изучении нарушений раннего развития ребенка, которое в ряде случаев также связано с разными формами искажений детско-родительских отношений. Эти искажения возникают в результате психологической неготовности родителей к рождению и воспитанию детей. Таким образом была обоснована теоретическая и практическая связь проблематики перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы. Еще одним достижением этого периода стало понимание психосоматической природы нарушений репродуктивного здоровья как женщин, так и мужчин, что привело к появлению термина «репродуктивная психосоматика» [3].

Эти явления в современной науке и практике послужили основанием для нового этапа интеграции всех направлений, которые занимаются разными аспектами рождения и развития человека, с одной стороны, — и тем, как это рождение и развитие обеспечивается женщинами и мужчинами, родителями ребенка, с другой стороны. Сформировалась устойчивая связь нескольких областей психологии и смежных наук, ориентированных на проблемы воспроизводства — рождения и воспитания детей, и репродуктивной функции женщин и мужчин — как способности к рождению и воспитанию детей. Это три основных области, плотно пересекающиеся между собой: перинатальная психология, объединяющая в себе вопросы раннего развития ребенка и родительского (материнского и отцовского) отношения и поведения; психология родительства, изучающая материнство и отцовство как часть личностной сферы взрослого человека; психология репродуктивной сферы, охватывающая психологические и психосоматические вопросы реализации репродуктивной функции.

В результате пересечения означенных проблем в современной психологии появилось новое направление — репродуктивная психология, в которую включены все психологические аспекты репродуктивного здоровья. В этом направлении выделяются две взаимосвязанные составляющие репродуктивного здоровья: физиологическая — как способность зачать, выносить и родить здорового ребенка, и психологическая — как способность вырастить и воспитать здорового физически и психически ребенка и подготовить его к реализации репродуктивной функции в будущем. При таком подходе репродуктивная функция рассматривается как рождение и воспитание детей, которые сами смогут продолжить род — т.е. смогут сами родить и воспитать здоровое потомство.

В результате произошло логичное объединение тех направлений психологии, которые, с одной стороны, занимались разными этапами реализации репродуктивной функции (т.е. разными этапами репродуктивного цикла — от онтогенеза репродуктивной функции до ее реализации у взрослых женщин и мужчин), а с другой стороны — разными психологическими аспектами репродуктивной функции: психофизиологическими, ценностно-смысловыми, гендерными, поведенческими, психосоматическими и т.п.

Можно заключить, что появился новый объект изучения и практического приложения в современной психологической науке — это психологические аспекты репродуктивной функции человека, — в котором каждое направление выделяет свой предмет, но для полноты его понимания стремится к интеграции со смежными направлениями, также выделяющими в этом объекте свои частные предметы.

Это означает, что проблема репродукции стала общим профессиональным полем для психологов, а репродуктивный цикл — как все, что связано с воспроизводством в широком смысле, — общим для этой области объектом науки и практики. В таком случае для этой области психологии общим предметом становятся психологические аспекты реализации репродуктивной функции, и каждое направление выделяет в качестве конкретно-научного предмета один из этих аспектов. Это позволяет говорить о выделении нового междисциплинарного (объединяющего разные области психологии) направления в современной психологии, пересекающегося также со смежными науками — медициной, психосоматикой, философией, педагогикой.

Таким образом, за прошедшие четверть века перинатальная психология прошла ряд этапов своего развития от работы с беременными и диадой — до системного подхода к психологическим проблемам репродуктивной функции семьи. Данная область психологии может быть обозначена как репродуктивная психология. Она объединяет все психологические аспекты репродуктивной функции: от общего онтогенеза, включающего онтогенез репродуктивной сферы, — до реализации репродуктивной функции и нарушений физиологической и психологической составляющих репродуктивного здоровья. Это направление охватывает все этапы репродуктивного цикла, в нем объединяется проблематика перинатальной психологии, психологии материнства и отцовства, психологии репродуктивной сферы и психологии нарушений репродуктивного здоровья. В настоящее время в репродуктивной психологии разработаны теоретико-методологические основы представлений о психологической составляющей репродуктивной функции человека, опирающиеся на эволюционно-системный подход, учение о функциональных системах, психосоматический подход, классические и современные теории раннего развития [2, 3]. В этой области уже сложился свой категориальный аппарат, ориентированный на комплексность знаний, междисциплинарные связи и применение интегративного подхода в практической психологической работе.

Список литературы

  1. Захарова Е.И. Ценность материнства у современных женщин и практика осуществления родительской деятельности // Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения: Монография. — Астрахань: Астраханский гос. ун-т, 2013. — С. 73-86.
  2. Филиппова Г.Г. Психология репродуктивной сферы человека: методология, теория, практика // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. — 2011. — №6. — URL: http://medpsy.ru
  3. Филиппова Г.Г., Печникова Е.Ю. От перинатальной психотерапии — к репродуктивной психологии: современные тенденции развития модальности // Психотерапия. — 2014. — №9 (141). Материалы Международного Конгресса «Отечественные традиции и новации в психотерапии, практической и консультативной психологии» 17–19 октября 2014 г., Москва. — Вып. №1. — С. 36–41.
  4. Филиппова Г.Г. Репродуктивная психология для репродуктивной медицины: психологическая помощь пациентам в программах ВРТ // Материалы ХХIV Ежегодной Международной конференции «Репродуктивные технологии сегодня и завтра» 3–6 сентября 2104 г., Ярославль. — С. 135–137.

Источник: Филиппова Г.Г. Репродуктивная психология: современный этап развития перинатальной психологии в России // Психологические проблемы современной семьи : сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции, Москва - Звенигород - Екатеринбург, 30 сентября – 04 октября 2015 года. Часть 1. Москва - Звенигород - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. С. 509–514.

 Автор: Галина Григорьевна Филиппова Секция перинатальной психологии была организована при Российском психологическом обществе, и одновременно при Московском отделении РПО, в 2003 году.-2