20 лет просуществовал трофи-рейд Camel Trophy, послуживший толчком к развитию внедорожного спорта по всему миру, ведь даже приставка «трофи» то есть «трофей, приз» в названии внедорожных соревнований – это дань уважения к тем временам.
Интересные факты:
Идея Camel Trophy принадлежала рекламному агентству из Дюссельдорфа для продвижения американских сигарет Camel. Маршрут в 1000 миль сквозь джунгли Амазонии должны были пройти на американских же внедорожниках Jeep CJ (навроде Виллисов), по легенде арендованных прямо в аэропорту, но маршрут пройден не был, а машины так и остались в джунглях. 1980-й год.
После этого эстафету перехватил Ленд Ровер, заканчивающий работу над «проектом Jay», призванном потеснить на рынке набравшие популярность японские внедорожники и один американский, Jeep Grand Cherokee. Англичане создавали будущий Land Rover Discovery.
При этом дела компании были не ахти и для запуска в серию новой модели пришлось собирать детали и закрыть тринадцать заводов по всему миру, а первый год Discovery выпускался только в довольно нелепом трёхдверном варианте.
Никто из победителей не получал никаких денежных призов, а наградой участникам была только табличка с надписью «Ты сделал это».
Ехать на Кэмел-трофи в качестве участника можно было лишь один раз в жизни.
Посещая опасные места на земле, вроде наводненного змеями Заира, организаторы экспедиций делали много для местных жителей, предоставляя гуманитарную и оказывая медицинскую помощь, в т.ч. вакцинируя населения нищих государств. Строились колодцы, а построенные в ходе соревнований мосты и сооружения еще долгие годы использовались местными про прямому назначению.
В СССР Camel Trophy пришел в 1990, чтобы используя интерес к перестройке, провести экспедицию в наиболее диких местах Сибири. Маршрут изначально планировался вокруг Байкала, но после разведки вертолетами ввиду непреодолимой сложности реализован не был и «1000 миль перестройки» прошел от Братска через Лену на Байкал.
Старт был дан на Красной площади в Москве. Вылетали грузовым самолетом Руслан и, чтобы он смог, с его размахом крыльев, приземлиться в аэропорту Братска, там пришлось снести два здания.
33 автомобиля Land Rover Discovery с дизельными 200TDi, в сопровождении - Defender-110. Автомобили потдерживал вертолетный отряд – колеса и запчасти доставлялись участникам прямо на маршрут.
Увы наши соотечественники Анатолий Кузнецов и Марк Подольский тогда заняли лишь предпоследнее место.
Зато отличились другие наши люди. Оказалось, что при погрузке экспедиции в Германии были забыты весла для каноэ, за исключением одного комплекта. Для подобных весел нужна специальная древесина, которую удалось найти только на мебельной фабрике. Весла делаются клееными, имея сложную структуру. За сутки удалось найти мастера, способного изготовить по образцу 16 комплектов «фирменных» весел. Руководитель Camel Trophy И. Чапмен был просто поражен высоким качеством дубликатов и скоростью их изготовления. Так сибирские умельцы спасли от фиаско международное соревнование на каноэ.
Победа Российского экипажа пришла только в 1995-м на территории Центральноамериканских государств, сделали это Сергей Пенев и Павел Богомолов в самой престижной для этого трофи номинации «командный дух».
В 1992 году Кэмэл-трофи отправилось в Южно-Американскую Гаяну и принять участие в этом приключении выразили желание около миллиона (!) человек.
Потом изменения в законодательстве по части рекламы сигарет ликвидировали главного спонсора, а возросшие скорости потребовали совсем другого, нежели у «английского УАЗика» шасси, да и богатые американские покупатели намекали, что дальше грунтовки к собственному ранчо они заезжать не намерены. И вот в 2000-м закончились те самые «трофи», а в 2002 году и «внедорожный король» уступил место совершенно другому претенденту на совершенно другой автомобильный престол.