14 марта 2024 года состоялся третий испытательный запуск Starship ("Звездный корабль") - самой крупной космической ракеты в истории человечества, созданной в рамках марсианского проекта Илона Маска.
Зрелище было необычайно увлекательным; ролики мигом разлетелись по сети. Особенно впечатляют минуты спуска, когда корабль входит в атмосферу, от него разлетаются плитки защитной обшивки, а затем загорается ореол сияющей плазмы.
Не всё, конечно, прошло гладко и без задоринки, но куда успешнее, чем оба первых раза. Старшип взлетел в ближний космос, полетал немного на орбите и упал в Индийском океане, в заранее обозначенном районе, свободном от судоходства, чтобы никто ненароком не пострадал.
Заголовки в СМИ и блогах (особенно наших) - очень противоречивые.
"Starship впервые достиг орбиты, но не смог приводниться в океане" - пишет Интерфакс.
Эээ... А куда же он делся? Если открыть заметку, то там важное уточнение: не смог "мягко приводниться". А как это?.. Ракета должны была плавно сесть на воду и поплыть своим ходом в сторону, скажем, Мадагаскара или Индостана?..
"SpaceX потеряла Starship в конце третьего испытательного полета" - заголовок на портале hi-tech.
Ну да, в конце полета связь была потеряна. Зато всё время вплоть до вхождения в атмосферу она работала, и съемки, тиражируемые ныне в сети, велись аппаратурой на самой ракете. Разве не достижение?
В общем, кому-то и жемчуг мелок, и виноград слишком кислый, и космолет отстойный. Ладно, флаг в руки, пусть построят нечто лучшее, а мы посмотрим, как и с какого раза оно полетит.
Старшип создается для полетов на Луну, а главное - на Марс. Есть у Маска такая мечта, и он неуклонно идет к ее осуществлению. Что само по себе заслуживает уважения. Мечты должны быть не просто масштабными, а еще и прорывными для человечества.
Некоторые наблюдатели полагают, что даже относительно успешный третий запуск Старшип - это реальное достижение. Никакие ракеты не взлетают и не приземляются без сучка и задоринки с первого раза. Однако доказано, что ракета - рабочая, она в состоянии выйти в космос в автоматическом режиме. А значит, после изучения выявленных проблем и исправления косяков сможет полететь дальше.
Пока что запуски - пробные, и ракеты оказываются одноразовыми.
Но к концу 2020-х годов Маск планирует сделать запуски Старшип регулярными, а сам корабль - принципиально многоразовым, что резко удешевит и полеты, и стоимость отправки в космос грузов. Все конкуренты (в том числе Роскосмос) могут меланхолично пить квас (улун, сакэ, далее по вкусу) в сторонке. Наша сверхтяжелая ракета, которую вроде бы только недавно начали разрабатывать, даже при самых благоприятных условиях (интересно, где их взять?) сможет полететь лет через 10. И еще большой вопрос, куда и зачем ей лететь, если нет ни лунной программы, аналогичной проекту "Артемида", ни, тем более, марсианской.
--
В моей космоопере "Хранительница" упоминается экстравагантный мультимиллиардер Лайо Кастис, который был одержим идеей полета человечества к другим мирам и построил суперзвездолет "Гайя", сумевший добраться до планеты Тиатара в другой галактике и основать там человеческую общину - не единственную в своем роде, поскольку на Тиатаре уже поселились уйлоанцы и тагманцы, встретившие собратьев по разуму довольно сердечно и оказавшие им помощь в первоначальном обустройстве.
Лайо Кастис, обладая смешанным происхождением, венгеро-греко-американским, преднамеренно отбирал кандидатов так, чтобы они представляли в миниатюре всю земную цивилизацию – непохожие друг на друга народы, языки, традиции, темпераменты, способы мышления и философские взгляды. Сам он лететь отказался, будучи к моменту окончания работы над «Гайей» сильно немолодым человеком (из романа "Тиатара").
Намек, я думаю, довольно прозрачен. Не скажу, что Лайо Кастис списан с Маска (о Маске я знаю очень немного), но типаж - примерно тот самый. Поэтому я с таким интересом слежу за инициативами прототипа своего литературного космического предпринимателя.
Романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
На портале Литсовет я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент выложены шесть романов (включая "Наследника") и выкладывается седьмой, "Двойник".
Новый роман - "Возвращение Улисса" - закончен и полностью доступен на Литрес и Литмаркет.