Бизнесмен и экс-чиновник Андрей Косилов отказался выплачивать компенсацию студентке, которую сделал инвалидом. Семья пострадавшей требует с него 47 млн рублей, а он считает, что он ни в чем не виноват.
Ольга АНТОНОВА
Она не видит, почти не встает с постели и несколько месяцев была в коме, где-то в "серой зоне" между жизнью и смертью. Ее глаза и руки — родители. Первых слов дочери они дождались через полтора года после случившейся беды и радовались, что она села в кресле, а потом встала к шведской стенке. Их 24-летняя ненаглядная наследница, красавица-модель, студентка сейчас инвалид 1 группы.
Энергичной темпераментной девушке, модели и спортсменке, сложно, когда заботятся о ней, а не она. Потому старается помогать с домашним заданием уроки по русскому и математике брату-второклашке. Если б не проклятая немощь...
Вечером 28 июля 2019 года в Челябинской области на автодороге Байрамгулово-Новоандреевка в произошло страшное ДТП. Внедорожник "Лексус" выехал на встречную полосу и столкнулся с "Ладой", движущейся во встречном направлении. За рулем джипа был челябинский предприниматель, гендиректор и глава агрохолдинга "Равис", в прошлом — первый вице-губернатор региона Андрей Косилов.
В отечественном авто с отдыха на озере возвращалась компания молодежи из Екатеринбурга — два парня и девушка; все попали в больницу.
Никита Лавров, который был за рулем, получил в ДТП ушибы лобных долей, легких и другие травмы. Момента столкновения он не помнит.
"Учимся чистить зубы"
Самые тяжелые повреждения были у 19-летней Анастасии Вяткиной, она находилась на заднем сидении легковушки и не была пристегнута. У девушки была открытая черепно-мозговая травма, перелом лобной кости и костей носа, ушиб головного мозга, легких и сердца. Она потеряла зрение, была парализована. Несколько месяцев находилась без сознания.
Каждый день рядом с нею родители. Настя проходит бесконечные курсы реабилитации, которые стоят колоссальных денег. Семье помогают благотворительные фонды, но денег не хватает. Вот что писал о своей подопечной один из фондов:
Мы отработали навыки гигиены: чистку зубов, расчесывание. Настя может не быстро, но уже самостоятельно надеть и снять рубашку, растягивая и застегивая пуговицы.
До трагедии Анастасия училась в вузе, занималась спортом, подрабатывала моделью и администратором фитнес-клуба. После многочисленных операций лицо ее покрывают шрамы, точеных черт уже не вернуть.
"Следствие проведено односторонне"
Процесс по уголовному делу о дорожной аварии стартовал в феврале 2020 года. В материалах уголовного дела виновным значился бывший чиновник и предприниматель. Но с выводами следствия он был категорически не согласен:
Следствие проведено односторонне, оно не раскрывает всех причин случившегося. Встречная машина догнала меня по моей полосе движения. И на всех видеосъемках, которые есть с места ДТП, видно, что я ушел без каких-либо препятствий за свою полосу и закончил маневр.
Адвокаты предпринимателя настаивали, что в ДТП виноват водитель "Лады": ему стоило только затормозить, остаться в своей полосе, и ничего бы не случилось. А он вместо этого крутанул руль влево и попытался уйти от столкновения на встречную полосу, хотя это запрещено правилами. Так примерно было написано в заключении независимого автоэксперта из Кургана.
По делу трижды проходили экспертизы, в том числе, по ходу процесса. Вывод: опасную дорожную ситуацию создал Косилов. Он же с заключениями был не согласен до конца:
За рулем "Лады" находился менее опытный водитель, потому маневр моего автомобиля стал для него раздражающим фактором. Если бы он чуть притормозил, смог бы нормально проехать в значительное пространство, которое "Лексус" освободил ему на дороге.
10 февраля 2021 года суд приговорил Андрея Косилова к двум годам ограничения свободы. В течение двух лет ему было запрещено водить машину.
Начал платить и прекратил
Суд обязал возместить моральный ущерб пострадавшим, выплатив 300 тысяч Никите Лаврову и 1 миллион рублей Анастасии Вяткиной. Потом были еще суды: семья студентки не была согласна с назначенной суммой. Ведь постоянная реабилитация требовала сотни тысяч рублей ежемесячно.
В январе 2022 года семья Анастасии выиграла гражданский иск к Косилову. Верх-Исетский районный суд постановил возместить затраты на лечение девушки, утраченный ею заработок и компенсировать моральные страдания родителей: 3,1 миллиона. В мае 2022 года в Свердловском областном суде Косилов оспорил сумму до 2,6 миллиона рублей.
В июле 2022 года мама Насти рассказывала журналистам:
Ничего он не должен, денег у него на счете нет, и платить он не будет. Сейчас мы отправили судебным приставам исполнительные листы. Так что я и не знаю, когда всё это будет. Там компенсация расходов за 2020 год, а уже 2022-й заканчивается.
А в августе 2022 года семья Насти получила требование возместить бывшему вице-губернатору Челябинской области затраты на адвоката.
Весной 2023 года, когда Настя начала разговаривать, ее семье с Косиловым удалось достичь мирового соглашения по выплате 50 тыс. рублей ежемесячно, и поначалу бывший чиновник договор соблюдал. Но через несколько месяцев перестал. Видимо, не посчитал необходимым девушке, ставшей инвалидом, платить после встречи его внедорожника с машиной, в которой он ехал.
Подсчитали несостоявшийся заработок
Спустя пять лет зрение к Насте так и не вернулось. Она нуждается в постоянном уходе родителей.
Мы решили заявить иск. 168 тысяч рублей — возмещение расходов на лечение дочери и 47 миллионов 200 тысяч — это утраченный из-за инвалидности заработок Насти. Компенсация насчитана за 2021 год и последующие,
— пояснила мама Анастасии Светлана Вяткина.
14 марта в Сосновском районном суде прошло первое слушание. Представитель бизнесмена в суде заявил, что Андрей Николаевич — инвалид и не работает: доказательство — запись в его трудовой книжке. Документы приложили к делу.
"Попрекают подгузниками"
Адвокаты Косилова "по косточкам" разобрали иск семьи слепой девушки:
Вы указываете траты на подгузники, но они предоставляются инвалидам бесплатно. Есть упоминание рецепта на лекарства — но рецепта нет. Указано, что вы обращались в частную офтальмологию, а в государственное лечебное учреждение не обращались?
Мама Насти заявила, что на все вопросы они могут ответить документами — рекомендациями и назначениями:
Что мне делать, если государство не предоставляет в рамках оказания бесплатной медицинской помощи того, что требуется Насте? Каждый человек выбирает, что ему лучше. Сначала мы начинаем с бесплатной помощи и прибегаем к услугам частной медицины, если не можем получить нужное.
Между тем, в конце 2023 года Андрей Косилов, собственник крупного агрохолдинга, продал 41,2 % уставного капитала своего бизнеса — АО "Равис — Птицефабрика Сосновская". Пакет акций оценили в 341 млн рублей. "Равис" оспаривает в Арбитражном суде сделку Косилова, в картотеке арбитражных дел и указана номинальная стоимость сделки.