Впервые этот телефильм показали в СССР в январе 1975 года. К удивлению многих, он стал настоящим хитом, зрители отнеслись к нему крайне благосклонно. Не случайно в одной из сцен другого легендарного фильма — «Иронии судьбы» по телевизору (когда его включает Ипполит) показывают именно «Соломенную шляпку».
Снял данную музыкальную комедию знаменитый режиссёр Леонид Квинихидзе. Она основана на одноимённой пьесе Эжена Лабиша и Марка Мишеля. На экран этот литературный материал был перенесён с большим вниманием к деталям. Костюмы, кареты, изысканная мебель, старинные здания — всё это действительно погружает в другую эпоху (если говорить конкретнее, действие происходит во Франции, в середине XIX века).
Завязка сюжета такова: некий рантье и ловелас Фадинар залез в большие долги. Чтобы поправить своё финансовое положение, он решает жениться на дочке провинциального богача Нонанкура. Тот обещает ему годовую ренту — более 8500 франков.
Вот только по дороге на свадьбу с Фадинаром случается неприятность. Во время одной из остановок его лошадь съедает итальянскую соломенную шляпку мадам Бопертюи, которая в этот момент гуляет на соседней лужайке с любовником — офицером Эмилем Тавернье. И для мадам это становится крайне болезненной утратой. Она уверена, что теперь ревнивый муж поймёт, что она ему изменяет. Поэтому вскоре она со своим кавалером приезжает в дом Фадинара. И говорит, что они покинут его только в том случае, если он достанет ей точно такую же шляпку.
А у Фадинара как раз должна начаться свадьба. Но ничего не поделаешь, он вынужден бегать по городу, чтобы решить проблему мадам Бопертюи. Шляпка оказывается довольно редкой. В итоге Фадинару даже приходится ехать в дом какой-то местной баронессы (и вести туда за собой весь свадебный кортеж). Впрочем, и там ему не удаётся найти желаемый головной убор. По ходу поисков Фадинар также знакомится мужем мадам Бопертюи. И ненароком рассказывает ему об измене его жены... При этом самому Фадинару отец невесты уже начинает угрожать отменой свадьбы. Но в итоге прощает его — всё заканчивается хорошо.
В общем, это классическая комедия положений, где одно небольшое происшествие приводит к целому ряду курьёзных, нелепых ситуаций.
Главная роль в «Соломенной шляпке» досталась неподражаемому, харизматичному Андрею Миронову. У его персонажа здесь роскошные усы, и в таком виде он выглядит довольно нестандартно. Как ни крути, без участия этого актёра фильм лишился бы львиной доли своего обаяния и шарма. Причём здесь он проявляет себя ещё и как певец. В начале фильма он поёт песню «Женюсь!» на стихи Булата Окуждавы. Многие наверняка её помнят как минимум по припеву — в нём перечисляются французские, непривычные для нашего слуха имена — Иветта, Лизетта, Мюзетта, Жанетта, Жоржетта...
Здесь в принципе довольно много песен, музыкальных номеров. И, пожалуй, особенно трогательными вышли номера в исполнении актрисы Евгении Ветловой и джазового музыканта Александра Колпашникова. Именно этот дуэт на последних минутах поёт финальную композицию — «Спокойно спи, Эжен Лабиш...»
Стоит упомянуть и про ещё один интересный факт. До «Соломенной шляпки» Миронов вообще не умел ездить верхом. Ему пришлось овладевать этим навыком прямо во время съёмок. И в дальнейшем он точно ему пригодился (Джонни Фёст из «Человека с бульвара Капуцинов» тоже ведь в некоторых сценах скачет на лошади).
Конечно, заслуживают похвалы и другие актёры, сыгравшие в «Соломенной шляпке» — Владислав Стржельчик, Людмила Гурченко, Екатерина Васильева, Алиса Фрейндлих, Михаил Козаков, Игорь Кваша... Все они отлично справились со своими ролями. Особенно постарался Михаил Козаков — виконт де Розальба в его исполнении просто бесподобен.
Кроме того, считается, что участие в съёмках этого фильма дало сильный толчок карьере Михаила Боярского. До этого на его счету была лишь пара небольших ролей в не слишком известных картинах. А здесь он появился в образе тенора Нинарди, и советские режиссёры заметили яркого брюнета, умеющего хорошо петь и ловко фехтовать.