В истории мирового производства кино именно французский кинематограф представляет наибольший интерес, так как в этой стране зародилось данное искусство. Здесь был показан первый кинофильм, появилась первая киностудия, родились многие выдающиеся актёры и режиссёры.
Братья Люмьер
Создателями кино считаются Луи и Огюст Люмьер. Первый публичный кинопоказ в истории состоялся 22 марта 1895 года в Париже, а днём рождения кино считается 28 декабря 1895 года. В этот день прошёл первый коммерческий показ фильмов братьев Люмьеров.
За несколько месяцев до этого состоялась экспериментальная демонстрация фильмов в Париже, во время которой показали "Выход рабочих с фабрики индустрии". На следующем сеансе зрителям было представлено уже семь фильмов, среди них оказались знаменитые "Политый поливальщик", "Завтрак младенца", "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота".
Первые фильмы часто несли документальный характер, но постепенно жанровое разнообразие росло. Несмотря на то, что киноленты той эпохи не сравнимы с современными по качеству визуального ряда, энтузиазму и креативности тогдашних киноделов можно было позавидовать.
Развитие кинематографа
Второй знаковой личностью в развитии кинематографа после братьев Люмьер был Жорж Мельес. Когда появилось кино, оно поначалу стало для Мельеса средством, которое позволяло разнообразить театральный репертуар. Фильм превратился в один из номеров развлекательной программы, которую он готовил. Однако вскоре это искусство поглотило его настолько сильно, что в 1896 году он начинал снимать сам.
Именно Мельес открыл способы ускоренной и замедленной съёмки, со временем стал использовать наплывы и затемнения. Он первым построил павильон на собственной даче под Парижем. Там же было оборудовано всё для трюковой техники съёмок - подъёмники, люки, тележки для отъездов и наездов камеры. Мельес даже предпринимал попытку перейти от черно-белого к цветному кино, пытаясь раскрашивать кадры от руки. Продолжительность картины в то время редко превышала четверть часа, но это всё равно был сложный и кропотливый процесс, особенно при производстве сказок, которых у Мельеса было особенно много.
В 1897 году были выпущены картины "Фауст и Маргарита", "Кабинет Мефистофеля". Именно тогда впервые была предпринята попытка снять голос синхронно, записав на валик фонографа. Плодотворными для Мельеса оказались первые годы XX века, когда были сняты первые фантастические фильмы французского кинематографа - "Путешествие на Луну", "Человек-оркестр", "20 тысяч лье под водой". Его работы всегда отличались оригинальностью и выдумкой, разнообразными и богатыми техническими решениями. Сделанное Мельесом стало настоящим прорывом в развитии не только французского кинематографа, но и мирового.
Разнообразие жанров
Рост производства привел не только к необходимости совершенствовать технические возможности, но и обозначил острую проблему нехватки кадров, особенно режиссёрских. В первые годы к работе часто привлекали случайных людей, в лучшем случае фотографов. Появление рынков сбыта стимулировало расширение производства и предлагало разнообразную продукцию. Французский кинематограф хоть и появился самым первым, но на коротком отрезке начал отставать. Прокатчикам приходилось покупать фильмы в Англии и США, где уже тогда зрителям предлагали много оригинальных сюжетов. Ведущие режиссёры начинали всё чаще снимать на натуре. Погоня за новыми историями в самом начале истории французского кинематографа приводит к широкому использованию репертуара балаганов и цирков, а также экранизаций литературных произведений.
Период авангарда
После Первой мировой войны во французском кинематографе 20 века появилось движение против использования кино в коммерческих целях. Его возглавили представители авангарда того времени. Они занимались экспериментами, при этом существенно расширяя возможности кино. Первым фильмом французского кинематографа нового направления считается "Механический балет" Фернана Леже, который вышел на экраны в 1924 году. За ним последовала целая серия короткометражек, принадлежавших к дадаистическим, абстрактным, сюрреалистическим направлениям. Режиссёры экспериментировали в области формы, практически игнорируя при этом содержание.
В то время начали складываться стилевые направления французского кинематографа. Например, появилось много сторонников сюрреализма. К концу 20-х годов он был представлен сразу в двух формах - резкой и спокойной. К спокойному сюрреализму в кино относился создатель красивых фотографических видений Манн Рэй, а к резкой - испанский режиссёр Луис Бунюэль, работавший вместе с художником Сальвадором Дали.
Для авангардистского кино большое значение имели работы бразильского режиссёра Альберто Кавальканти, трудившегося во Франции. В 1926 году он дебютировал с сентиментальным репортажем, посвященном жизни будничного Парижа, который назывался "Только время". Это была первая попытка охватить взглядом жизнь большого города, его социальных и архитектурных контрастов. В картине "На рейде" 1928 года он создает романтическую атмосферу портового кабака в Марселе, демонстрируя возникающий контраст между мечтой о дальних странствиях и реальной обыденностью жизни. Примерно в тот же период в кино дебютирует сын импрессиониста Огюста Ренуара - Жан. В своих картинах "Девочка со спичками", "Дочь воды" он стремится найти экранное выражение для классического сказочного сюжета.
Звуковое кино
Первые звуковые фильмы во Франции появились в 1928 году. Тогда стало очевидным, что немое кино стремительно умирает. Многие считали появление звука настоящей катастрофой. Они боялись, что из-за этого на экран перенесутся театральные традиции, а законы киновыразительности будут забыты. Чувствительнее всего приход звукового кино отразился на авангардистах, которые оказались в тупике. Не имея средств для дальнейших экспериментов, большинство из них прекратили творческую деятельность. Те, кто остался, пустились в творческий поиск.
Один из самых ярких представителей того времени - Жак Фейдер. Он начал работать в кино ещё в 1912 году в качестве актера. Через четыре года снял свой первый фильм - "Господин Пенсон - полицейский". Его заслуга заключается в том, что он одновременно пытался противостоять коммерческому кино и авангарду, создавая фильмы, которые были обращены ко всем слоям публики, при этом обладали художественными достоинствами. В золотой фильмофонд французского кинематографа можно включить его работы "Поцелуй", "Большая игра", "Пансион «Мимоза»", "Героическая кермесса".
Каннский кинофестиваль
Проведение кинофестиваля было изначально запланировано на 1939 год, но война внесла свои коррективы. В итоге один из старейших и самых престижных в мире кинофестивалей – Международный Каннский кинофестиваль – впервые состоялся в сентябре и октябре 1946 года.
Эпоха "Новой волны"
На момент начала 1950-х годов прошлого века во французском кино отмечалось засилье коммерческих фильмов, не отличающихся оригинальностью сюжетов или непредсказуемостью повествования. Молодое поколение режиссеров, многие из которых имели опыт в кинокритике или журналистике, такая ситуация в корне не устраивала. В своих работах они прибегали к радикальным для того времени творческим решениям.
Первым фильмом "новой волны" становится "Красавчик Серж" Клода Шаброля. Это история о страдающем от туберкулеза Франсуа, который возвращается из Швейцарии на родину после десяти лет отсутствия. Ошеломительный международный и коммерческий успех был у экзистенциальной драмы Алане Рене "Хиросима, любовь моя", криминальной картины Франсуа Трюффо "Четыреста ударов", драмы Жан-Люка Годара "На последнем дыхании", которые вышли с 1958 по 1960 годы.
При этом участники "новой волны" отрицали существование единой эстетической концепции. Их объединяла антипатия к звездам 50-х и представление о необходимости создавать авторское кино, то есть произведения, которые бы выражать суть их создателей с помощью индивидуальной стилистики. Представители "новой волны" действительно преследователи разные цели. Шаброль высмеивал романтический взгляд на человека, Трюффо демонстрировал абсурдные последствия несостоятельного бунта личности против буржуазного мира. Наиболее значимой стала фигура Годара, который дал слово одиноким бунтарям, анархизм которых был рожден стихийным протестом против превращения человека в робота.
"Новая волна" сыграла важную роль в становлении всего мирового киноязыка, оказав влияние на несколько следующих поколений независимых режиссёров. Эти картины заложили фундамент для кинематографической теории, появившейся в 70-е годы. Согласной ей, режиссёр должен быть автором, который принимает участие во всех этапах производства кино, чтобы выработать свой уникальный стиль.
Современное французское кино
Современный этап развития французского кинематографа отличается глубоким психологизмом и драматизмом, высококачественной операторской работой и, по-прежнему, экспериментальными решениями, а также переосмыслениями жанрового кино.
Стиль современного кино определяют модные режиссёры, имена которых постоянно на слуху. К началу XXI века к ним можно отнести Люка Бессона, Франсуа Озона, Жан-Пьера Жене. Лучшие фильмы французского кинематографа этих мастеров - это криминальная драма "Леон" и фантастический боевик "Пятый элемент" Бессона, триллер "В доме", мелодрама "Молода и прекрасна" и драма "Франц" Озона, фэнтези "Город потерянных детей", историческая драма "Долгая помолвка" и семейная приключенческая лента "Невероятное путешествие мистера Спивета" Жене.
В жанровом кино выделяется Паскаль Ложе. Он стремится использовать традиции классического хоррора для переосмысления важных моральных и философских проблем. На данный момент его самая яркая работа - драматический триллер "Мученицы" 2008 года.
Французские комедии
Визитная карточка французского кино на протяжении всего XX столетия - комедии. Пожалуй, больше ни одна страна не подарила миру такое количество комиков и забавных сюжетов. В 40-60-е годы блистал неподражаемый Фернандель, на смену ему пришли Бурвиль, Луи де Фюнес, Пьер Ришар. Практически у каждого из них был запоминающийся образ героя, который кочевал из одной ленты в другую - комиссар Жюв у де Фюнеса, Франсуа Перрен у Ришара. Пьер Ришар прославился знаменитыми комедиями в актёрском дуэте с Жераром Депардье - "Невезучие", "Папаши", "Беглецы".
Из современных артистов комического жанра нужно отметить Дэни Буна и Жана Дюжардена. Время идёт, а эти актёры (Дэни Бун в качестве режиссёра часто отвечает за постановку комедий с своим участием) продолжают радовать зрителей и по сей день.