Многие меломаны советской закалки искренне до сих пор считают, что диско - это Boney M и прости Господи Ottawan. Признаюсь, я тоже так думал до наступления интернета, после чего стал изучать стиль и быстро понял, что он неимоверно шире и разнообразнее. Если же вы хотите послушать настоящее, как сейчас говорят "тру" диско, вам надо в своих поисках перебираться за океан в 1972-76 года.
Диско начиналось как черная клубная, в общем-то андеграундная культура в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго. Затем его стали играть и джазмены, и белые эстрадные исполнители, и рокеры. Например, у Херби Хэнкока есть отличная работа в этом стиле. А так-то "прототипом" для диско-номеров называют знаменитую Theme from Shaft Айзека Хэйеса еще 1971 года. В 72-74 жанр формируется. А 75-77- это расцвет диско, золотая эпоха, в которую появляется множество поджанров - электро-диско, диско-рок, диско-джаз, диско-поп, диско-соул, диско-фанк, афро-диско, латин-диско.
Это говорит о том, что диско - интернациональная музыка, сразу вобравшая в себя множество культур. Каждый играл его по-своему, и вариаций было огромное количество. Да есть даже японское диско 1975 года - поищите для интереса Hiromi Iwasaki. Или финнское - Markku Aro, который в том же году делал кавер на хит Глории Гейнор. Параллельно развивается и любимое многими нашими меломанами евро-диско со своими субжанрами (например, итало-диско, спэниш-диско).
Нет, после 77-го тоже полно хороших альбомов в изначальном стиле, но в конце 70-х диско уже в основном смешали с поп-музыкой, эстрадой. Популярность стиля была огромной после фильма Saturday Night Fever (1977). Именно в этом варианте диско уже и завозили к нам в СССР. Это всё хорошо, но уже не то. Что касается Франка Фариана, то он, безусловно, большая личность и и популяризатор диско в Европе. Но это больше евро-поп для "Евровидения", чем диско :))))
Вступление наше неприлично затянулось, читатель уже зевает и размышляет, когда же уже начнут ставить тру-диско. Всё верно, хватит скучных слов, пора слушать веселую музыку.
Кстати, продолжение здесь:
Первые альбомы настоящего диско 1974-75: танцуют все!
Bohannon - Keep On Dancin', 1974
Вот вам самая классика и самый сок диско от барабанщика и лидера Хэмилтона Бохэннона, который во многом создавал стиль. Это его второй альбом. Здесь все основные характерные черты настоящего диско. Прямой бит, множество перкуссий, гипнотические "петли" баса, квакающая ритм-гитара, завораживающая игра на электропиано, сексуальные голоса вокалисток с ультракороткими фразами и очень горячий сакс (его сменяет не менее горячий харп - губная гармоника).
Все альбомы Бохэннона вплоть до 1980-го можно смело брать, они все плюс-минус хороши и в едином стиле. Особенно хороши первые 6 на Dakar Records. Один из самых моих любимых исполнителей в стиле диско. У него всегда живая музыка, драйвовое и виртуозное исполнение. Сразу три его сингла были диско-хитами в Британии в 1974-75, где Бохэннон был даже популярнее, чем в США.
Idris Muhammad - Boogie To The Top, 1978
Вот позднее диско, но выполненное в изначальном стиле. Идрис Мухаммад - топовый джазовый барабанщик, у него больше сотни альбомов с игроками из джаз-бомонда. А в 70-х он выпускал сольники и увлекся фанком и диско. На самом деле он Лео Моррис, но принял ислам (как и, к примеру, боксер Кассиус Клей).
Здесь разнообразное диско с джазовыми септаккордами на клавишных, виртуозным солированием на клавишных, духовых, гитаре. Вокала минимум - это опять же краткие фразы от бэк-вокалистов. Композиция Bread демонстрирует, что диско может иметь и более медленный темп. One With A Star - классный образец диско-фанка. Да здесь весь альбом шикарный.
MFSB - Universal Love, 1975
Подустали? Ну, вот вам кое-что более легкое :)))) Это образец филадельфийского диско от классиков жанра. Типичные черты - более "сладкое" звучание, активное использование оркестровок в аранжировках, джазовые акценты. Вообще MFSB - это группа неимоверно техничных и опытных игроков, они могли играть всё что угодно.
Из этого альбома были два хита - Sexy и K-Jee. Вторую песню потом включили в знаменитый фильм Saturday Night Fever. Здесь всё круто и профессионально, роскошный звук, но всё ж это уже не клубное диско.
Если говорить о диско-соуле, то мы недавно рассказывали о топовом исполнителе диско-эпохи Джордже МакКрее, послушайте его хитовый первый альбом. Ну, и пожалуй, достаточно на первый раз. Если тема диско заинтересует читателей, мы обязательно продолжим.
На посошок
А в нашем факультативе вернемся к любимому многими классик-року в духе 70-х. У нас песня собственного сочинения - надеюсь приятная и добротная (это уж вам судить). Здесь всё как мы любим. С органом, атмосферными синтезаторами, подгруженной гитарой, раскатистыми барабанами. И с привкусом 90-х, ведь песня-то сочинена в 1996-м.