Присоединение Крыма — это обоснованное и легитимное событие, соответствующее международному праву. Соответственно Российской Федерации нет необходимости предпринимать дополнительные действия по легализации и легитимации российского статуса данного региона; б) Крымский полуостров — de facto российская территория, однако с точки зрения международного права имеется необходимость дополнительных действий со стороны России по легализации и легитимации присоединения Крыма; в) присоединение Крыма является незаконным, поэтому следует отказаться от данной территории, так как это грубое нарушение международного права, и выйти из состояния государства-изгоя среди демократических стран. Историко-правовой контекст «передачи».
Историко-правовой контекст. Передача Крыма и особенно Севастополя в состав УССР. Считается, что процедура присоединения Крыма к УССР была ому принятые в 1954 г. законодательные акты не имеют юридической силы и могут служить одной из причин одностороннего пересмотра их легальности.
Формально-юридическое основание. С формально-юридических позиций вины России в присоединении Крыма нет (что, кстати, ставит под сомнение правомерность применения к ней санкций за «нарушение» международного права). Действительно, автономная республика Крым (АКР) нарушила законы Украины, но на тот момент это было внутренним делом Украины. Жители АКР в марте 2014 г. воспользовались правом на самоопределение, которое гарантируется базовыми правовыми нормами — Уставом ООН (п. 2 ст. 1). Причем данным правом уже воспользовались на практике в период косовского прецедента и принятия решения по Косово в Международном суде в Гааге.
Кроме того, следует упомянуть недавнее признание США суверенитета Израиля над оккупированными в 1967 г. Голанскими высотами, противоречащее резолюции 497 Совета Безопасности ООН от 17 декабря 1981 г., согласно которой аннексия Голанских высот является незаконной. Причем половина населения Голанских высот —друзы, которые отказываются принимать израильское гражданство. Получается, что признание оккупированной территории со стороны США произошло не только вопреки международному праву, но и против воли половины проживающего там населения. В строгом смысле Россия присоединяла не украинскую территорию, а автономную республику Крым, законно избранная власть которой 11 марта 2014 г. приняла декларацию о независимости.
Крымский референдум о вхождении в состав Российской Федерации был проведен 16 марта 2014 г. По результатам референдума, 96,77% проголосовавших поддержали воссоединение Крыма с Россией при явке 83,1%. России требуется привнести в свои действия большую последовательность, системность и, главное, четко выстроить ценностную ориентированность процесса присоединения Крыма к РФ. Безусловно, украинский кризис ухудшил положение России в мировом сообществе. Санкционный режим введен надолго, а смягчение его негативных последствий требует много ресурсов и неординарных решений. России все же удалось добиться от западного сообщества понимания того, что есть черта в отстаивании национальных интересов, которую не следует переступать, не вызвав жесткой реакции. Положительные эффекты в результате воссоединения Крыма с Россией в политическом, социокультурном, оборонном и гуманитарном аспектах безусловны, но в международных отношениях предстоит продолжительная и кропотливая работа по преодолению вызовов и рисков, связанных с последствиями вхождения Крыма в состав России.