Найти тему
История войн и оружия

От МиГ-29 (9-13) к МиГ-29М (9-15)

МиГ-29 (9-13). Фото Антон Михайлов
МиГ-29 (9-13). Фото Антон Михайлов

В 1983 г. еще до официального принятия на вооружение нового МиГ-29 в 1987 г. в авиачасти советских ВВС и ПВО поступил фронтовой истребитель-бомбардировщик МиГ-29 (9-12), у него были следующие недостатки: малая боевая нагрузка всего 2 тонны и малый запас топлива, несмотря на то, что можно было подвесить подфюзеляжный топливный бак. Из-за чего его прозвали "около аэродромный перехватчик".

В 1986 г. советские пилоты получили модификацию 9-13 с увеличенным запасом топлива, также два топливных бака могли подвешиваться под крылом, за кабиной пилота появилась станция РЭБ "Гардения", масса боевой нагрузки выросла до 3 200 кг.

МиГ-29 (9-13). Фото Антон.
МиГ-29 (9-13). Фото Антон.

Но на экспорт шли только модификации 9-12 в вариантах А и Б.

Но в том же 1986 г. в СССР был схвачен один из ведущих конструкторов предприятия "Фазотрон", которое занималось как раз радарами и системой управления МиГ-29.

Срочно начали создавать новое радиооборудование и системы управления.

К тому же из-за того, что к концу 1980-х гг от самолетов стали требовать многофункциональности, то есть возможности уничтожения целей не только в воздухе, но и на поверхности Земли, потребовалась еще одна модификация МиГ-29.

МиГ-29 (9-15) Фото С. Попсуевич
МиГ-29 (9-15) Фото С. Попсуевич

В ОКБ Микояна правильно предугадали тенденции развития истребителей и еще в 1982 г. началась работа по созданию на базе МиГ-29 многоцелевого легкого фронтового истребителя с повышенной боевой эффективностью 9-15.

Модификация 9-15 или МиГ-29М должна поражать воздушные и наземные цели, меньше нести потери в боевом вылете, увеличить дальность полета, улучшить условия работы пилота.

Для этого бортовое обзорно-прицельное оборудование должно было быть нового поколения, должны были появиться ракеты "воздух-поверхность", аппаратура бортового комплекса обороны и перспективные системы индикации и управления в кабине, увеличен запас топлива и повышены характеристики двигателей.

Сам МиГ-29М должен был получить лучшую аэродинамику для улучшения устойчивости и управляемости, а также быть более легким в производстве.

Для МиГ-29М должен был найти применение легкий алюминиево-литиевый сплав "01420", клепанные соединения заменены на сварные. На обычном МиГе соединения были внахлест и скреплялись клепками. У новой конструкции появлялась возможность полного использования внутренних объемов для размещения топлива.

Также МиГ должен был получить часть деталей и агрегатов из композиционных материалов, они были легче, но были жесткими и прочными. Должны были найти применение радиопоглощающие материалы, для снижения эффективной отражающей поверхности самолета.

У МиГ-29М изменили формы наплыва крыла и горизонтального оперения, убрали верхние воздухозаборники, а основные были закрыты сеткой, чтобы посторонние предметы в них не попали. Появился новый тормозной щиток и парашютно-тормозная установка, усилено шасси и т. д.

Для улучшения маневренности МиГ-29М получил продольную статическую неустойчивость с помощью цифровой электродистанционной системы управления (ЭДСУ). К тому же на крейсерском режиме самолет меньше стал балансировать, что увеличило дальность полета.

Переработанная передняя кромка наплыва крыла и увеличенные элероны позволяли самолету лучше управляться на малых скоростях. Горизонтальное оперение было увеличено и получило уступ по передней кромке, чтобы улучшить обтекание стабилизатора при больших углах его отклонения.

Вместо двух хвостовых тормозных щитков обычных МиГов применили один большой на верхней поверхности фюзеляжа. При отклонении щитка возникал продольный момент, который тут же парировался ЭДСУ.

Вместо одного тормозного парашюта появились два.

Шасси самолета усилили, оснастили тормозами повышенной энергоемкости.

https://newizv.ru/attachments/d73c193807a18ba3cb2f9ccc6dadebec75362e15/store/crop/0/0/1500/1013/1920/0/0/aee59ad4fc7e00a3f1a01fc1527622d64548e92f0ba6aaf8b9cb613b4db0/13895235b1d046daa2ea66bdc3833b3b7658339c327b9814246e8f8e33f0
https://newizv.ru/attachments/d73c193807a18ba3cb2f9ccc6dadebec75362e15/store/crop/0/0/1500/1013/1920/0/0/aee59ad4fc7e00a3f1a01fc1527622d64548e92f0ba6aaf8b9cb613b4db0/13895235b1d046daa2ea66bdc3833b3b7658339c327b9814246e8f8e33f0

В нише основных опор шасси появился дополнительный воздухозаборник.

Обновили и двигатель НПО имени Климова разработало двигатель РД-33К с увеличенной тягой двигателя на максимальном режиме и полном форсаже и со сниженным на 7 % удельным расходом топлива на форсажном режиме. Двигатель получил цифровую электронно-гидромеханическую систему автоматического управления вместо старой гидроэлектронной системы управления с аналоговым регулятором-ограничителем. РД-33К стал более надежным и обеспечивал лучшую приемистость. Тяга двигателя на максимальном режиме 5 500 кгс, на полном форсаже - 8 800 кгс.

-5

Внутренний запас топлива достиг 5 800 л, а с тремя подвесными топливными баками - 9 600 л. Дальность полета без подвесных баков выросла на 30 - 40 %.

МиГ-29М оснастили новой системой управления вооружением С-29М (СУВ-29М) с радиолокационным прицельным комплексом и оптико-электронным прицельно-навигационным комплексом. Импульсно-доплеровская РЛС Н010 "Жук" научно-производственного предприятия "Фазотрон", она могла сопровождать до 10 целей и одновременно обстреливать 4 из них.

РЛС Н010 "Жук"
РЛС Н010 "Жук"

В передней полусфере истребитель можно обнаружить на 80 км, увеличился сектор обзора по азимуту. При обзоре земной поверхности станция может картографировать местность, определять координаты наземных целей, укрупнять выбранные участки, измерять собственную скорость самолета для коррекции навигационной системы, вводить поправки на ветер при использовании неуправляемого оружия, обеспечивать полет в автоматическом режиме с огибанием рельефа местности.

Станция имеет плоскую щелевую антенную решетку с электронным сканированием луча по углу места.

Масса РЛС Н010 по сравнению с Н019 снизилась почти на 60 %.

Оптико-локационная станция ОЛС-М включает тепловой, лазерный и телевизионный каналы, имеет повышенную дальность действия и обеспечивает измерение координат воздушных целей и лазерный подсвет наземных целей для измерения дальности до них и применения оружия класса "воздух - поверхность".

Нашлемная система целеуказания ракет с тепловыми ГСН осталась, как у базового самолета.

Модернизировали пилотажно-навигационное оборудование и оборудование связи с наземными/воздушными пунктами управления, также предлагалось подвесить оптико-электронную аппаратуру с лазерным и телевизионным/тепловизионным каналом наведения для более эффективного и распознавания наземных целей.

У МиГ-29М есть бортовой комплекс обороны с предупреждением об облучении, который может давать целеуказание ГСН противорадиолокационных ракет. Станция активных помех "Гардения" и 120 патронов с тепловыми ловушками остались с 9 - 13.

Большое внимание уделили совершенствованию рабочего места летчика. Катапультное кресло приподняли угол обзора вперед-вниз увеличился. Доработали систему индикации МиГ-29М: установили два многофункциональных монохромных индикатора на ЭЛТ, на которые выводилась прицельная и навигационная информация.

Управлять самолетом и выбирать оружие пилот МиГ-29М может не убирая руки с рычагов управления двигателями и ручки управления.

Боевая нагрузка выросла до 4 500 кг, точек подвески стало 9 (4 - под каждой консолью крыла и 1 - под фюзеляжем).

Для самолета предназначалась ракета РВВ-АЕ класса "воздух - воздух" средней дальности с активной радиолокационной головкой самонаведения. На начальном участке полета ракету ведет РЛС МиГ-29М, это обеспечивает большую дистанцию обстрела до 90 км. В дальнейшем ракета наводится сама, за счет решетчатых рулей она может совершать маневр с перегрузкой до 12 g. На МиГ-29М можно подвесить до 8 РВВ-АЕ или 8 ракет ближнего маневренного воздушного боя Р-73.

Также в номенклатуре вооружения остались ракеты Р-27Р, добавились Р-27Т, Р-27РЭ, Р-27ТЭ. Для поражения наземных целей есть ракеты "воздух - поверхность" Х-25МЛ, Х-29Л, Х-29Т (предназначены для уничтожения бетонных укрытий, мостов и т. п.), противокорабельные Х-31А, противорадиолокационные Х-25МП и Х-31П (они должны будут поражать РЛС ЗРК "Патриот", "Хок" и т. п.), корректируемые бомбы КАБ-500Кр (для уничтожения неподвижных целей).

Из неуправляемого вооружения остались неуправляемые ракеты С-5, С-8 и С-13, бомб ФАБ-500 возросло до 9. Боезапас пушки ГШ-301 сократился до 100 патронов.

При разработке МиГ-29М уделили внимание улучшению эксплуатационных качеств истребителя.

26 апреля 1986 г. взлетел первый опытный экземпляр МиГ-29М, еще со старыми двигателями, старыми приборами и без системы управления вооружением.

В 1991 г. разваливают СССР, но МиГ-29М продолжили доводить.

Максимальная скорость истребителя составляла 2 500 км/ч, при полете у земли - 1 500 км/ч, скороподъемность на 1 000 м - 310 м/с. Дальность полета без подвесных баков превысила 2 000 км, с тремя подвесными топливными баками (ПТБ) - 3 200 км. Радиус действия с ПТБ при ведении воздушного боя - 1 250 км, при дозвуковом перехвате - 1 440 км, при атаке наземных целей - 1 190 км. Взлетная масса выросла нормальная с ракетами до 16 800 кг, максимальная - 22 300 кг.

По оценке специалистов, боевой потенциал МиГ-29М по сравнению с базовой версией вырос в 1,5 раза, при работе по наземным/морским целям - в 3,4 раза.

Если бы не развал СССР, то ВВС получили бы истребитель поколения "4+".

В 1991 г. даже было дано предварительное заключение на запуск самолета в серийное производство. И тут же в том же году закупки МиГ-29 для ВВС России прекратили и резко сократили финансирование ОКБ МиГ.

Седьмой летный экземпляр МиГ-29М прекратили строить в 1993 г.

Хотя в планах были МиГ-29М1 с удлиненным фюзеляжем с увеличенным внутренним запасом топлива 7 000 л. И МиГ-29М2 с переработанным крылом и передним горизонтальным оперением. МиГ-29М3 должен был получить новую систему управления вооружением, более мощные двигатели, увеличенный второй топливный бак и иметь пятый дополнительный топливный бак, а также ввести систему дозаправки топливом в полете. После проведенных мероприятий МиГ не уступал бы более тяжелым Су-27 по дальности полета.

На базе МиГ-29М прорабатывали возможность истребителя-бомбардировщика (штурмовика), который был гораздо сильнее защищен, для этого установили бы тонну брони, масса боевой нагрузки достигла бы 5 тонн, для борьбы с танками предполагалось устанавливать противотанковые управляемые ракеты.

Максимальная взлетная масса самолета должна была составить 25 500 кг, установлены перспективные двигатели тягой 9 900 кгс.

Для обучения пилотов планировали построить МиГ-29УБМ, для поставок на внешние рынки - МиГ-29МЭ, он же МиГ-33.

Постепенно довели радиолокационный прицельный комплекс, проводили улучшение маневренных возможностей истребителя с помощью двигателей с управляемым вектором тяги. Планировалось внедрить новый радар с активной фазированной антенной решеткой "Жук-Ф".

Все эти работы потом приведут к новому многофункциональному легкому фронтовому истребителю МиГ-35, который МО РФ планировало закупать.

Как видим, если бы не развал авиаотрасли из-за диких реформ 1990-х гг. ВВС могли получить более совершенный истребитель для нужд ВВС и ПВО. Но в реальности выжило лишь ОКБ Сухого, которому в конце концов передали и ОКБ Микояна.

Спасибо за прочтение.