С 2024 года в России реализуется национальный проект «Беспилотные авиационные системы». В него входят пять федеральных проектов, которые призваны сформировать в стране к 2030 году новую отрасль экономики, связанную с разработкой, производством и использованием гражданских беспилотников. Согласно одному из них, в школах должны появиться специализированные классы по БПЛА, а в колледжах – центры практической подготовки операторов и конструкторов. В вузах начнут готовить специалистов по управлению дронами для конкретных отраслей: промышленности, безопасности, логистики и др. Обо всем по порядку.
Доля отечественных беспилотников на российском рынке, по данным Минпромторга, сегодня составляет приблизительно 24%. Планируется, что к 2030 году она достигнет 70%. В достаточном объеме российские производители выпускают пока только беспилотники самолетного типа, предназначенные для мобильного мониторинга и высокоточной съемки. Существует недостаток агродронов для обработки сельскохозяйственных угодий и мультикоптеров для аэрофотосъемки.
Области применения гражданских беспилотников
Дроны позволяют решать многие задачи в области промышленности, сельского хозяйства, строительства, логистики и сферы городского управления. В энергетике и нефтегазовой отрасли беспилотники используются для мониторинга состояния промышленного оборудования, отслеживания сбоев, поломок и предотвращения аварий.
В сельском хозяйстве они помогают оценивать качество земельных угодий и систем мелиорации, контролировать посадку и ирригацию, равномерно распределять удобрения по полю, прогнозировать урожайность.
Еще дроны доставляют посылки в труднодоступные районы и даже участвуют в инвентаризации на предприятиях. С их помощью можно собирать информацию и о ходе строительных работ, и составлять 3D-модели для реконструкции архитектурных памятников.
Перспективными отраслями для БАС считаются геодезия и дистанционное зондирование. Беспилотники все чаще используются для ГИС-проектирования, кадастровой оценки земель, мониторинга охраняемых территорий. Интеграция дронов в промышленные и административные процессы, таким образом, позволяет решать производственные задачи с большей эффективностью.
Федеральные проекты в структуре нацпроекта
Минтранс, Минпромторг и Минобрнауки РФ разработали пять федеральных проектов по развитию отрасли беспилотных авиационных систем:
- «Стимулирование спроса на отечественные БАС»;
- «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих»;
- «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС»;
- «Кадры для беспилотных авиационных систем»;
- «Фундаментальные и перспективные исследования в сфере БАС».
Среди важнейших задач проекта – стимулирование спроса на услуги с использованием БАС, формирование госзаказа на гражданские воздушные беспилотники и их серийный выпуск. Пока в России гражданские дроны большими сериями не выпускаются. Причем чаще всего создаются экспериментальные или опытные образцы (изделия для проверки путем испытаний), они не подходят для массового использования в коммерческой эксплуатации. В программе госзаказа примет участие широкий круг отечественных разработчиков и производителей: «Геоскан», «ВР-Технологии», «Аэромакс», «Финко», «Птеро», ЛМТ, «Радар ммс», «Миль и Камов», «Аэроглоуб» и другие компании. Другими направлениями, на которых будет сосредоточена работа по нацпроекту, станут создание инфраструктуры для полетов дронов и формирование системы непрерывной подготовки специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотников.
Федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем»
В рамках проекта будут разработаны учебные модули по изучению БПЛА для внедрения в программы общего, среднего профессионального, дополнительного и высшего образования. В школах откроются специализированные классы, в колледжах и техникумах – центры практической подготовки. В феврале Минпросвещения РФ опубликовал список из 523 школ и 30 колледжей, которые в 2024 году будут оснащены оборудованием для организации обучения по разработке, производству и эксплуатации БАС.
Оснащение специализированных классов в школах
В школьных классах понадобится оборудование для освоения базовых навыков сборки, управления и программирования дронов. Согласно инфраструктурному листу подбираются учебные и спортивные квадрокоптеры, полетные зоны, 3D-оборудование:
- Программируемые учебные квадрокоптеры массой не более 100 г;
- Конструкторы спортивных квадрокоптеров массой не более 500 г;
- Программируемые учебные наборы квадрокоптеров массой не более 500 г;
- Основная полетная зона площадью не менее 100-300 кв. м;
- Малая полетная зона площадью не менее 10-30 кв. м;
- Комплекты трасс для полетов;
- Системы ультразвуковой навигации в помещении, совместимые с БВС.
Оснащение центров практической подготовки в колледжах
В колледжах будут обучать базовым навыкам работы с БВС в контексте вариативных отраслевых задач. Помимо учебных и спортивных квадрокоптеров, оборудования для полетных зон приобретаются:
- Агропромышленный БАС с баком для жидкости 10-50 л;
- БАС самолетного типа с вариативными целевыми нагрузками, временем полета не менее 2 ч. 40 мин., массой не более 12 кг;
- БАС квадрокоптерного типа с вариативными целевыми нагрузками, крейсерской скоростью не менее 10 м/с, временем полета в полной загрузке не менее 40 мин. и массой не менее 1,9 кг;
- БАС самолетного типа с двигателем внутреннего сгорания, крейсерской скоростью не менее 95 км/ч, временем полета с полезной нагрузкой не менее 10 ч.;
- Видеокоптеры для мониторинга и тепловизионной съемки со скоростью полета не менее 15 м/с;
- Симуляторы для ручных полетов;
- Тренажеры-симуляторы рабочего места БВС для двух типов: мультироторного и самолетного (летающее крыло).