15 марта 1944 года Уральский танковый завод № 183 без остановки сборочного конвейера начал серийный выпуск модернизированного танка Т-34 с 85-мм пушкой и новой, более просторной конструкцией башни.
В связи с массовым применением немцами летом 1943 года новых тяжелых танков «Тигр» и «Пантера», а также дальнейшим ростом огневой мощи противотанковой артиллерии встал вопрос о соответствии боевых свойств Т-34 новым требованиям войны. Перед коллективом конструкторского бюро завода № 183 была поставлена задача – в кратчайшие сроки существенно повысить огневую мощь Т-34. В июле 1943 года уровень снарядостойкости Т-34 утратил свое превосходство над уровнем бронепробиваемости германских противотанковых средств. Это поставило вопрос о повышении защищенности танка. Времени для поиска решения не было. Из создавшейся ситуации имелось лишь два выхода: модернизация Т-34 или внедрение в производство нового танка Т-43. Производство любой технической новинки всегда связано с перестройкой всего заводского механизма и уменьшением выпуска машин. Красная армия, перейдя после Курской битвы к широкому наступлению, напротив, требовала увеличить выпуск танков. В 1944 году нашим танковым войскам предстояло проведение серии стратегических наступательных операций на широком фронте. Очевидно, что снижение объемов выпуска средних танков в такой обстановке было недопустимо. И это являлось важнейшим доводом в пользу сохранения отлаженного производства Т-34. В итоге вариант с новым средним танком был отклонен в пользу модернизации Т-34.
В октябре того же года нарком танковой промышленности Вячеслав Малышев распорядился откомандировать в артиллерийское опытное конструкторское бюро (ОКБ), возглавлявшееся Василием Грабиным, специалистов УТЗ по комплексу вооружения с целью ускорения решения задачи по перевооружению «тридцатьчетверки» новой пушкой. Несмотря на всю сложность работы, в течение короткого периода времени (к концу 1943 года) группа конструкторов УТЗ в тесном сотрудничестве со специалистами артиллерийского КБ разработала и выпустила полный комплект проектной документации по более мощной пушке и новой литой башне.
В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны от 23 января 1944 года на вооружение Красной армии была принята модификация «тридцатьчетверки», получившая название танк Т-34-85. Он стал дальнейшим развитием среднего танка Т-34-76 образца 1942 года. Модернизация машины заключалась в установке длинноствольной 85-мм пушки, новой конструкции литой башни увеличенных размеров и усиленной броневой защитой, новой удобной боеукладке. В модификации Т-34 удалось полностью решить проблему обзора и управления путем увеличения численности экипажа до пяти человек, освобождения командира от обязанностей наводчика и установления дополнительных смотровых приборов. Танк имел классическую схему общей компоновки. В отделении управления размещались рабочие места механика-водителя (слева) и пулеметчика (справа). В боевом отделении в новой башне размещались не два, как прежде, а три члена экипажа: заряжающий (справа от пушки), наводчик и командир (слева от пушки).
В этой боевой машине было достигнуто самое гармоничное сочетание броневой защиты с огневой мощью и подвижностью. Т-34-85 имел более высокие, чем немецкие боевые машины, возможности маневра огнем. Достаточно широкий башенный погон Т-34-85 (1600 мм) в сочетании с удобной боеукладкой (16 снарядов – в кормовой нише башни, 4 – рядом с наводчиком у борта башни, остальные 36 – в ящиках на днище танка) позволили советским танкистам уверенно противостоять немцам в боевой скорострельности. Несмотря на возросшие размеры и вес снарядов, опытный экипаж мог производить 6-8 прицельных выстрелов в минуту.
Теперь уже три члена экипажа «тридцатьчертверки» имели возможность наблюдать за полем боя: командир – постоянно, заряжающий и наводчик – в перерывах между ведением огня из пушки. Данная особенность стала одной из важнейших причин значительного роста тактического искусства, продемонстрированного советскими танковыми войсками, так как позволяла командиру сосредоточить все свое внимание на управлении экипажем и координации действий с другими танками.
В марте 1944 года усовершенствованный танк уже стал сходить с конвейера Уральского танкового завода. Т-34-85 выпускался на заводах № 183 в Нижнем Тагиле, № 174 в Омске и № 112 «Красное Сормово» в Горьком. Головным заводом по машине был завод № 183. Только в Нижнем Тагиле таких танков было выпущено 13 939 машин. Не один танковый завод в мире не имел такой производительности. В Нижнем Тагиле впервые в мире было создано поточно-конвейерное производство боевых машин, при котором конвейерная сварка бронекорпусов и сборка танков составляли единый процесс. Тагильский вариант конвейерного производства боевых машин стал главным секретом технологичности танка Т-34, обеспечившим настоящий «танковый поток» из Нижнего Тагила.
Начавшие поступать на фронт Т-34-85 придали больше уверенности и оптимизма нашим танковым экипажам в боях с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». Модернизация Т-34 обеспечила машине нормальную степень превосходства в боях с массовыми образцами германской бронетехники. И все это на фоне увеличения в 1944 году объемов выпуска «тридцатьчетверок». С марта 1944-го по июнь 1945-го советской танковой промышленностью было выпущено 16 199 танков данной модификации.
На танках Т-34-85 Советская армия завершила войну с вермахтом.
Впервые в мире, Европе, стране
65 лет назад, 15 марта 1959 года, на чехословацком металлургическом заводе «Сталинград» в городе Фридек-Мистек (сегодня Чешская Республика) была завершена работа по внедрению нового технического опыта Уралвагонзавода по заправке электросталеплавильных печей пластичными массами вместо капитального ремонта кладки из огнеупорного кирпича. Этот новый метода футеровки электрических дуговых печей внедрял в производство Герой Социалистического Труда, старший мастер цеха мелкого стального литья Уралвагонзавода Степан Барин.
Уралвагонзавод является ярким примером единства индустриальной культуры России и Европы. История показала, что развитие технологий происходит в процессе их передачи из страны в страну и адаптации к нуждам государств.
Уралвагонзавод в 1930-е годы вобрал в себя высшие достижения своего времени: американские принципы поточно-конвейерного производства, немецкого станкостроения и российские принципы горнозаводской промышленности и объединил в себе металлургические, механосборочные, инструментальные и энергетические подразделения – заводы. Российские ученые и инженеры Уралвагонзавода не только успешно адаптировали иностранные технологии к местным условиям, но и, подняв их на новый научно-технический уровень, стали передавать западноевропейским и азиатским машиностроительным предприятиям. Этот процесс начался во второй половине XX века и продолжается в настоящее время. Лучшие инженеры Уралвагонзавода представляли и представляют наше предприятие за рубежом.
В начале 1950-х годов XX века коллектив сталеплавильщиков цеха мелкого стального литья Уралвагонзавода (550) во главе со старшим мастером Степаном Барином проделал большую работу по повышению стойкости футеровки электросталеплавильных печей за счет внедрения набивной массы. В разработке и внедрении в производство нового метода футеровки участвовал большой коллектив сталеплавильщиков, мастеров и сталеваров завода. Особенно много труда вложили сталеплавильщики Г.П. Демин, В.Ф. Захезин, А.И. Ганзен, М.К. Сазонов, а также сталевары В.П. Зарихин, Н.И. Курочкин, М.Д. Сасин, В.И. Юнышев, С.Н. Корякин, Н.С. Степанов, Ф.Г. Маскевич, А.П. Черепанов, А.П. Назаров, Н.М. Семенов и др.
Новый метод футеровки заключался в том, что впервые в истории металлургии вместо огнеупорного кирпича печи изнутри выкладывались (набивались) специальной пластичной массой. Внедрение этого способа позволило увеличить срок эксплуатации печей более чем в 60 раз без остановки на холодный ремонт. Стойкость футеровки достигла 42 000 плавок вместо 60-80, как раньше.
Внедрение в производство этого метода футеровки дало возможность на существующих агрегатах получать дополнительно много тысяч тонн стали при одновременном снижении ее себестоимости.
Новый технический опыт был распространен на всех сталеплавильных предприятиях Советского Союза, а также нашел широкое применение в металлургической промышленности Европы. Начало внедрения нового способа за рубежом было положено на заводах Чехословакии: «Сталинград» в городе Фридек-Мистек и ЧКД в Праге при участии инициатора этого метода Степана Барина. Данный способ футеровки Уралвагонзавода применяли 11 металлургических и машиностроительных заводов Чехословакии.
В одном из апрельских номеров заводской газеты «Машиностроитель» в 1959 году на первой полосе можно прочитать статью со словами благодарности от чехословацких металлургов: «В период с 28 ноября 1958-го по 15 марта 1959 года на нашем заводе «Сталинград» работал представитель вашего завода тов. Барин Степан Яковлевич по внедрению нового метода футеровки электрических дуговых печей.
Благодаря его работе удалось и на нашем заводе в сравнительно короткий срок с успехом внедрить этот новый метод, и тем самым дать большой технико-экономический эффект...
В честь этого плодотворного товарищества печи, на которой впервые в Чехословакии был применен метод тов. Барина С.Я., присвоено звание «Печь имени чехословацко-советской дружбы».
Мы верим, что метод тов. Барина С. Я. будет внедрен и на других заводах в Чехословакии… Благодарим от имени трудящихся завода «Сталинград».
Данный технический опыт Уралвагонзавода внедряли и в других странах: на комбинате тяжелого машиностроения в городе Магдебурге в Германской Демократической Республике, на металлургическом предприятии в Венгрии в городе Мишкольц, на сталелитейных заводах в Англии.
Сегодня Уралвагонзавод снискал себе в мире имидж одного из крупнейших российских машиностроительных предприятий с высочайшей индустриальной культурой. Многие технологии на предприятии внедрялись впервые в мире, Европе, стране.
Подготовила Ольга Кий, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Выставочного комплекса Уралвагонзавода
Фото: из архива музея истории УВЗ