На площадке Комитета Государственной Думы по энергетике обсудили проект изменений в ФЗ «О теплоснабжении», направленных на усиление контроля над подготовкой к отопительному сезону. В круглом столе приняли участие представители Уралвагонзавода.
Общая протяженность тепловых сетей в России составляет 167 тыс. километров. По информации Росстата, общий износ тепловых сетей составляет более 60%, более 30% нуждаются в замене, так как их износ достиг критического уровня. Нарастающие показатели ветшания теплосетевой инфраструктуры приводят к росту аварийности. Произошедшие в декабре-январе коммунальные аварии, в том числе в Нижнем Тагиле и Дзержинском районе, характеризовались не только длительностью устранения, но и приводили к значительным последствиям для потребителей: нарушениям поставки тепла тысячам человек, снижению параметров теплоснабжения, повреждению коммунальной инфраструктуры многоквартирных домов.
Данные события вызвали широкий общественный резонанс и привлекли внимание на самом высоком уровне. Правительством Российской Федерации было выдано поручение Министерству энергетики РФ и сопутствующим комитетам в кратчайшие сроки разработать изменения к Федеральному закону № 190 «О теплоснабжении» для максимальной защиты прав потребителей тепловой энергии.
В преддверии первого чтения проекта изменений к данному Федеральному закону состоялся круглый стол на площадке Комитета Государственной Думы по энергетике, в котором приняли участие директор Уралвагонзавода по юридическим вопросам Сергей Белов и ведущий инженер-энергетик отдела главного энергетика Елена Клековкина.
Представители Государственной Думы, Министерства энергетики РФ, областных и муниципальных администраций, а также руководители крупных корпораций, работающих в сфере теплоснабжения, обсудили необходимость привлечения масштабных инвестиций при хроническом недофинансировании данной сферы, размытость системы ответственности между органами местного самоуправления, региональными органами государственной власти, многочисленными владельцами тепловых сетей и источников тепловой энергии, управляющими компаниями; отсутствие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, на которого была бы возложена вся полнота ответственности за реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, состояние и развитие технологической инфраструктуры, качество и надежность теплоснабжения потребителей; неэффективность действующей системы тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.
Предложенный к рассмотрению законопроект может дать часть ответов на поставленные вопросы, в частности, в рамках его исполнения планируется внедрение единых конкретных критериев, по которым будут производиться проверки готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду, и конкретных инструментов привлечения к административной ответственности за ненадлежащую подготовку.
Ведущий инженер-энергетик отдела главного энергетика УВЗ Елена Клековкина отметила, что принятие данного законопроекта без привлечения дополнительных источников финансирования в сферу теплоснабжения, только лишь усилением ответственности теплоснабжающих организаций и муниципалитетов, без создания необходимых для повышения надежности инструментов не решит проблему. Ведь, по заявлению министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николая Смирнова, действующие в регионе тарифы на 35% ниже фактической стоимости работ по производству и транспортировке тепла. При этом перекладывание ответственности за ветхость сетей и источников теплоснабжения на плечи потребителей также не допустимо. Важно заложить инструменты дополнительного финансирования данной сферы хотя бы на уровне подзаконных актов к законопроекту.
Все предложения и замечания, направленные по результатам круглого стола, будут проработаны Комитетом Государственной Думы по энергетике в рамках подготовки документа ко второму чтению.
Текст: Владимир Тебелев
Фото: Алексей Гилев