Для своих девчонок Вера в Испании накупила разноцветных кожаных браслетов с ракушкой и красивой надписью "Buen Camino". Чтобы никому не было обидно, подружки их разыграли. Ритке достался красный, Ленке - синий, Любе - жёлтый, Ирке - чёрный. Себе Вера оставила натурального цвета, решив, что она и так как цыганка. Сразу же после розыгрыша сделали фото прекрасных рук в обновках. Глянув на снимок, Вера радостно воскликнула:
- Ого! Так это же Сочи-2014! Вот бы нам такой олимпийской сборной махнуть от Сен-Жан-Пье-де-Пор до Сантьяго-де-Компостела! Историческое путешествие бы получилось!
Она вдруг поняла, что всё ещё мечтает пройти Французский путь Камино. Португальского ей не хватило.
Девчонки запищали от восторга! Эта безумная идея так всем понравилась, что даже не описать! И все собрались. На полном серьёзе! Распили бутылочку Риохи за успех мероприятия и хором спели: "Надо в дорогу, надо в дорогу нам торопиться, надо узнать, надо узнать, что мы за птицы!" И устроили салют подушками.
Дети, мужья, начальство, стареющие родители и прочие важные составляющие жизни не помеха - всё утрясётся, урегулируется, уладится - а как же иначе? Видим цель, не видим препятствий! Мечтать надо масштабно! Удача любит смелых!
Решили на Новый год синхронно загадать одно на всех желание и весь 19-й год копить деньги, тренировать выносливость, растить мышечную массу и устраивать дела, чтоб уж в 20-м осенью махнуть! Все красочно представляли, как это будет зыкински! И что можно будет по пути арендовать квартирки и где-то даже зависнуть на денёк. На пятерых по деньгам получалось чуть дороже, чем жить в альберге. Зато уровень комфорта куда выше и никто не будет шуршать пакетами в пять утра или храпеть всю ночь.
Да, да, да... хочешь рассмешить бога...
И случился ковид, локдаун и всё такое... Девки дружно сказали: "Значит, не судьба" и как-то очень легко слились. Вера же стала искать отечественную альтернативу и очень скоро загорелась идеей увидеть чудо природы плато Мань-Пупу-Нёр. Жемчужина Урала - это, конечно, не про равноценную замену Камино, это совсем про другое, это нельзя сравнивать. Подружки в этот раз её не поддержали, им не захотелось идти с тяжёлыми рюкзаками и жить в палатках. Горные модули на маршруте тоже никого не впечатлили. Ни в поход, ни в поездки никто больше не собирался - не леталось, всех прибило к земле ковидом. И Вера со своей идеей опять пошла к Николаю.
Николай после Португальского Камино был уверен, что тема Пути Святого Иакова по-честному отработана и исчерпана, и теперь Вера переключится на более земные проекты. Вначале так и было. Целых два месяца он наблюдал образцово-показательную жену. Вера с энтузиазмом занималась исключительно семейными и мамскими делами - устраивала званые ужины, ходила с детьми в театры и на соревнования, посещала выставки и концерты. Потом запросила у мужа на день вольную, встретилась с подружками и, вернувшись домой, прям с порога вывалила на голову Николаю очередную гениальную идею.
Надо сказать, Николай периодически уезжал с друзьями на рыбалку и воспринимал как должное, что на святое никто не покушался, на хвост не падал и в компанию не просился. Но это же давняя мужская традиция, тут всё ясно и понятно. А вот что эти девахи удумали? Что за бред?! Что в конце концов соседи скажут? Порассуждав логически, Николай решил не эмоционировать, посмотреть, что из затеи выйдет. Что-то ему подсказывало, вряд ли всё срастётся, слишком много переменных. Ну и, на крайний случай, с тёщей можно договориться, подкупить, чтобы не соглашалась с детьми оставаться... А вообще у него к этому времени в рукаве будет крутой козырь - поездка всей семьёй в Доминикану или на Майорку.
В итоге жизнь внесла свои коррективы. Ни Испании, ни Доминиканы. На Веру было жалко смотреть - так она огорчалась, так огорчалась...
Поэтому Николай и не стал возражать против Северного Урала. Но автономный поход - дело серьёзное, подготовку на самотёк нельзя пускать. Он очень внимательно прошёлся по списку необходимых вещей, предоставленному супругой, наставил вопросов, всё почеркал, покачал головой и решил проконсультироваться по поводу экипировки и снаряжения с более опытными туристами. Так у Веры появились симпатичные резиновые сапожки, шляпа с вуалью от комаров и мошек и свисток. Себе Николай приобрёл новенький девяностолитровый рюкзак.
Веру поведение мужа и радовало и настораживало одновременно. Где привычное сопротивление, жаркие баталии, контрдоводы и альтернативы? Что это он не отговаривает? Что за невиданная покладистость? К чему бы это?
Она стала внимательнее читать разные статьи и отзывы о маршруте и впервые ей стало страшно. Слишком много всего мистического и непонятного. Сконцентрировавшись на великолепной картинке скал-останцов, таёжных и горных видов, Вера как-то не придала значения, что путь лежит через таинственный перевал Дятлова. Легенды, связанные с горами Отортэн и Холатчахль добавили жути. А когда в день отъезда из Москвы одна туристка заболела и в итоге в команде оказалось девять человек, как и дятловцев, Вера что-то совсем притихла. Промелькнула робкая мысль, может, а ну его нафиг этот Северный Урал?
С другой стороны, так надоели маски и ковидные ограничения, а там вдали от столицы и людей можно наконец дышать полной грудью. "На волю, на волю, хочу я на волю! Я птицею ввысь улечу!" Прочь сомнения! Надо ехать! К тому же цифра девять в культуре манси обозначает конец старой жизни и начало новой - обновление как раз и не помешает - немного успокоившись и сменив фокус, рассудила Вера.
Из Москвы до Ивделя полтора дня пути. Вера любила поезда и всегда выбирала верхнюю полку. Под мерный стук колёс её тревога и суеверные страхи тут же уснули. Чем дальше удалялись от городской суеты, тем лучше и расслабленнее она себя чувствовала. Компания подобралась хорошая, хотя и очень разношёрстная, настоящая сборная солянка от крутых спортсменов-ультрамарофонцев до смурной четырнадцатилетней девочки-подростка Кати, дочери проводника. Всего шестеро бравых парней и три прекрасные леди.
Николай был просто душка - заботливый и предусмотрительный. Он сразу всех без разбору принял под свою отеческую опеку. На станции Чусовская поезд стоял почти час, так он заказал доставку пиццы к вагону и всех накормил горячей едой, т.к. ресторан в поезде не работал, бабушки с пирожками с перронов исчезли, а из домашнего ничего съестного уже не осталось.
9 июня
Ивдель встретил тридцатиградусной жарой. Докупили хлеба и кое-что из продуктов, зарегистрировались в МЧС, загрузились в ЗИЛ заброски и потряслись к точке старта на берегу реки Ауспия. По разбитой грунтовой дороге надо было преодолеть около 150 километров. На пятом часу пути произошла нештатная ситуация. Переезжая через реку Ушму, водитель ЗИЛа зазевался и совершил неверный манёвр, машина одним колесом угодила в глубокую яму, сильно накренилась и заглохла. Двигатель залило и кабина до сидений заполнилась водой. Приехали!
Связи не было. Спутниковый телефон не работал. Ожидать подмогу в этих глухих местах можно и сутки, и двое... Водитель с напарником посоветовали не ждать, время не терять. Надо двигать. Так появились бонусные 23 километра.
"Вставай. Переходим эту реку вброд".
Поход начался с крещения в водах Ушмы, которая за свои услуги взяла пакетом с фитнесбатончиками и шокаладками и испорченной фото/видео техникой - руководитель группы Пётр при переходе от машины к берегу споткнулся о камень и плашмя упал в воду. Урал как будто проверял на твёрдость намерений и требовал жертвоприношений. Но этого пока никто не понял.
К вечеру добрались к месту изначально предполагаемого старта и разбили лагерь. После ужина решили лечь пораньше, чтобы на следующий день попробовать нагнать упущенное. Предстояло пройти 24 километра, чтобы оказаться на стоянке "Ложка" у подножия перевала Дятлова. Задача казалась вполне преодолимой.
10 июня
Дорога шла вдоль долины Ауспии. Солнышко весело светило, буйная растительность радовала глаз. Благодаря обилию лишайника дедова борода, свисавшего клочьями с деревьев, создавалась какая-то магическая таинственность.
К полудню стало совсем жарко. Во время отдыха несколько раз устраивали окунания в ледяные воды быстроводной Ауспии. На одном из таких купаний Вера очень больно ударилась об камень большим пальцем на левой ноге и ноготь встал перпендикулярно пальцу. Вера, как заворожённая, смотрела на свою ногу, как быстрый поток слизывает выступающие капельки крови. Потом, будто очнувшись, резко оторвала ноготь и бросила в воду, решив, что это её плата за проезд. Почему-то от этого спонтанного ритуала даже стало легче на душе. И она не стала пенять Николаю, что всё произошло из-за того, что он настоял на выборе обуви и в результате ноги спрели в резиновых сапогах. Палец замотала бинтом и переобулась в кроссовки.
Горы тяжело впускали. К стоянке "Ложка" отряд прибыл к ночи. Последний болотистый участок оказался особенно трудным, скорость передвижения упала до одного километра в час. Когда измученные путники увидели между деревьями отблески костра, радости не было предела. На стоянке уже вовсю хозяйничала группа КСП "Спутник" из Екатеринбурга. Неожиданная встреча стала наградой за стойкость. Ребята гостеприимно пригласили к костру, накормили и напоили горячим чаем.
11 июня
На следующий день решили встать позже, чтобы отоспаться, получше отдохнуть и восстановить силы. Когда наконец выдвинулись в путь, выяснилось, что юная участница похода быстро идти не может. Накануне Катя ныряла в воду в шортах и потом в мокрых шла дальше, в результате натёрла ноги. Нога за ногу добрались до перевала Дятлова. Там Вере совсем не понравилось, как-то муторно стало на душе и хотелось поскорее уйти подальше от этого места.
Погода начала портиться. Уже через час после прохождения перевала зарябил дождик, ветер с запада порывами нёс серые облака. Гора Холатчахль или 9 мертвецов явно показывала свой нрав. Группе пришлось спуститься по огромному языку снежника, скрывавшего под собой один из притоков Лозьвы, в зону леса. Там среди берёзового криволесья у красивых и шумных ручьев было относительно спокойно и тепло. Разбили лагерь, развеселили на просушку плащи.
Никаких романтических посиделок у костра не было. Как только все поели, набежала новая туча и опять пошёл дождь, все разошлись по палаткам.
Вера подлезла под бочок к Николаю. Она долго не могла заснуть, куталась в спальник и всё ворочалась, а потом повернулась к Николаю и наконец поделилась своей тревогой:
- Коль, мне страшно. У манси столько нехороших историй про эти места. Ты знаешь, что девять - сакральное число? Местные верят, что если прийти на гору Холатчахль в компании из девяти человек, то богиня Сорни-Най воспримет это как жертву и заберёт жизни людей себе. Вдруг мы все умрём!
- Ну, значит, умрём, — Николай покрепче обнял Веру и прижал к себе, — на могильной плите напишут: "Жили они долго и счастливо и умерли в один день". Слушай, как в сказке получается. Ты же хотела, как в сказке.
- Жить я хотела, как в сказке, а не умирать! - Вера демонстративно отвернулась.
- Значит, и будем жить! Ну чего ты в самом деле? Хочешь, я на твоей табличке допишу, что и Золотой Бабе вход тоже запрещён, пусть проходит мимо и не задерживается. Двоих я не потяну, есть уже одно золотце, мне достаточно.
Николай поцеловал жену в макушку, а она наконец расслабилась и звонко рассмеялась. Ещё в Москве Вера сделала табличку "Медведям вход воспрещён!" и прикрепляла её к палатке на каждой стоянке. Всё же хорошо, что она пошла в этот поход с мужем, а не с подружками.
12, 13 июня
За следующие два дня на долю туристов выпало немало погодных испытаний - и шквальный ветер, и туман, и дождь, и даже снег. Идти по курумнику совсем не просто, особенно без привычки. Но зато какая красота вокруг! Они увидели стадо оленей и нашли рога. Вера много фотографировала, с её лица не сходила блаженная улыбка. Здесь была ранняя весна. Всё только пробуждалось от спячки. Весна была и у неё на сердце. Хорошо! Как же хорошо!
Но вот Катя страдала, она натёрла мозоли ещё и на пятках и еле шла. Она капризничала и требовала внимания отца, ревновала к группе, то и дело останавливалась. Её рюкзак по очереди подносили все мужчины.
Стало абсолютно ясно, что таким темпом в запланированные сроки группа с задачей не справится. Решили пойти на компромисс - сделать базовым лагерем горный модуль "Щебёнка", а команду поделить. Пусть хоть кто-то увидит плато.
Предполагалось, что Николай возглавит женский состав группы, а подготовленные спортсмены-марафонцы с проводником налегке совершат марш-бросок до Мань-Пупу-Нёр и обратно, что-то вроде 95 километров в сумме за два дня. За это время у Кати заживут ноги и она сможет преодолеть обратный путь.
Но Машу, третью участницу похода, такой расклад не устроил. Она заявила об уверенности в своей хорошей форме и твёрдом намерении достичь цели экспедиции. Вера пыталась её остановить, но бесполезно. Она считала решение разделить группу верным, хотя и злилась на проводника, который в сложный коммерческий поход взял неподготовленную дочь. Но что теперь поделать? Самой ей два марафона за два дня не сделать, это Вера чётко понимала. Девочка идти не может и её дико жаль. Не бросать же одну. Пусть хоть парни увидят плато. Вера и Николаю предлагала пойти со всеми, но он такой вариант даже не рассматривал.
14 июня
На рассвете спортивная группа стартовала. Налегке и без балласта они планировали легко справиться с задачей. Там впереди ещё два горных модуля, в которых можно отдохнуть и заночевать. С собой взяли только спальники и еду.
В лагере остались Катя, Вера и Николай. Девочка проспала в своём модуле до обеда, поела и опять залегла. Николай с Верой ходили в окрестностях лагеря и собирали дрова, чтобы сделать запас для себя и для других групп. В ближайшем радиусе уже сухих деревьев не осталось, приходилось искать всё дальше и дальше от лагеря.
Распогодилось, выглянуло солнце и сразу стало тепло. Вера пыталась наладить контакт с Катей, привлечь к ПХД, но она упорно отказывалась от всех предложений, лежала с книжкой на полке в модуле и даже просто попастись на травке не захотела. Решили оставить её в покое.
Переделав все дела, Вера взяла кусок органзы, который в походе изображал скатерть-самобранку, и устроила с ним фотосессию. Николай послушно менял ракурсы и ловил моменты. Органза блестела на солнце и Вера сама была похожа на золотую богиню.
Эти два дня до возвращения группы Вере понравились больше всего. Она представляла себя с Николаем на необитаемом острове. Тишина и покой, красота и необъятные просторы, неспешные прогулки, полное понимание и единение с природой.
Группа вернулась поздно вечером - счастливые, возбуждённые, довольные, уставшие, но без Маши. Она сошла с дистанции по травме, так и не увидев плато. То ли нерв защемило, то ли случился подвывих бедра, об этом никто не знал, но после обеда и отдыха в модуле "Европа-Азия" она вдруг не смогла идти - каждый шаг вызывал дикую боль.
На счастье группы в этом горном модуле им повстречалась девушка Мира, которая в одиночку направлялась в Печеро-Илычский заповедник для участия в волонтёрском лагере. Мира взяла под свою опеку Машу, а парни рванули дальше. Заветной цели они достигли уже на закате, наделали атмосферных фоточек и поспешили назад.
15 июня и пара дней до финиша
В обратный путь отправились уже всемером. Миша с вещами пошёл к Маше в "Европу-Азию" ожидать вертолёт. Поделили оставшиеся продукты с учётом, что лётную погоду предсказать невозможно, пусть лучше у ребят будет запас. Обнялись на прощание.
В эти дни больше никаких происшествий не случилось. Горы выпускали легко и даже с дарами. Случайно нашли брошенный квадроцикл, а в его багажнике запасы еды - макароны, пакетики с быстрорастворимыми кашами и даже сушёные яблоки. Устроили настоящий пир горой - первое, второе и компот. А потом, спустя пару дней, уже перед самым выходом к месту встречи с вахтовкой, на стоянке "Каска" их ждал ещё маленький презент от екатеринбургских туристов.
Шли бодро, но каждый сам по себе. Как будто произошло более явное разделение на фракции - герои и аутсайдеры. Себя с Николаем Вера ощущала буфером. Она немного печалилась, что не увидела столбы Мань-Пупу-Нёр. Но, с другой стороны, ещё неизвестно, какую бы плату запросили горы за этот каприз. Вон Маша с Мишей теперь будут ждать вертолёт. Когда он прилетит? Что там с ногой у Маши?
Зато Вера совершенно спокойно, наплевав на запреты для женщин посещать Отортэн, взобралась на вершину высшей точки Каменного Пояса. И её не испугало и не остановило, что по одной из легенд именно здесь раньше стоял идол той самой Золотой Бабы, самого почитаемого божества Северо-Западного региона, о которой ходили страшные легенды и истории.
Нормального объяснения исчезновению былых опасений и страхов у Веры не было. Мистика какая-то. Как будто она сдала экзамен, сработал переключатель и произошло открытие дорог. Почему-то на плато какие-то неведомые силы её не пускали, а сейчас блоки исчезли, внутри было ясное знание, что можно, добро получено.
В окрестностях горы были интересные скалы-останцы, но не такие высокие, как на Мань-Пупу-Нёр. На одной из них Вера с Николаем даже изобразили рабочего и колхозницу. С вершины Отортэна открывались великолепные панорамные виды. Вера фотографировала и не могла остановиться. Ей хотелось всё запомнить, надышаться, напитаться, наполниться первозданной красотой про запас. Внизу, ещё подо льдом, спало единственное горное озеро региона Лунтхусаптур.
Какая же красота! Ветер развевал полы Вериного плаща и ей казалось, что ещё чуть-чуть и она взлетит в небо. Вот за этим чувством полёта и явилась она на Урал.
Автор: Тётушка Хомлин
Источник: https://litclubbs.ru/articles/53724-zolotaja-baba.html
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Читайте также: