Найти тему
Дикий Журнал

Займемся портфолио ревю?

Не так давно прошло одно из самых масштабных событий в мире природной фотографии Nature Photo Talk 2024. И если абстрагироваться от выступлений ведущих фотографов, то самым ключевым и массовым действием было большое портфолио ревю. В нем участвовали сразу более десятка фотографов, и, в том или ином виде, за день рецензии на свои фотографии получили сотни человек.

Этот ажиотаж говорит о том, что такой формат весьма востребован. У людей скапливаются огромные объемы фотографий, и большинство не знает что с ними делать. Но начнем по порядку.

Для начала попробуем определиться с тем, что такое портфолио ревю, для чего оно нужно, и заодно почему большинству требуется совсем другое.

-2

Исходя из самого названия, речь про то, что один фотограф приносит свои отобранные фотографии, другому фотографу, для того, чтобы услышать экспертное мнение. И именно тут мы получаем главную проблему. Несмотря на то, что организаторы пишут в правилах, что приносить нужно, скажем, до 20 фотографий, прошедших определенный отбор. Фотографий, которые, так или иначе объединены какой-то общей идеей. К примеру - идеей отбора фотографий для участия в конкурсе.

-3

Но на сегодня именно здесь и проблема. Человек не может выбрать эти самые 20 фотографий. У него их сотни, а то и тысячи. Причем выбор затруднен, как между разными сюжетами, так и разными дублями одного и того же. Современная техника позволяет делать десяток кадров в секунду и нам надо выбрать между ними лучший. (Спойлер - в 99% не надо).

И в результате вместо детального разговора о плюсах, минусах тех самых нескольких выбранных фотографий. О том куда лучше двигаться фотографу. Начинается разговор о том, как бы выбрать хоть что-то из архивов. И так в большинстве случаев.

О чем это говорит? Организовывать такие мероприятия нужно немного по другому. Заранее разделяя два подхода. Первый, с 20ю фотографиями. Назовем его классическим. И второй, с сотням, который можно назвать потоковым. Но главное не это. Главное, что насущная проблема фотографов, не в том, что они не знают как улучшить их кадры или найти новые направления для развития. Проблема в том, что они вообще не имеют основы, для разделения и сравнения фотографий. Более того, они не понимают "себя" в фотографии. Проблема начинается с ответа на простой вопрос - что нравится, а что нет. То есть мы еще даже не дошли до анализа фотографий, а стоим на точке формирования какого-то личного мнения (с акцентом на слове "личного").

Если этот момент упустить, то можно научиться разбираться в фотографии. Можно начать делать качественные и красивые кадры. Но они так и не станут вашими кадрами.

Что же делать? Самый общий ответ - смотреть чужие кадры и выбрать, в явном виде проговаривая для себя что понравилось, а что нет. Свои кадры оценивать психологически сложнее. Есть вероятность, что память и эмоции от событий буду превалировать надо всем остальным.

Буквально выглядит так: Нужно смотреть фотографии с уровнем выше среднего (отмеряем от своего собственного). И говорить себе, например, мне нравится здесь подбор цветов, мне близка эта гамма. И даже при не самом интересном сюжете именно цвета вытягивают кадр. Или мне нравится как здесь показан главный герой. От него трудно оторвать взгляд.... и тут попробовать понять почему. Например, из-за характера размытия и того, как выделены глаза.

Сильно углубляться в детали на этом этапе не нужно. Важно постепенно привыкнуть это делать.

А теперь о том, как это поможет выбирать из своих фотографий. Напрямую при выборе - минимально. Но это поможет на этапе съемки. И уже нажимая на спуск вы будете разделять фотографии. Последующий просмотр, просто позволит вам убедиться, что они удались и действительно соответствуют вашим ожиданиям. Поверьте таких фотографий будет не много. Постепенно ожидания будут расти, а количество фотографий, которые под них подходят, будет сокращаться.

И по хорошему портфолио ревю наиболее полезно на этом этапе, когда вы выстраиваете свое мнение, свою фотографию. До этого момента, это как поиск иголки в стоге сена. А позднее вы уже сами постепенно научитесь двигаться в нужном именно вам направлении. И излишний авторитет, может оказать и отрицательное влияние на неокрепшего еще фотографа.

Но сказанное в нужный момент слово может иметь очень далеко идущие последствия. Я до сих пор помню советы, которые мне дали более 15ти лет назад. И свою роль они очень даже сыграли.

-10

По этому можно попробовать организовать регулярные онлайн мероприятия по разбору фотографий. При этом я могу предложить несколько схем проведения. И ту самую помощь в выборе, и разбор портфолио, с советами по развитию. Даже непростой вопрос "жесткости" этих разборов можно варьировать. Как минимум до двух вариантов; мягкий, это когда акцент делается на том, что можно улучшить и куда стоит попробовать двигаться; и жесткий, когда будем разбирать ошибки, и что делать, чтобы их избежать.

Эту тему я обдумывал с нового года и уже более-менее оборудовал себе место для вещания.
Все что Вы думаете по этому поводу можно написать либо здесь, либо в
Телеграмм-канале, либо мне лично.

С уважением Андрей Нарчук.