Найти в Дзене

Светофоры: теория и практические советы по установке на макете

Продолжение рассказа про макет в масштабе 1:87 и про его наполнение. В этот раз речь пойдет о светофорах, а начало истории о строительстве макета можно почитать здесь: Данный макет представляет собой незамкнутую рельсовую схему, показывающую устройство одной из горловин станции. Путевая схема имеет достаточно большое разветвление, и чтобы правильно наполнить ее содержанием, нужно учесть большое количество факторов, а все элементы разместить соответствующим реальной действительности образом. Светофоры, как неотъемлемая часть организации железнодорожного транспорта в реальной жизни, а также как и непременная часть антуража макета, заслуживают отдельного внимания. Их расстановка должна быть тщательно проработана в соответствии с действовавшими в ту эпоху, которую отображает макет, нормами. В случае с данным макетом (V эпоха, Россия) эти нормы определяются Инструкцией по сигнализации на железнодорожном транспорте (ИСИ). В ней четко прописаны, где, когда и как устанавливаются светофоры, для

Продолжение рассказа про макет в масштабе 1:87 и про его наполнение. В этот раз речь пойдет о светофорах, а начало истории о строительстве макета можно почитать здесь:

Данный макет представляет собой незамкнутую рельсовую схему, показывающую устройство одной из горловин станции. Путевая схема имеет достаточно большое разветвление, и чтобы правильно наполнить ее содержанием, нужно учесть большое количество факторов, а все элементы разместить соответствующим реальной действительности образом.

Светофоры, как неотъемлемая часть организации железнодорожного транспорта в реальной жизни, а также как и непременная часть антуража макета, заслуживают отдельного внимания. Их расстановка должна быть тщательно проработана в соответствии с действовавшими в ту эпоху, которую отображает макет, нормами. В случае с данным макетом (V эпоха, Россия) эти нормы определяются Инструкцией по сигнализации на железнодорожном транспорте (ИСИ). В ней четко прописаны, где, когда и как устанавливаются светофоры, для чего они предназначены и как работают.

ИСИ содержит много схем с примерами. Эти схемы могут быть простыми, демонстрирующие примеры организации работы светофоров на небольших разъездах, или сложными, с большим количеством установленных светофоров или сигналов на них.

-2

Разобраться с Инструкцией, в общем то, достаточно просто. Но вот правильно организовать сигнализацию на отдельно взятом участке и, в соответствии с этим расставить светофоры с учетом всех особенностей организации путевого хозяйства - это уже задачка посложнее. Для ее решения необходимо для начала составить схему макета. Если, как в нашем случае, макет отображает лишь часть станции, то желательно прорисовать её всю, чтобы иметь представление, что находится за пределами демонстрируемой части макета. В настоящий момент на макете реализованы только модули А и Б. Но для полноты картины использована схема всей будущей станции.

-3

После того, как вся схема прорисована, можно приступать к расстановке на схеме светофоров и присвоению им нумерации. Это также лучше сделать на схеме всей станции, так как нумерация светофоров сплошная.

-4

На этом этапе, дабы избежать фатальных ошибок, я обратился к Дмитрию Анютину из компании "СвеТТофор" и попросил его проверить мою схему. Дмитрий, обладающий не только технологиями производства качественных действующих моделей светофоров, но и знаниями в области функционирования реальный сигнализации на ЖД, внес несколько существенных правок. (На представленных схемах отображена уже финальная версия с учетом правок Дмитрия.)

На следующем шаге была спланирована схема работы светофорных декодеров. Как было сказано в предыдущих публикациях, светофорная сигнализация на макете обеспечивается декодерами Modelldepo TraffickLight, разработанными и адаптированными под отечественную систему сигнализации.

-5

Каждый такой декодер имеет 8 выходов, соответствующих одной лампе светофора. Поэтому к одному декодеру можно подключить, например, 4 двузначных светофора. Но важно помнить, что количество задействованных для каждого светофора выходов определяются и количеством ламп светофора, и количеством различных видов сигналов, которые он может подавать.

-6

Так, например, входной светофор для прибытия по неправильному пути с нечетной стороны, обозначенный на схеме как "НД" имеет три линзы (красную и две желтые), но подавать он может два сигнала (либо один красный, либо два желтых). Поэтому для его работы достаточно задействовать два выхода декодера. Для того, чтобы на этом этапе все правильно рассчитать, удобно для каждого светофора (с тремя лампами и более) сделать свою схему возможных вариантов состояния. На примере светофора НД она будет выглядеть так:

-7

Еще один пример - нечетный входной светофор, обозначенный на схеме как "Н". Он пятиламповый (красная, зеленая, белая, две желтые линзы), но задействованы будут только четыре из них. Задействовать белый в организации движения не планируется. Поэтому для данного светофора будет задействовано 4 выхода декодера.

-8

Закончив с планированием схемам, можно подвести итог. В нашем случае для двух модулей требуется 28 светофоров (в том числе два переездных и два заградительных перед переездом - последние на схемах выше не обозначены) и 6 декодеров. Данные, занесенные в таблицу, можно направлять производителю моделей светофоров для оформления заказа. В моем случае в качестве производителя, как вы уже догадались, была выбрана компания "СвеТТофор".

-9

Когда светофоры получены и расставлены, декодеры установлены на свои места, можно приступать к их программированию. На сайте Модельдепо есть подробная инструкция о том, как настраивать декодеры, поэтому подробно останавливаться на этом не будем. Обращу лишь внимание на то, что количество выходов декодеров и количество задействованных аксессуарных адресов - это не всегда тождественные значения. Для двузначных светофоров они будут совпадать - тут все просто. А в примере со светофором "Н" на схеме выше, видно, что при занятых четырех выходах декодера, задействовано шесть аксессуарных адресов. То есть получается, что у светофора "Н" пять ламп, четыре выхода и шесть адресов.

Кстати, подробно о том, какие еще декодеры и блоки управления используются на макете, можно почитать в статье о том, как устроена его цифровая и подмакетная часть:

Теперь, когда все светофоры расставлены и подключены, декодеры настроены, самое время заняться составлением маршрутов, подключением командной станции и декодеров к программе управления макетом и настройкой автоматизации. Но это уже другая история. А этот рассказ завершим небольшой подборкой фотографий изделий СвеТТофор, установленных на макете.

Остались вопросы? Напишете в комментариях, какие аспекты этой тематики требуют более углубленного объяснения и не забудьте поставить лай и подписаться на канал - мы публикуем для вас все самое реалистичное в мире отечественного ЖД моделизма!