Российская переработка под вопросом, перспектива дефицита топлива маячит перед потребителями, рост цен на заправках неизбежен — такова реакция информационной среды на проблемы крупных нефтеперерабатывающих заводов.
«На адаптацию оборудования уйдет какое-то время» — так пишут о Рязанском НПЗ
Биржевые цены на бензин на бензин (голубой график) и внеберживые (зеленый) тут же поскакали вверх:
К концу торговой сессии 14 марта стоимость тонны Аи-95 выросла до 61446 рублей, а межсезонной солярки — до 62395 рублей.
Хотел написать — эксперты, но нет, правильнее все-таки называть телеграм-каналы, — начали сыпать прогнозами, на сколько подорожает бензин на российских заправках. Мне встречались цифры от 60 до 90 (!) рублей. 90 за литр, представляете? Выше, чем в США, почти уровень Европы. От половины каналов отписался после таких предсказаний, пусть кого-нибудь еще пугают, меня — бесполезно.
В качестве обоснования столь странных прогнозов все как один приводят цифры Блумберг, который написал, что в России под вопросом 12% нефтепереработки, суммарно приходившейся на Рязанский, Новошахтинский и Кстовский заводы, и есть перспектива роста этой цифры.
Меня заинтересовала оценка Сергея Кондратьева из Института энергетики и финансов, который ставит под вопрос 8-9% уже не переработки нефти в разнообразные нефтепродукты, а производства конкретно бензина. Ценовых прогнозов он на этом фоне не дает.
Давайте разбираться, будет ли дефицит на наших заправках и каких цен ждать.
Начнем с главного — с объемов производства
Если сопоставлять с собственными потребностями в топливе, в России избыточная нефтепереработка. Бензина и солярки мы потребляем меньше, чем производим. «Лишние» объемы нестабильны, могут отличаться в зависимости от сезона, отсутствия или наличия повышенного спроса, объемов госзакупок и других факторов. Но они есть ВСЕГДА.
Поскольку соседние и другие заинтересованные страны долгие годы были готовы выкупать бензин значительно дороже, чем его можно продать внутри страны, в России сформировался целый пласт предпринимателей, ориентированных на продажи/перепродажу за рубеж. Их пытаются ограничивать, квотируя поставки и отсекая малый топливный бизнес, но составы с нефтепродуктами как шли за пределы родины, так и идут. Изменились только кошельки, на них зарабатывающие.
Да, в отрасли с грустью вспоминают времена, когда составы с топливом можно было гнать куда угодно без лишних выкрутасов, но убыточной она не стала даже в текущей ситуации.
На цифрах:
- В 2022 году российские компании переработали 271,74 млн тонн нефти и произвели 42,58 млн тонн бензина и 85,14 млн тонн солярки.
- В 2023 году объем переработанной нефти вырос на 1,1% (до 274,9 млн тонн), производство бензина — на 2,8% (43,8 млн тонн), дизеля — на 3,4% (до 88 млн тонн).
Чтобы понять, много это или мало, обратимся к статистике мирового топливного рынка
Всего в 2022 году на планете было продано 1,34 млрд тонн бензина (без дифференциации по октановому числу, аналитика BusinesStat). Соответственно, российское производство в мировых продажах занимало в 2022 году 3,2%. Это больше, чем наша доля в мировом ВВП (2,2% по номиналу, Всемирный банк) или доля россиян в населении планеты (1,8%, исходя из 8 млрд человек).
Конечно, неправильно делать выводы об избытке переработки для покрытия потребностей внутреннего рынка, сопоставив лишь долю в мировых продажах топлива, вклад в планетарный ВВП и долю в мировом населении. Но даже настолько поверхностное сравнение дает понимание, что если эти цифры в полтора-два раза отличаются, то есть немалые излишки.
Дефицит в таких условиях возможен лишь в одном случае: если топливо пойдет на покрытие зарубежного, а не внутреннего спроса. Иными словами, если бензовозы пройдут мимо наших заправок на иноземные.
Но запрет на экспорт бензина и дизеля правительство ввело больше двух недель назад. Рост биржевых цен еще в феврале не просто стал очевиден, но и начал влиять на ценники на розничных АЗС. Кстати, как раз тогда, в конце февраля, тот же Блумберг писал, что нарушена работа пятой части производства топлива, то есть 20%. Сейчас — всего 12%.
Как бы то ни было, экспорт бензина закрыт с 1 марта по 31 августа. Тот редкий случай, когда наши руководители сообразили профилактировать проблему, а не сидеть у камина в ожидании нового топливного кризиса.
Чтобы понять, какими будут цены на заправках, посмотрим осеннюю статистику
Ситуация была примерно такая же — нефтеперерабатывающие заводы останавливались на плановую профилактику; а она мало чем отличается от ремонтов, в которых они нуждаются сейчас. Более того, ремонт в отдельных ситуациях может быть проведен оперативно, а профилактика — дело стабильно долгое.
Из моего архива, биржевые цены на 8 сентября 2023 года:
Как видите, тонна 95-го стоила 75935 рублей. Сейчас — 61446 рублей. Вы видели осенью, когда биржевые цены были на 23,6% выше, чем сейчас, на заправках бензин по 80 рублей? А по 90? Вот и я не видел. И надеюсь, что не увижу. Максимум — 60-65 рублей при сохранении оставшихся производственных мощностей.
Я, как обычно, иду против мейнстрима, ибо финансово не заинтересован выдавать нужные кому-то результаты, и могу себе позволить писать правду, опираясь на здравый смысл, историю движения рынка и имеющуюся статистику.
По моим подсчетам, даже выбытие 25% перерабатывающих мощностей не приведет к тотальному дефициту бензина на внутреннем российском рынке. Максимум, закроются отдельные заправки. Из тех, что ныне считаются «независимыми». Сетевые как работали, так и будут работать. А за ценами будем наблюдать.
Но — да, я хоть и прагматик, опирающийся на логику и статистику, но пару канистр бензина в сарай поставлю. Пусть стоит, он есть не просит.
Благодарю за лайки! Подписывайтесь здесь и в Телеге, всем рад.