Знакомый узбек сказал, что ему жаль российских пенсионеров. Когда узнала причины, стало стыдно за себя и за родину

133K прочитали

Пообщалась с узбеком и узнала, почему в Узбекистане сочувствуют российским пенсионерам. Неприятная правда, на которую трудно закрыть глаза.

Наш разговор с узбеком завязался в поезде по дороге из Ташкента в Бухару. Молодой мужчина, лет 35, спросил меня, из какого города я к ним приехала, а потом с гордостью добавил, что и сам какое-то время жил и работал в России – в Москве.

Вообще узбеки очень любят говорить о России. Для них мы не просто соседи: скорее как близкие друзья, а для некоторых и вовсе как одна семья. Поэтому, как только в Узбекистане узнавали, что я – русская, с удовольствием начинали расспрашивать обо всем, и тут же делиться своими впечатлениями от страны и от людей, живущих в ней (то есть о нас).

Хива. Февраль 2024
Хива. Февраль 2024

Пообщавшись с большим количеством узбеков, я поняла, что у всех примерно одинаковое мнение и взгляды. Но этот разговор из поезда стал особенным для меня. Его я запомню на всю жизнь – потому что есть в нем много грустной правды, на которую трудно закрыть глаза.

– "Русские – очень хорошие люди. Добрые, честные, порядочные. Всегда вовремя платят зарплату, никогда не обманывают. Только вот пенсионерам вашим я сочувствую, мне их очень жаль – о них в России никто не думает. Такая богатая у вас страна, столько возможностей у молодежи, никуда ехать не надо, чтобы хорошо зарабатывать. А о пожилых людях некому позаботиться. Бросаете их тогда, когда они больше всего нуждаются в помощи" – размышлял узбек

Когда я услышала эти слова, то думала, что узбек начнет дискуссию о пенсиях в России, но я заблуждалась. От его мыслей я даже немного опешила – не ожидала такого. Мне хотелось опровергнуть все его суждения и доказать, что иностранец ошибается. Признаюсь честно, неприятно было слышать такое о своей родине. Но, потом я услышала от собеседника несколько аргументов и с ужасом поняла, что узбек прав.

Пенсионер в Узбекистане
Пенсионер в Узбекистане

Отмечу сразу, что это было начало моего путешествия по Узбекистану (третий день), и я еще многого не знала о людях, культуре и о стране, поэтому удивилась словам узбека. Позднее, конечно же, я поняла, почему мужчина обратил внимание на этот факт – всё дело в культурных различиях, о чем ниже расскажу подробней.

– "Пока я жил в Москве, то очень часто видел в метро и у магазинов странную картину: бабушек с протянутой рукой. Как вообще такое возможно?! Не понимаю... Самое ужасное, что люди с безразличием проходили мимо, как будто не замечали старушек, словно это нормальная ситуация, как будто так и надо" - возмущался узбек

Я внимательно слушала мужчину и не перебивала. Мне казалось, что еще немного, и на его лице выступят слезы: мимика выражала грусть, печаль, жалость и обиду, его искренне беспокоило чувство несправедливости.

– "Несколько раз я покупал хлеб и молоко бабушкам, потому что им не хватало на это денег. И в этот момент я думал лишь об одном: а где ее дети? Я не мог смотреть на то, как их бросили на старости лет, в Узбекистане так не принято. У нас вообще не существует чужих пенсионеров, мы всем как можем помогаем друг другу. Жаль, что и у вас в России нет такой традиции, тогда бы и пенсионерам жилось намного лучше" - продолжал свои размешления мужчина

И только тут до меня начало окончательно доходить, чем именно узбек так возмущается. Его недовольство было вызвано не размером пенсий и отсутствием денег, из-за которого некоторые бабушки вынуждены побираться. А тем, что пожилые остаются в одиночестве, а дети их покидают, не заботятся, как делают узбеки у себя на родине.

Пообщалась с узбеком и узнала, почему в Узбекистане сочувствуют российским пенсионерам. Неприятная правда, на которую трудно закрыть глаза.-3

Я не выдержала и спросила узбека, неужели у них пенсионеры живут хорошо и ни в чем не нуждаются?

– "В Узбекистане очень маленькие пенсии, бывает даже меньше миллиона сум. Только на эти деньги не прожить, естественно. Но у нас так заведено: помогать тем, кому совсем жить не на что. Например, если на улице живет больной человек или инвалид, то каждый день ему должны приносить еду соседи, каждый по очереди. То же самое, если пенсионер потерял родственников и стал одиноким. Дело ведь не в том, какая пенсия, а в отношениях между людьми и во взаимопомощи."
Бабушка в Ташкенте считает деньги от выручки на рынке
Бабушка в Ташкенте считает деньги от выручки на рынке

В подтверждение его словам, могу привести лишь факты: за 12 дней в Узбекистане я и правда не видела узбеков с протянутой рукой на улице (исключение - цыганки с детьми). Была в гостях у больной бабушки в кишлаке в Ташкенте - при мне ей постучались в окно и подали тарелку с блинами, а она далеко не бедная!

– "Я вот одного не понимаю, почему в России не ценят пенсионеров? Конечно, я сейчас не про всех говорю, потому что люди есть разные. Просто у нас в Узбекистане нельзя оставлять пожилых родителей, я вот даже из России вернулся, потому что пришло время помогать своей пожилой родне. Хотя мои дела в Москве шли в гору и я очень хорошо зарабатывал, но отправлять деньги домой недостаточно. У нас принято быть рядом с родителями, а у вас, наоборот, оставляют на произвол судьбы, уезжают за границу, не думая о том, как там живут родители в одиночестве"
В Узбекистане многие пенсионеры продолжают работать. В основном - торгуют на рынках
В Узбекистане многие пенсионеры продолжают работать. В основном - торгуют на рынках

И тут мне стало стыдно! За себя и за родину. За себя – потому что я тоже живу в другом городе, пускай и не очень далеко от родителей, и вижусь с ними достаточно редко. Бывает, что созваниваюсь раз в неделю - всё нет времени. А за родину стало стыдно, потому что у нас и правда есть много нуждающихся пенсионеров. И вместо того, чтобы помогать им, мы во всем виним других, ссылаясь на низкие пенсии и какие-то прочие факторы.

У нас ведь и правда есть такая привычка – винить государство во всех грехах, вместо того чтобы брать ответственность на себя. В том числе, в бедности пенсионеров. А в Узбекистане ведь тоже невысокие пенсии! Но узбеки нашли выход! Поэтому пожилые люди в Узбекистане живут в разы лучше, чем наши, потому что обязательства по обеспечению стариков они берут на себя, не перекладывая ответственность на правительство.

А вы как считаете, это правильно?