При взаимодействии с очередной книгой, фильмом или игрой часто кажется: “я где-то всё это уже видел”. Всё точнее получается предсказывать через сколько минут у героя будет всё плохо, потом хорошо, затем вообще прям невыносимо, но вот после вообще всё станет лучше, чем когда-либо.
Это не кажется, это клише. Они встречаются и в легендах древнего Египта, и в славянских сказках, и в “Звездных войнах”.
Они стали клише потому, что они работают. (Джордж Лукас)
Есть два основных труда, которые описывают схемы построения “геройского” сюжета:
- “Тысячеликий герой”, Джозеф Кэмпбелл,
- “Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино”, Кристофер Воглер.
Именно Дж. Кэмбелл выдвигает идею мономифа. Ее суть в том, что все мифы едины по структуре сюжета, и герои в них проходят схожий путь. В своей книге он стремится доказать, что схема этого пути объясняется особенностями человеческой психики.
В упрощенной и сжатой форме про путь героя можно почитать, например, в книге “Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство структуры, сюжета и героя” Кэти Уэйланд.
Теория - это хорошо, но нужна практика. Цель написания этой серии заметок в том, чтобы разложить по полочкам своего разума материал и лучше его запомнить. Поэтому я наложу схему путешествия героя на сюжет книги Джоан Роулинг “Гарри Поттер и философский камень”.
Зачем понимать структуру мономифа?
Знание схемы путешествий героя и строения сюжета:
- надёжный инструмент-помощник при создания историй,
- расширяет представления о мире. С новыми знаниями на истории в играх, фильмах, книгах можно взглянуть еще через одну призму,
- позволяет посмотреть под другим углом на себя и происходящие вокруг события.
Дополнения и мысли в комментариях приветствуются на протяжении всего цикла заметок :)