Опять о дзеновских комментаторах и не только. Меня на днях одна из читательниц обвинила в абсолютной безграмотности и отправила к школьному учебнику русского языка. А дальше по классике: не сметь вообще ни о чем высказывать свое мнение, если не знаешь, как пишется оборот “ни…, ни…”. Видимо, для нее это критерий кретинизма. Что ж бывает, но критерий, конечно, бестолковый. Интересно, а к себе читательница этот критерий применяет? Полагаю, что нет.
Как пишется этот оборот я, конечно, знаю. Я в принципе довольно грамотный человек. Однако я еще и не формалист и прекрасно понимаю, что люди, особенно те, кто пишет часто и много (а по роду своих занятий я к таким отношусь) не могут не делать ошибки. Это нормально. Не просто так в больших редакциях сидит целый штат редакторов и корректоров. Журналистская заметка прежде, чем оказаться на сайте/страницах газет или журналов проходит, минимум, через трех редакторов и одного корректора. Во всех серьезных изданиях так. И то иногда в уже опубликованных материалах вылавливают какую-нибудь совершенно глупую ошибку.
С книгами и того сложнее. Помните, в старых советских изданиях в конце всегда была такая вклеенная бумажка, на которой было написано “на такой-то странице допущена ошибка, должно быть так”. Поэтому я, например, очень толерантно отношусь к грамматическим ошибкам. Конечно, только не у своих учеников. Но с ними мы разбираем, что и к чему. Хотя я не учитель русского языка. Но в целом на такие вещи моих компетенций хватает.
Но даже если бы я действительно была абсолютно безграмотна, как это связано со способностью мыслить, делать выводы и составлять свое мнение о какой-либо проблеме или ситуации? Правильно, никак. Однако на Дзене и вообще на любых интернет-форумах связка “грамматическая ошибка — ид/иот” очень сильна. Если человек допускает ошибку, все — его заклеймят, зафукают и откажут в праве вообще что-либо говорить.
И тут я подумала, что ведь у нас и в школах к детям такое отношение. Некоторые учителя нетерпимо относятся к ошибкам учеников. Очень жестко критикуют, могут на личности перейти вроде “что же ты такой неумный”, “что так сложно разобраться, другие же поняли” и прочее. Честно, у меня в школе были такие учителя. С одной я даже на этой почве ввязалась в конфликт. Спасибо классной, которая сразу же перевела меня в другую группу, к другому педагогу.
А дальше что происходит? Если учитель так жестко критикует, то и одноклассники ведь подключаются: “Да что ты вообще знаешь, ты с математикой сначала разберись” или “Не можешь запомнить, как жи-ши пишется, а туда же, со своим мнением лезешь”. Ничего не напоминает? Да, все эти дети физически выросли и теперь резвятся в интернете.
С другой стороны, такое нетерпимое отношение к ошибкам создает нездоровую ситуацию, когда каждый боится сделать что-то неправильно. В результате люди либо ничего не делают от греха подальше, либо до последнего не признают свои ошибки и, как следствие, их не исправляют. Потому что хуже ошибки может быть только ее признание. Это сочтут за слабость.
Я сама с этим сталкивалась. У меня нет пиетета перед собственной непогрешимостью. Мне указывают, что что-то не так, я благодарю и исправляю. Это, конечно, если нормально указывают, а не хамски. Если хамски, то отвечу жестко, но ошибку исправлю. Но люди почему-то расценивают это как слабость и глупость. Для них это то, за что можно зацепиться, особенно если ты им по каким-то причинам не нравишься.
Когда я была еще студенткой, я однажды едва не стала жертвой буллинга на работе из-за глупой грамматической ошибки. Инициатором выступила одна такая любительница идеально грамотных людей. Я тогда подрабатывала по полдня помощником эйчара в российском представительстве японской компании. Не сказать, что работа меня зажигала, но зарплата была приятным довеском к стипендии и не отнимала много времени.
Так вот эта женщина была секретарем одного из департаментов и как-то я ей сразу не понравилась. Хотя я для этого ничего даже не делала. Видимо, просто отравляла ей жизнь своим существованием. Она постоянно меня и укусить пыталась, и завуалированно гадости говорила. Но меня это не трогало, потому что я в целом на такие вещи не ведусь.
И тут у меня был день рождения. По доброй корпоративной традиции надо было угостить коллег. Я заказала пиццу и разослала по общей рассылке письмо с приглашением, в котором, о ужас, словосочетание “день рождения” написала с буквой е в конце второго слова. Ну написала и написала. Не перечитала, ошибка, бывает. Но не такая, чтобы волосы на себе рвать и голову пеплом посыпать.
Но не для этой тетечки. Она наконец нашла за что зацепиться, чтобы публично унизить. Значит, отправила я письмо, а минут через десять приходит от нее ответ. Тоже общей рассылкой, чтобы все видели. Она пишет: “Так-перетак. Сколько у тебя классов образования? Как вообще у нас в компании может работать настолько безграмотный человек! Ты даже не знаешь, как пишется словосочетание “день рождения”. Там буква я на конце. Это еще в начальной школе учат, тема называется падежи. Позор, позор, большой позор”.
Мне тогда было двадцать лет и я была в шоке, что человек может так поступить. Но я до сих пор благодарна своим коллегам (а у нас в основном работали мужчины-инженеры) и своей непосредственной начальнице, которые довольно быстро и тоже общей рассылкой ответили ей: “Оксана, вы в своем уме? Вы понимаете, что писать подобные вещи недопустимо?”.
Больше эта женщина меня не трогала. Просто при встрече делала страшные глаза и презрительно отворачивалась. А я доработала до пятого курса, а потом уже пошла работать туда, куда всегда хотела. Но эта история научила меня тому, что когда человек отказывает другим в праве на ошибку и хамски указывает, что что-то сделано не так, то это проблемы самого человека, а не того, кто ошибся. Ну и что если такого человека сразу осадят окружающие, то он больше так самоутверждаться, по крайней мере, в этом коллективе не будет.
Возможно, мне сейчас возразят, что есть профессии, в которых цена ошибки слишком высока — врачи, например. Все верно. Но и там ошибки случаются, без них, увы, нигде не обойтись. Люди — не роботы. И те, кто выбирают такие профессии, как мне кажется, должны осознавать эти риски. Говорят же, что у каждого врача есть свое маленькое кладбище. Другое дело, что надо разбираться, почему так произошло и исправлять ошибки. А не отпираться и до последнего отказываться признавать ошибку. А последнее у нас происходит слишком часто.