Автор: Крыс Питерский (и Мыська)
Гамарджоба, любезнейшие наши!
Вновь преодолевая всякое форс-мажорное, мы таки добрались до вас с давно обещанным материалов, посвященным нелегкой женской доле в Среневековье. С ним, к слову вообще все странно получилось. Помимо прочего - когда мы уже подобрали материал и принялись собирать итоговый текст... В общем, такое впечатление, что нас навестили три духа Рождества эссеизма - Монтень, Паскаль и Эко и начали нашептывать всякое соблазнительное. В итоге стало получаться что-то уж совсем непредвиденное. Штош... Сочтем это вольным сочинением на заданную тему. Благо уж чего-чего, а на всеисчерпывающесть мы с Мыськой отродясь не претендовали, не тот калибр...
Сначала поговорим о самом важном - о том, что нам может помешать. И пусть это не прозвучит обидно, в первую очередь это вы. Постойте, сейчас все объясним!
в и Мы неоднократно уже говорили о том, что одна из проблем восприятия истории заключается в целом наборе типовых искажений присущих всем (и серьезным исследователям, да), кто сталкивается со столь сложными вопросами.
В первую очередь - это конечно же проблема стереотипов. Современный человек, выращенный во многом на идеалах эпохи Просвещения (и ее беспардонной антимедиевальной пропаганде), почти с абсолютной уверенностью знает, чего ждать от текста, посвященного Средним векам. Конечно же это жестокость, бесправие и Инквизиция, которая всех сожгла. Эти штампы настолько просты и комфортны, а главное, дают ему настолько безоговорочное чувство морального превосходства, что не то, чтобы сомневаться - а хотя попытаться уточнить их кажется нелепицей.
Тем более, что задача эта не из легких. Даже если брать в рамках классической европейской историографической традиции, то разбираться прийдется в более чем тысячелетней истории огромного количества регионов, на территории которых существовало множество политических, социальных и культурных формаций, отличавшихся друг от друга порой радикально. А уж если (как мы все чаще в последнее время делаем) использовать концепцию "Долгого Средневековья", то становится страшновато.
Так что прежде всего, говоря о тех же женщинах в СВ приходится сразу же оговаривать кучу рамок, а главное - изначально открещиваться от ожидания "удобного результата", что весьма непросто для современного человека, привыкшего к значительно более эмансипированного (во всех смыслах) общества. Но мы же попробуем, правда?
- Откуда есть пошло вот это все?
Не хочется впадать в маховый марксизм, но стоит все же напомнить - социальные отношения и стереотипы в обществе в значительной степени зависят от характера производительных сил. Если проще - у индивида будет тем больше возможностей, чем больше он с их помощью может натворить полезного.
Тут стоит напомнить о том, что экономика Средневековья (особенно раннего) состоит из весьма невеликого количества компонентов. Прежде всего - производство еды. Жутко трудоемкое и малоэффективное. И по понятным причинам, эффективно конкурировать с мужчинами в нем женщины не могут. Нет, конечно, "сильная и независимая" может попытаться вспахать поле мотыгой самостоятельно - но с закономерным результатом.
А это значит, что и сопутствующие привилегии (в первую очередь - владеть и распоряжаться землей) тоже достаются мужикам. Просто так эффективнее. Впрочем, напомню, что и у них с этим было не то, чтобы очень... Напомним, что не только крестьянство составляло подавляющую часть населения СВ Европы, но и большая его часть представляла из себя зависимые категории.
Тут, кстати - опять стоит вспомнить о проблеме масштаба. И вспомнить о том, за все это время не то, что процент, а само содержание идеи зависимых крестьян претерпевало такие глобальные изменения, что лучше даже не пытаться лезть... Это жуткая трясина, поверьте... Ограничимся констатацией того факта, что в силу объективных причин крестьянок, свободно распоряжавшихся землей (а это наипервейшая привилегия в подобных условиях) просто не могло быть значительным.
Впрочем, это не значит, что такого не случалось. Чаще всего, разумеется, земля могла быть унаследована женщиной при отсутствии полноценного наследника мужского пола, или получить ее в качестве приданого. В последнем случае, к слову - она вполне могла быть ее неотчуждаемой собственностью и в браке! Более того, практиковалась и передача ограниченных прав от сеньора к сервам (зависимым крестьянам). И с женщинами такое тоже случалось! В целом, конечно "колхозниц с земелькой" было в разы меньше, чем мужчин, но это было вполне статистически значимое количество народа!
Что же до остальных сфер, то тут все грустнее... Напомним, производство средневековья - штука не сильно разнообразная. И мест в нем не хватало даже мужчинам (в связи с чем ограничений и запретов у них было тоже огого!). Так что весь вот этот "шовинизм" - он не от какой-то там ментальности, а от суровой правды жизни!
Что характерно, помогла беда... В ходе эпидемии Черной смерти оказалось выбито такое количество трудоспособного населения, что мужским амбициям пришлось поужаться. Не поверите, женщинам даже разрешили варить пиво - если без шуток, то довольно серьезное дело, в которое абы кого не пускали.
Еще сложнее было с главным социальным лифтом - Церковью. И там опять... Да, правильно, все время все менялось. Если в раннем средневековье доступ туда для женщин был открыт, и многие с большим успехом этим пользовались, то с укреплением Рима и превращением РКЦ в "системообразующую корпорацию" ситуация сильно изменилась. Ужесточение правил, запрет женщинам служить (да, дьяконисс и священниц не в современной "толерантной" придумали) - в общем, все признаки недобросовестной конкуренции налицо.
Но опять же, обратите внимание - при всем своем могуществе, Римский престол лишь одна из сил средневековой Европы. Более того, это самое могущество она то приобретала, то теряла. Так что признавая тот факт, что значительная часть мизогиничной риторики шла как раз из уст Церкви, считать ее всеопределяющей для статуса женщины все же будет преувеличением.
К слову о мизогинии и риторике. Есть весьма убедительная версия - что легенда (да, это чистая легенда!) о Папессе Иоанне как раз часть этой идеологической борьбы. Впрочем, дивные сочинения мужененавистников в рясах это отдельная история.
В общем, даже при беглом взгляде мы видим, что положение женщины в средневековом обществе определялось прежде всего не тем, что мужики козлы некими врожденными шовинистическими идеями, а совершенно объективной реальностью, в которой не то, чтобы очень интересно и вольно жилось и мужчинам. Это всенепременно надо будет помнить в следующий раз, когда мы поговорим о женщине в разрезе культурного, правового и социального восприятия.
А пока что помните - история это сложно! Читайте книги, уважайте друг друга и никого не дискриминируйте! А Крыс и Мыська любят вас и желают тепла и мирного неба над головой!
P.S. Таки да, теперь это будет здесь всегда. Искреннее спасибо всем за донат. Ныне это очень важный стимул писать!
Желающим поддержать шпильманский труд сообщаем - можно заслать малую копеечку на счет нашей драгоценной супруги 4276 5500 7703 9157. Это совершенно необязательно, но всегда очень приятно
Заходите в наш Телеграмм!
Не примените заглянуть к Ефросинии Капустиной - там интересно про другие страны и других людей
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой (да, эта покорябанная ссылка уже стала фичей!)