Внимание: возможны спойлеры, в тексте присутствует личное мнение автора, которое может не совпасть с вашим.
Грета Гервиг подарила всем женщинам мира (и мужчинам тоже) фильм "Барби", который рассказывает про любимую куклу девочек прошлого, настоящего и, возможно, будущего. Но про куклу ли? Может, все-таки, ПРО ТЕБЯ?
В детстве почти у всех девчонок были эти симпатичные куклы. Ну или не совсем они, а недорогие копии, все-таки вспомните, в какие времена мы жили. Настоящие Барби были доступны лишь людям с достатком, тогда как большинство девочек играли с так называемыми "сестрами" Барби. У них не сгибались руки, было топорно скроенное тело, но они тоже выглядели красивыми, стройными, длинноногими и привлекательными - а чего еще хотелось каждой девочке в детстве и юности? Мы наряжали красивых куколок, шили им платьица, это были чудные деньки. И мы хотели стать такими же идеальными... Ох уж эти стереотипы. Но на них всегда классно сидели даже самые неумело скроенные тряпки...
Так почему же многие женщины вскользь упоминают фильм "Барби" - несмотря на то, что в нем раскрывается столько животрепещущих тем: сексуальное насилие, сексизм, дискриминация полов, дискриминация по весу, абьюзивные отношения, тоталитаризм на работе, чинопочитание, навязывание патриархальных идей и домостроя, неравенство полов? Почему женщины так стесняются самих себя и жизни ради самих себя? Может, потому что привыкли стремиться к идеалу, чтобы всем нравиться? Может считают, что людям помимо своих проблем есть дело и до других? Может, думают, что если ты не идеальная, то у тебя нет шансов на счастливую жизнь? Может, думают, что если разорвать нездоровые отношения, будет хуже? Может, думают, что если у них лишний вес, то они должны от него избавиться на радость обществу? Может, потому что все это они навязывают сами себе, несмотря на то, что общество уже давно изменилось?
Может, пора перестать жить чужими жизнями? Поверьте, мало кому есть до вас дело на самом деле, даже если вам пытаются навязать такую мысль. По большей части, люди заняты своими проблемами.
Я уже слышала много специфических отзывов о фильме: феминистская фигня, повесточка, слишком толерантно, зачем женщинам столько свободы, бедные мужчины, бессмысленный фильм, чушь слоновья. Возникает один вопрос - а вы, собственно, как смотрели?
Давайте посмотрим, что такое феминизм на самом деле - это спектр идеологий, политических и социальных движений, направленных на расширение и уравнивание политических, экономических, личных и социальных прав женщин с правами мужчин и преодоление сексизма. Для расширения кругозора я вам посоветую познакомиться с историей феминизма в этой книге.
Как видите, ничего из того, что называют грубо "фем-повестка" и унижение мужчин - здесь нет. Все завязано только на праве выбора, финансовой самостоятельности и социальной независимости. От сексизма мы, видимо, еще много десятилетий не уйдем (вспомним быстренько костюмы девушек и девочек в художественной гимнастике, волейболе, а так же в американском футболе в женской лиге), бедные японские женщины уже давно пытаются бороться с каблуковым дресс-кодом (чтобы ножка была красивая), про стюардесс я тоже, пожалуй промолчу (юбочка, каблучок, украшения, легкий макияж...).
О фильме: Барби и Кены (а так же несколько устаревших и снятых с производства моделей кукол) живут в красочном местечке Барбиленд. Это просто игровой мир для пластмассовых идеальных людей - где с утра все идеальные, с макияжем, не тратят воду зря и продукты не переводят, сразу прыгают в платье и на каблуки и, конечно, "какают бабочками" (к женщинам относится, естественно). Но, как и в жизни, наступает такой момент "в отношениях", когда кто-то замечает, что люди - не идеальны, и, простите, полны естественных отходов, запахов, физиологических особенностей, а так же - могут быть подвержены депрессии и хандре (те мысли о смерти у Барби, неужели вы не поняли, к чему эта отсылка?). Отношения могут быть и с самим собой, друзья. Не относите, пожалуйста, это только к парам. Порой ты хочешь видеть себя идеальным в зеркале, но видишь себя и просто ненавидишь свое отражение за это. Фильм поднимает гораздо более глубокие смыслы на поверхность, чем отношения в паре. Жаль, что многие "стереотипно" увидели в нем только это.
И вот когда вдруг ты оказываешься в той точке "невозврата", когда все вокруг кажется немного не таким как раньше - как Барби, у которой вдруг ступни стали плоскими (под балетки или Биркенштоки, ведь так удобнее - и давайте вспомним, дорогие девушки, как у вас незаметно пролетел тот момент осознания, что в кроссовках и балетках гораздо комфортнее передвигаться) - сначала гнев, потом отрицание, потом - принятие. Ключевое слово здесь - принятие, потому что привыкли мы отрицать свои собственные желания, порицаемые обществом. Вот считает какое-то количество, что женщина красивее на каблуках - да бог с ними, пусть носят хоть каждый день свои лабутены. Но это принятие должно пройти через целую кучу препятствий, и в фильме это круто показано - как же долго Барби идет к принятию себя, пытаясь оправдать то общество, то Кенов, то других Барби. То даже тех, кто в нее играет!
Все это нам показывают быстро, будто субтитры, а ведь в жизни между такими моментами могут пройти месяцы и годы. Тот завуалированный посыл про время - это путешествие Барби "на машине, на тандеме и так далее". Сложно, долго, но в конце концов - ты приходишь к себе настоящей и принимаешь это. Ты еще сталкиваешься с мнением других людей, с попытками их тебя остановить (ох уж это ценное стороннее всезнание) - вспоминаем момент, где Барби пытаются запереть в коробке (оставить ее в своих рамках).
Мужчины в фильме такие же стереотипные, как и изначальная Барби. Но им же тоже некомфортно! Посмотрите на переживания Кена, режиссер ничуть не преуменьшает страдания мужчин. Ведь это работает в обе стороны. Но благодаря тому, что у мужчин в реальном мире чуточку больше власти - Кен решает, что имеет право сообразить на всех несколько новых законов, в том числе и определив место Барби в жизни. Навязав патриархальный устой женской общине - Кен думает, что это сделает его жизнь счастливой, а его - Блистательным, Мистером Исключительным. Он же не ожидает, что встретит на своем (казавшемся) легким пути жесточайшее сопротивление! (которое чаще всего отсутствует в реальном мире, увы).
Все отношения, что мы видим в этом фильме очень далеки от партнерских, от равных - в начале Барби игнорирует Кена и его чувства, затем она задумывается о себе, и, ура, наконец-то в конце (прошу прощения за тавтологию этого прекрасного момента) - разговаривает с ним об отношениях. Как прийти к партнерским доверительным отношениям? Поговорить с партнером словами. А не крушить законы, устои, чувства других. Вот о чем этот фильм.
Эта статья писалась долго, но что я хочу сказать в завершение - каждый увидел в этом фильме свою боль, свои скрытые комплексы, точки соприкосновения с ущемлением. Потому и настолько разные отзывы, обзоры, рецензии - фильм невозможно представить с какой-то одной стороны, настолько он многогранный. Создатели, пожалуй, запихнули в него многовато тем для обывателя сразу, но - просим их простить - реально накипело! Девушки, девочки, женщины - не бойтесь принимать себя, задумываться о серьезных вещах, быть сильнее, быть первее, быть лучше! А если страх есть - то не бойтесь обратиться за поддержкой, как сделала это Барби, пытаясь отыскать свою хозяйку и понять, отчего же она вдруг испытала такие мысли.
Если вам захочется высказаться, прошу сделать это в комментариях вежливо и без взаимных оскорблений. Возможно, статья получит апдейт в ближайшее время, когда я пересмотрю фильм еще раз и допишу еще впечатления.