Если правильно перегрузить гитару, то вы получите получить звук, от которого получат удовольствие сотни тысяч людей. В настольной игре Марракеш автор решил перегрузить мозг игрокам, чтобы вы получили кайф от процесса решения задачи.
Обязательно читайте до конца и вы узнаете подробности и главные выводы по этой игре.
Городская серия настольных игр
У Штефана Фельда есть классная серия игр про города. Раньше он в основном делал новые интерпретации старых игр, немного перерабатывая механики:
- Гамбург <- Брюгге
- Амстердам <- Макао
- Нью-Йорк<- Риальто
Но начиная с Марракеша ситуация изменилась и он решил выдать что-то новое. Поэтому мне было особенно интересно посмотреть что же там.
О чем настольная игра Марракеш
Марракеш - это город на юго-западе Марокко, он известен как "Жемчужина Юга" и является один из четырех королевских городов. В Марракеше кипит жизнь и множество людей занимаются абсолютно разными ремеслами. Чтобы подчеркнуть это разнообразие, автор разделил город на условные районы и устроил в каждом разную мини-игру.
Основа настольной игры
Базовая механика Марракеша очень простая. У вас есть 12 различных кешью, которые вы разыграете за сезон. Каждый из них отвечает за разные локации в игре. В начале раунда вы выбираете 3 в тайне от других, после чего одновременно вскрываетесь и выставляете на локации этого цвета своих рабочих.
Потом вы берете кешью всех игроков и бросаете их в специальную башню. Башня так устроена, что задерживает часть кешью внутри и вы точно не знаете, что оттуда по итогу выпадет.
Выпавшие кешью выставляются на соответствующие цвета и после этого игроки их начинают по кругу разбирать, забирая не более двух одного цвета. Здесь есть одно исключение - красные кешью. Это так называемые водоносы, являются своеобразным джокером.
Для чего мы разбирали кешью?
Каждый взятый кешью усиливает какое-то действие у вас на планшете на одной из локаций игры, где-то давай всякие мелкие бонусы, как это любит делать Фельд. Если вкачать действие на максимум - это даст вам 10 очков в конце игры.
И вот когда мы разобрали все кешью - начинается самое интересное. Помните, в начале действия мы выбирали 3 кешью и выставили туда рабочих? Только когда мы усилили все действия рабочие начинают действовать.
- Да, может так получиться, что вы выставили рабочего в одно место, а кешью этого цвета вам не досталось. Потому что его забрал другой игрок.
- Да, этот кешью может даже не выпасть, потому что застрял в башне.
И это первый трюк, который делает игру
Потому что звучит все очень просто, но когда вы садитесь планировать вот эти 3 кешью - изобилие вариантов взрывает вам мозг.
- А что мне надо?
- А сейчас или лучше потом?
- А что выберут другие?
-А как бы мне это так вот сходить, чтобы и самому получить что я хочу и от других побольше взять?
И я иногда надолго зависаю в этих внутренних рассуждениях. При чем это не такой формат планирования как у Ласерды, у которого вы считаете долгую цепочку, чтобы вам понять, что вам не хватает ресурсов. И не Терра Мистика, где хорошо бы перед первым ходом просчитать все 5 раундов игры.
Здесь простые действия и простые результаты. Просто выберете что вам нравится. Сложно четко описать подобные ощущения, но мне кажется они близки к тому, что реально происходит в игре.
При этом чем дальше вы идете по игре, чем сильнее растут ваши возможности и сила ваших действий, что подкидываете еще дров в топку ваших размышлений.
Как проходит игра
Прежде чем остановиться на каждой из локаций, а это 12 разных опций, я расскажу вам про сезоны. Итак, вы сыграли 4 раунда, разыгрывая по 3 кешью. На этом сезон заканчивается. Вы получаете бонус реки и вам нужно прокормить население, запросы которого у каждого игрока разные и случайно определяются в начале партии.
С каждым сезоном вы будете открывать больше карточек и соответственно больше запросов. Наказание весьма неприятное, поэтому лучше следить за вашими ресурсами.
Когда игра закончится, вы получите по 10 очков за завершенные локации, очки за остаток ресурсов и очки за цели, открытие целей тоже реализовано со своими приколами.
За какие локации отвечают кешью в настольной игре Марракеш
• Река (синий)
За каждый кешью на вашем планшете вы перемещаетесь на 1 шаг по реке. Можете заплатить воду, чтобы проплыть дальше. Очки начисляются за более быстрое достижение цели. В конце каждого раунда можно получить бонус у рыбака.
• Финиковый сад (зеленый)
Когда вы высаживаете кешью, вы получаете 1 ПО. В качестве действия получите финик за каждый высаженный кешью.
• Центральная площадь Джемаа Эль-Фнаа (розовый)
Поверните диск зрителей по часовой стрелке на одну секцию, выберите один кешью и получите его бонус один раз за каждого зрителя, который смотрит на эту секцию.
• Базар (желтый/фиолетовый/оранжевый)
За каждого присутствующего помощника вы можете обменять кешью на ресурсы, или приобрести предмет роскоши, потратив кешью.
• Мечеть (черная) и дворец (белая)
В каждой из локаций вы поднимаетесь на одну ступеньку вверх по соответствующей лестнице за количество кешью. Когда переходите на новый сегмент, то получаете бонус в динарах и бонус на линии между вашими лестничными помощниками.
• Медресе (университет)
Здесь вы можете приобрести свиток, если у вас размещено достаточно кешью и в запасе есть нужное количество фиников. Свитки предоставляют бонусные способности/эффекты, которые бывают разовые, постоянные или действуют в конце игры. Особо мне нравится, что фактически вы здесь не тратите свои знания, а пользуетесь ими регулярно, расставаясь только с финиками, когда в других играх вы дорого платите за подобные апгрейды.
• Медина (бежевый)
За каждый доступный кешью можно купить в мастерской городские ворота и разместить их на своем поле. За размещение ворот вы получаете кешью цвета ворот и бонус 2 ПО, если цвет ворот совпадает с цветом прилегающего сектора.
• Сахара (коричневый)
За размещение кешью вы получаете либо бонус, либо открываете плитку оазиса. Каждый оазис - ваша личная возможная цель на игру. Но чтобы она реально принесла очки в конце на нее нужно активировать оазис действием рабочего и оплатить стоимость. Активированные оазисы размещаются на специальной шкале, которая тоже дает бонусы.
• Торговец водой (красный)
В каждом секторе игрового поля есть по одному красному месту. При использовании помощника в секторе с продавцом воды вы получаете воду в качестве бонуса. Кешью красного работника также обязательна должна быть размещена в секторе, если вы хотите получить за нее бонусные очки в конце игры.
Кажется много, но правила разбираются за 15-20 минут. Если не верите мне, посмотрите видео Cartoon Space. Кстати, у ребят тут более дорогое издание с двухслойными планшетами. Оно стоит дороже и занимает больше места на столе.
Арт и оформление
Арт в игре - это безобразие, но это понятное безобразие, которое странно выпускать в 2024 году. Но к такому безобразию можно привыкнуть и даже полюбить. Когда человеку интуитивно понятна среда, он не тратит силы на понимание правил, а получает удовольствие от процесса. Куда хуже, когда арт огонь, но что делать непонятно. Поэтому тут каждый решит для себя. Я готов мириться.
У меня Essential Edition и оно считается компактным и более бюджетным, т.к. часть компонентов заменена на картонные, но после распаковки все это не влазит в коробку. Все плотно забито компонентами. Что делать с делюксом я ума не приложу.
Дополнения
Если вам игра кажется слишком простой, то в коробку входит еще 5 модульных дополнений, которые можно добавить при желании.
- Дополнение 1: Жетоны лестницы - разнообразит бонусы на треке мечети и дворца.
- Дополнение 2: Имам и Султан - тоже работает на эту локацию, и дает бонус первому игроку на лестнице.
- Дополнение 3: Дополнительные палатки обмена - добавляет новые палатки обмена на базар.
- Дополнение 4: Зрители - приносит новый диск зрителей для площади.
- Дополнение 5: Города в пустыне - добавляет дополнительные общие бонусы, которые вы можете себе выкупить.
Итого
В конечном итоге игра получилась очень приятной и совершенно непохожей на другие игры автора, за исключением его любви к поинт салатам.
Мне нравится, как здесь все работает: игра вас не заставляет делать что-то определенное и дарит вам свободу. Есть возможность упороться в несколько сущностей. С другой стороны вы в любом случае сыграете во все мини-игры, потому что вам придется разыграть все 12 кеши 3 раза.
3 раза - вы играете каждое действие всего 3 раза, но при этом вы обычно прокачиваете 2-3 трека до конца. Это как так получается?
Игра подойдет не каждому, потому что много думать любят не все, но здесь сделано максимум, чтобы оставить только приятную часть процесса.
Также из минусов отмечу стоимость, Essential Edition стартует от 70 евро. Более дорогая коробка обойдется вам еще дороже (неожиданно). Но тут хватает вещей, которые радуют и окупают:
- Шикарная механика с активацией и усилением действий;
- Фишка с башней, которая вносит много неожиданности в ваши расчеты;
- Майндгеймс с выбором действий;
- Отсутствие необходимости обязательно делать что-то, чтобы победить;
- Нарастающий ком ваших возможностей с каждым ходом.
Рекомендую все любителям Фельда.
Marrakesh: Camels & Nomads
И при всей сложности и простоте игры, Фельд умудрился выпустить ещё коробку с дополнениями и огромной пачкой контента. Там вас ждет еще 5 модулей и соло игрок. Стоит все это, конечно, еще кучу денег и я не уверен, что готов брать вторую часть. Но игра мне очень понравилась и возможно, когда-нибудь я созрею на такую покупку.
Если вас заинтересовала игра, но показалась слишком сложной, присмотритесь к Замкам Бургундии этого же автора.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забывайте подписываться на канал и ставить лайки. Это помогает развитию канала.
Где найти мои публикации платформах:
Telegram канал | Instagram | Яндекс ZenСфкещщ