Ученые поставили вопрос о «цифровой токсикологии» в школах России.
Карина РОМАНОВА.
Прогресс в вопросе развития нейросетей настолько шагнул вперёд, что искусственный разум уже стал неотъемлемой частью нашей жизни. Школьники и студенты с помощью ИИ делают домашнюю работу, студенты пишут курсовые и дипломы, а учителя готовятся к урокам. Может ли это навредить образованию или наоборот усовершенствовать его? Этот вопрос обсудили в рамках III Всероссийского форума «Педагогическое образование в российском классическом университете», который проходит в РАО.
"Токс" значит "яд"
Директор Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН Кирилл Голохваст поднял вопрос «о цифровой токсикологии», потому что технологии, несмотря на активное развитие, могут быть как полезными, так и навредить педагогическому процессу. В частности, постоянное использование технологий может привести к тому, что мозг перестанет отличать виртуальность от реальности, тем более если речь идёт о детском разуме. По мнению специалистов, школьники также должны понимать, что заменять собственные умственные усилия работой нейросетей при выполнении учебных заданий — попросту неэтично, потому что это обман учителя и самого себя.
«Ученики еще не доросли до той степени воспитания, когда включается самоконтроль. Ученик должен осознавать, что пользоваться какими-то средствами автоматизации при выполнении заданий — неэтично. Проблема в том, что школьники не всегда способны сами определить, где проходит грань между этичным и неэтичным. Поэтому преподавателям информатики и других предметов важно отслеживать этот момент воспитательно», — считает Евгений Павловский, заведующий лабораторией аналитики потоковых данных и машинного обучения Механико-математического факультета НГУ и доцент кафедры дискретной математики и информатики СУНЦ НГУ.
Кривое зеркало ИИ
Академик РАО, профессор департамента информатизации образования института цифрового образования «Московский городской педагогический университет» Вадим Гриншкун добавил, что использование ИИ при некорректном запросе может ввести в заблуждение и привести к искажённому восприятию данных.
«Простые задачи по математике нейросеть решает влёт по фото с полной записью решения, а вот задачи с подвохом ей пока не по зубам. Как-то мы дали ей обычную экзаменационную задачу для учеников СУНЦ НГУ — выдала неверные алгоритмы и ответы. Видимо, её создатели сами не очень грамотны», — заявил доцент кафедры математических наук СУНЦ НГУ Игорь Ляпунов.
Здоровый консерватизм
Во многих современных школах России преподаватели уже работают с нейросетями. Молодые кадры поддерживают их использование в обучении, однако «старая гвардия» относится к ИИ с недоверием.
«Наша задача позаботиться о том, чтобы этот инструмент был корректным; чтобы мы получили не то, что упадет каким-то образом, а получили что-то разумное», — сказала член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Людмила Босова.
И ложка меда
Учёные также обсудили и позитивные моменты использования ИИ. В частности, они отметили, что генерация изображений по запросу может позитивно повлиять на молодёжь. К примеру, преподаватели могут наглядно продемонстрировать, что станет с планетой в случае халатного отношения к проблеме загрязнения окружающей среды. Кроме того, использование виртуальной реальности позволила ученикам гораздо быстрее вникнуть в тему благодаря визуализации информации.
«В эпоху стремительного развития технологий нужно усилить человека в человеке», — отметила в заключении глава РАО Ольга Васильева.
Она призвала учителей критически подходить к предлагаемому ИИ контенту, проверять информацию и самим активно участвовать в создании обучаемого материала, чтобы не быть пассивными наблюдателями, а налаживать эффективный образовательный процесс.