Не застраивай лётного поля,
Хоть пустынно и голо оно,
Не застраивай лётного поля,
Ведь другого не будет дано.
В. Шефнер. 1973 г
Ну вот, я наконец вышла на привычную и родную территорию Тушино - на тот участок Волоколамского шоссе, который шёл когда-то мимо Тушинского аэродрома. В детстве - это была территория, которая в общем-то не вызывала каких-либо особенных эмоций. В юности - мне просто сюда было не надо. Только на рынок с родителями, а потом и сама, ходила. Потом - вообще - ну что тут смотреть???? Монстры рока меня не интересовали, авиа-шоу потихоньку исчезали из Тушино, перемещаясь в другое место, вещевой и продуктовый рынок - откровенно достали, но это было вынуждено... Единственный раз, когда я действительно была на лётном поле - так это с мужем на выставке машин. Было интересно, но - не для меня.
Для меня существует только история этого места.
Всё началось в конце 1920-х годов. Огромный заливной луг Москва-реки было решено немного "подсушить" и создать здесь, не так далеко от Москвы, рядом с деревней Тушино, аэродром. Он начал свою жизнь здесь в 1931 году. Именно тогда сюда перебазировалась с Центрального аэродрома на Ходынском поле Московская школа Осоавиахима.
И, конечно, произошло это не случайно, а в связи со многими другими событиями, превращавшими Тушино в авиационный пригород Москвы. Та самая лётная школа Осоавиахима была создана около села Тушино ещё в 1929 году, а в 1930 году поблизости, около железной дороги, появился планёрный завод. В следующем году по соседству, западнее деревни Захарково, открыли аэродром Гражданского воздушного флота. В 1932 году к северу от железной дороги был построен самолётостроительный завод, а в 1933 году - авиамоторный завод. Приблизительно в тоже самое время, в 1935 году на Волоколамском шоссе построили здание Центрального аэроклуба имени Чкалова, называвшегося до 1938 года "Аэроклуб Косарева". Так что Тушино на долгие годы оказалось связано с советской авиацией.
Вообще в связи с необходимостью подготовки квалифицированных лётчиков, авиамехаников, парашютистов на базе лётной школы начинают создавать большой аэродром. Строительство велось с 1933 по 1935 год. Местность там была заболоченная, с пойменными лугами. Чтобы избежать весенних затоплений, отгородились от реки земляным валом - была сделана дамба. Для осушения территории уложили в землю десятки километров дренажных труб, была сделана и насосная станция для откачки воды, построен командно-диспетчерский пункт и другие помещения. Основной инструмент — кирка, лопата и тачка, основной движитель — молодежный энтузиазм.
Огромное поле в 200 гектар на долгие годы стало использоваться для взлётов и посадок множества учебных и военных самолётов.
Но и праздники здесь происходили. Каждый год спортсмены и военные лётчики показывали свои умения.
Точкой отсчета, наверное, следует считать август 1934 года, когда на летном поле аэродрома приземлилось звено легких самолетов АИР-6 конструкции А.С.Яковлева, завершивших перелёт по маршруту Москва-Иркутск-Москва. А уже 12 июля 1935 года в небе над Тушино состоялись первые полномасштабные показательные соревнования летательных аппаратов различных конструкций. Присутствовали высшие руководители страны - Сталин, Ворошилов, Андреев, Шверник... С тех пор это стало традицией, которая прерывалась лишь однажды - во время войны, когда Тушинский аэродром сделали базой санитарной авиации.
А вообще, когда проходили авиапраздники, поглазеть на самолёты всегда собиралась огромное количество народу. Официальная часть (с правительственными делегациями и высокими гостями) проходила у здания Чкаловского аэроклуба. В специально отгороженных секторах поля ставились продуктовые палатки.
Деревня Тушино смотрела праздник с околицы, приехавшие на праздник по железной дороге - заполняли участок напротив теперешнего метро, где теперь рынок...
Но наступила война. И аэродром в Тушино стал одним из тех аэродромов, ез которых Москвы бы обойтись не смогла: с него взлетала военная авиация, в том числе истребители и бомбардировщики, сюда же прилетали санитарные самолёты, привозящие раненых. Аэродром жил в очень напряжённом ритме.
После окончания Великой Отечественной войны первый авиапарад состоялся здесь уже в 1946 году. Небо над Тушино со страшным ревом вспарывали ЯК-15 и МиГ-9 - машины диковинной конструкции: со вздутым фюзеляжем и без винтов. Через год там же, в Тушине, летчик Иван Полунин показал на ЯК-15 весь набор фигур высшего пилотажа, а ещё через год на очередном воздушном параде пятерка этих машин под командованием Героя Советского Союза Е.Я.Савицкого впервые продемонстрировала групповой пилотаж на реактивных самолетах.
Но чему бы ни дивились год из года ошеломленные зрители, они не переставали ждать главного — показательных воздушных боев. Финал же авиационных парадов был всегда одинаков: из пролетавших друг за другом над аэродромом транспортных самолетов выбрасывался воздушный десант и все небо усеивалось разноцветным «горохом» парашютных куполов.
Официально аэродром использовался ПВО до середины 1960-х годов в целях взлёта парадной и командной авиации под руководством генерал-майора А.И. Покрышкина.
На нашем лётном поле в Тушино совершали полёты многие известные лётчики, начиная с Валерия Чкалова. История Тушинского аэродрома уникальна. Но...
В 1970-х гг становится понятно, что Москва потихоньку поглощает площади аэродрома. Да, здесь всё ещё продолжались полёты Юношеской планерной школы, иногда осуществлялись полёты 1-й МГАК (вертолётный профиль). Но аэродром потихоньку замирал, лишь иногда "вспоминая, что на нём пока стоят самолёты.
До 2002 года аэродром Тушино имел 3 класс и был способен принимать воздушные суда Ан-24, Ан-26, Ан-30. В последующие годы аэродром имел класс 4, пригодный для самолётов Ан-2 и более лёгких, а также для вертолётов всех типов. Лётное поле было частично заболочено, дренажная система имелась, но в период интенсивных дождей и таяния снега поле размокало, становилось временно непригодным для эксплуатации самолётами.
21 мая 2014 года с аэродрома осуществлён последний взлёт самолёта: Ил-14Т "Голубая мечта", находившегося на аэродроме более 15 лет и восстановленного энтузиастами.
В конце 1980-х годов вдоль Волоколамского шоссе в районе метро "Тушинская" на аэродроме появился стихийный рынок. Чего тут только не было! От разнообразной одежды и радиодеталей до продуктов всех видов. Сюда приезжали отовариваться не только тушинцы и жители Строгино, но те, кто проживал в ближайшем Подмосковье, благо железная дорога работала. "Длинная, зелёная, пахнущая колбасой" электричка регулярно увозила счастливых людей с сумками В Красногорск и Истру, Волоколамск а то и в Тверь.
В 1990-х годах аэродром достаточно внезапно стал использоваться как большая открытая площадка для проведения концертов. В частности, 28 сентября 1991 года здесь состоялся однодневный рок-фестиваль "Монстры рока", с участием популярных зарубежных музыкантов, ставший самым массовым в истории России, количество зрителей превышало полмиллиона. А в начале 2000-х здесь проводился музыкальный фестиваль "Крылья". Именно на одном из них в 2003 году произошёл теракт, где погибли 11 человек.
С 2007 по 2010 на лётном поле проводились стихийные показательные выступления автомобилистов и мотоциклистов,
... вещевой рынок закрыли и всё чаще мы стали читать, что на лётном поле Тушинского аэродрома - да, бывшего, но аэродрома - будут строить очередные жилые комплексы. Земля в пределах Москвы дорогая и простаивать просто так она больше не может!
В 2006 году стали строить стадион для футбольного клуба "Спартак". Тогда же начали реанимировать и законсервированную станцию метро на Таганско-Краснопресненской ветке метро. Её также назвали "Спартак", хотя изначально это была "Волоколамская" ( станцию с этим именем откроют потом на "синей" ветке метро)
В 2015 году на заседании правительства Москвы был принят проект планировки застройки: решено создать на месте аэродрома жилой район, в котором будут проживать 42 тысячи человек. Много это или мало? Это почти маленький город. Он таковым и станет, ибо вся инфраструктура для этого в нём есть. В рамках строительного проекта планируется ( пока всё ещё не закончено!) застроить территорию в 160 гектаров, общая площадь новой недвижимости должна превысить 2 млн квадратных метров.
Что-то я расчувствовалась... Авиационное прошлое Тушинского аэродрома уже совсем ушло в небытие. И вряд ли сегодняшние молодые жители Тушино, Щукино или Строгино вспомнят о тех военных авиа-шоу которые здесь проходили ещё в 1980-е годы.
Для старшего же поколения Тушинский аэродром останется всегда именно аэродромом. В 88 автобусе, когда в этот раз возвращалась домой, услышала интереснейший с этой точки зрения разговор:
-А мы квартиру получили! - хвастается одна пожилая бабулечка другой.
-Где? - у той аж глаза загорелись.
-Да на аэродроме.... Ты знаешь, а там хорошо, хоть мы и сомневались...
Две с половиной остановки на автобусе вдоль по Волоколамскому шоссе с его восемью полосами движения. Это длина аэрополя, которое осталось только в разговорном языке и названиях соседних улиц. Да в памяти старшего поколения местных жителей...
...Не застраивай лётного поля,
Ведь другого не будет дано.
В. Шефнер. 1973 г
Лайки помогают развитию канала!