Найти тему
Рассольник

Как научить ребенка раскрашивать? И не выходить за контур

Каждый родитель знает, что навык «раскрашивать» — это один из важных навыков мелкой моторики, который нужно освоить всем детям.

➖но что, если ребенок сталкивается с трудностями в освоении данного навыка?

➖и предполагаемое веселье от раскрашивания превращается в фрустрацию и недовольство?

Пора искать решение!

В этой статье я поделюсь проверенными советами, которые помогли мне научить моих учеников (с особенностями развития) раскрашивать. Важно помнить, что все дети уникальны, и их способности и возможности различаются. Вы можете адаптировать и использовать отдельные шаги из предложенного списка, сочетая их с индивидуальными особенностями Вашего ребенка\ученика.

1. С чего начать?

Сначала убедитесь, что ребенок видит изображённый предмет на белом листе, т.к. все раскраски именно на белом фоне. Как это сделать, можно прочитать здесь «умеет ли ребенок различать картинки на общем фоне»;

2. Хочу, чтобы разукрашивал все сам и аккуратно!

Целеполагание - важный этап в формировании любых навыков. Важно ставить достижимые цели и увеличивать критерии мелкими шагами для того, чтобы у ребенка был шанс получить поощрение. Ведь новые навыки формируются именно так. Попросите ребенка разукрасить одно изображение и понаблюдайте, где возникают трудности. Так вы сможете выбрать релевантную цель! Это как с похудением: мы хотим сразу похудеть на 10 кг. Но это же невозможно, верно?

Поэтому, во время обучению навыку "раскрашивание" ставим достижимую цель и тренируем данный шаг последовательно. Например: я хочу, чтобы мой ребенок раскрашивал не выходя за контур, самостоятельно, и что бы это заняло 20 минут. Для начала стоит отработать навык "не выходить за контур", а потом работать над навыками самостоятельности и только потом над увеличением времени (важно также продумать: раскрасить 1 картинку, 1 страницу\2 страницы и т.д.)

3. А правильно ли ты сидишь?

Для развития навыков мелкой моторики очень важна правильная осанка и положение рук. Во время раскрашивания нужно обращать внимание на локотки и запястье ребенка. Локти должно лежать на столе, а движения для раскрашивания должны совершаться с помощью запястья. Наблюдайте за тем, чтобы запястье сгибалось вперед-назад. Ребенок не должен двигать всю руку, чтобы раскрашивать. Также желательно, чтобы ноги ребенка касались пола. Можно подставить специальную подставку или приобрести стол по росту. Если ребенок не кладет локти на стол и использует всю руку, то вы можете попробовать раскрашивание на вертикальной поверхности: например на стене (на специально выделенном месте) или на мольберте.

🌟 Делюсь с вами одним дивным лайфаком: можно предложить ребенку раскрашивать под столом. Прикрепите лист ватмана под столом, и пусть ребенок лежа раскрашивает. Возможно, вы удивитесь, но многим детям такой необычный подход очень нравится.

Будьте креативными!

4. Сила рук и никакого мошенничества. Про пинцетный захват

Чтобы процесс был более легким, можно подобрать мягкие карандаши. На первых этапах отлично подойдут восковые или с толстым грифелем. Мой вам совет: не покупайте дешёвые карандаши хотя бы поначалу, пока ребёнок только учится. Иначе они будут ломаться, плохо рисовать и у ребёнка пропадёт интерес. Фломастеры также не подойдут, т.к. там совсем нет силы нажима. Ведь часто у ребят не сформирован пинцетный захват.

Что поможет?

  • дополнительные насадки на карандаши и ручки. На маркетплейсах огромное количество тренажеров для письма. Посмотреть примеры по ссылке
  • различные упражнения на формирование пинцетного захвата. Предлагаю вам прочитать вот эту статью, здесь можно взять готовые идеи и упражнения на развитие силы кистей рук.
Стадии развития пинцетного захвата
Стадии развития пинцетного захвата

4. Весь Валберис скупила, а ребенок не раскрашивает!

Чтобы был успех в этом деле, нужно начинать с минимальных требований. Точно Вам скажу, что мелкие детали или много изображений на картинке, могут вызвать нежелательную реакцию у ребенка, который не умеет или не любит раскрашивать.

Предложу Вам несколько идей, а вы можете выбрать нужную, исходя из навыков ребенка\ученика:

  • для тех ребят, которым сложно попасть в белое пространство (то есть в то место, которое нужно раскрасить), мы изначально использовали трафареты. Самые простые из них — геометрические. С помощью подсказок, о которых мы поговорим дальше, мы обучали их закрашивать пространство внутри трафарета. Этот метод эффективно учит пониманию границ, поскольку ребенок физически ощущает их. Мне особенно нравилось использовать досочки Сегена, которые являются универсальным пособием
досочки Сегена
досочки Сегена
  • для тех ребят, у которых были проблемы с контуром, мы также использовали доп. инструменты. Мы делали контур изображений более объемным, с помощью пластилина или термоклея, что оказалось очень эффективным, поскольку ребенок физически чувствовал границы, упираясь в них. Создание таких раскрасок требовало немало времени, но результат того стоил: теперь дети раскрашивают сами без помощи взрослых. Готовые раскраски с толстым черным контуром не оправдали наших ожиданий — мои ученики все равно не могли их четко различить (на первых этапах). Далее мы данный метод использовали и делали разноцветные жирные контуры.
изображение с контуром из пластилина
изображение с контуром из пластилина
  • маленький белый кусочек на готовом раскрашенном изображении. т.е внутри рисунка остается пустая область для раскрашивания. Если ребенок будет выходить за пределы этой области, то на картинке это не будет заметно. И ребенок не расстроится, что сделал неаккуратно. В процессе вы можете увеличивать полость для раскрашивания. Можно сделать несколько изображений на 1 листе, а можно оставить одно большое, что будет лучшим решением для успешного начала. А дальше увеличиваем белое пространство и не забываем про подсказки, и поощрение! Можно скачать образец по ссылке или приобрести тетради Кумон

Дополнительно: с одним учеником мне приходилось вырезать по контуру все изображения, что бы он различал белое пространство на листе и в рисунке, который нужно раскрасить.

пример белое окошечко
пример белое окошечко
  • как доп. метод научить заполнять белые пространства, мы брали готовые изображения с заплатками и пальчиковыми красками или пластилином делали заплатки. На сайте Pinterest много готовых изображений
заплатки
заплатки

🌟 Дополнительный лайфак, ребятам которым было трудно выполнять данное задание, мы давали почти законченное изображение, т.е ему нужно было сделать 1 или 2 кружка (иногда даже с нашей помощью). Дальше мы редуцировали подсказки и увеличивали (постепенно) кол-во белых кружочков.

5. Как учить раскрашивать?

Чтобы сформировать навык «раскрашивать» нам нужно использовать подсказки. Важно найти верную подсказку и в процессе ее убирать, мы же хотим чтобы ребенок научился в итоге раскрашивать самостоятельно?

  • Вы можете использовать физические подсказки и менять силу нажима (рис 1) или положение Ваших рук на руках ребенка(рис 2).
рисунок 1. Физическая подсказка
рисунок 1. Физическая подсказка
рис 2. Физическая подсказка
рис 2. Физическая подсказка
  • Вы можете использовать жестовую подсказку, указывая на то место, где нужно раскрашивать.
  • Подсказка модулинг. Т.е мы показываем образец действий. Садимся рядом или напротив друг друга и выполняем все действия. Не всем ребятам подойдет, т.к нужно чтобы ребенок умел повторять действиями за вами (это навык имитация).
  • Вербальная подсказка, т.е словами объяснять, что нужно сделать. Но данный вид подсказки подойдет, если Ваш ребенок испытывает не значительные трудности. Т.к. если ребенок не умеет физически раскрашивать, то от Ваших слов\инструкций толку будет мало.

Если навык формируется с трудом, есть н.п. значит нужно менять подсказку, уменьшить шаги и найти более крутое поощрение!

6. Залог успеха - поощрение

Я всегда слежу за тем, чтобы мои ученики чувствовали себя успешными во время обучения новому и сложному навыку. Не торопитесь переходить к сложным рисункам. Возьмите что-то очень простое, дайте максимальную подсказку и поощряйте ребенка за работу (даже если вы сделали большую часть!). Так ребенок будет чувствовать себя успешным. А после вы можете опираться на этот успех, и постепенно усложнять задачу!

Как это работает?

Ребенок сделал одну маленькую «каля-маля», мы безумно рады, хвалим ребенка, даем ему целую конфету\любимую игру\мультик. Класс? Ребенок даже не успел расстроиться, а вы ему все блага жизни здесь и сейчас. И когда в следующий раз вы позовете ребенка раскрашивать, то скорей всего он согласится. Т.к предыдущий опыт был успешным и вкусная конфета почти сразу и даром. Конечно, со временем мы будем увеличивать требования, уменьшать подсказки, и дозировать выдачу поощрения. Но на начальном этапе не жадничайте, пожалуйста!

⭕️ Дополнительно сообщаю, что ошибочно полагать, что раскрашивание веселое и интересное занятия для Вашего ребенка. К сожалению, не всем детям нравится данное мероприятие. Поэтому задача взрослого найти самую крутую игрушку, самую вкусную конфету и использовать данный вид поощрения для формирования нового навыка.

И не забывайте учитывать личные интересы ребенка. Стоит обратить внимание на увлечения вашего ребенка и постараться их использовать для обучения. Даже если они вам не по нраву.

С уважением, Алеся Соловьева