Многие граждане уже сталкивались с телефонными мошенниками: от «звонилки» из банка до мнимого представителя правоохранительных органов. И, соответственно, наслушались от них разнообразных схем обмана.
Число подозрительных телефонных звонков продолжает расти. А количество, как говорится, рождает качество. Мошенникам удается обмануть даже тех людей, которые УЖЕ переживают серьезные финансовые проблемы, побуждая их взять на себя дополнительные кредиты.
В основном телефонными мошенниками используются психологические схемы, побуждающие гражданина продиктовать в телефон «заветный» для мошенника набор цифр или букв.
Какие же советы помогут избавиться от проблем с телефонными мошенниками?
Ведь даже на подготовленного человека из всех разнообразных схем обмана может найтись именно та схема, жизненная ситуация по которой более всего его волнует.
Например, если есть проблемы с законом, то человек подспудно будет более «впечатлен» звонком из полиции. Если есть проблемы с финансами, то человек более внимательно и тревожно отнесется к звонку из банка. Т. е. не надо обольщаться. Ключик мошенники могут подобрать даже и к подготовленному человеку, главное, чтобы его жизненная ситуация совпала со схемой развода, а уж дальше мошенник постарается свой шанс не упустить.
Однако несколько общих советов противодействия телефонным мошенникам все же имеются и они следующие:
• Если вам позвонил лжесотрудник банка или полиции – не продолжайте этот разговор. Просто сразу положите трубку.
• Не вступайте в диалог (или незамедлительно прекращайте его) с подозрительными лицами, назойливо требующими ваши персональные данные.
• Будьте всегда внимательны! Если в направленном вам сообщении с кодом написано – «не сообщать код посторонним лицам» - так и поступайте! Не сообщайте его НИКОМУ! При этом в сообщениях подобного рода смотрите не только на сам код, но и внимательно прочитайте от кого он все-таки пришел!
• Не открывайте на своем телефоне или компьютере вложения и ссылки с сомнительных сайтов, особенно если у вас имеется установленное банковское приложение.
• Используйте разные пароли на разных сервисах и сайтах и никогда не храните сами пароли в легко доступных местах, в том числе в компьютере или телефоне.
• Не фотографируйте и не пересылайте картинки с компьютера посторонним лицам. Так могут «засветиться» ваши личные данные, коды и пароли. То же самое может произойти если по видеосвязи вас просят показать экран монитора компьютера.
• Обязательно установите САМОЗАПРЕТ на кредиты на сайте госуслуг, когда он там наконец-то заработает!
• Чаще общайтесь со своими родственниками и друзьями, оповещая их о известных мошеннических схемах. Совместно рассмотрите свои возможные действия в конкретных жизненных ситуациях при столкновении с мошенниками.
Но что можно сделать если гражданин уже пострадал от действий телефонных мошенников?
Например, когда на человека «повесили» кредит, а денежных средств на его выплату нет и не предвидится.
Прежде всего в данном случае необходимо спокойно осознавать и помнить, что если гражданин все-таки оказался в сложной финансовой ситуации, то у него имеется возможность абсолютно законно списать свои долги в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 г.
Вместе с тем, решение о возможности использования института банкротства для выхода из затруднительной финансовой ситуации - это только собственное решение гражданина. При этом необходимо учитывать следующее.
Если телефонное мошенничество совершено таким образом, что операция о переводе денег на взятие кредита подтверждена НЕ КЛИЕНТОМ банка, то смысл использовать банкротство отсутствует, по крайне мере сразу, так как кредитный договор в этом случае можно попробовать признать ничтожным в судебном порядке.
Однако, если же кредит был получен вследствие мошеннических действий при подтверждении через телефон определенной информации (кода, пароля) или звонок был совершен САМИМ КЛИЕНТОМ банка - то кредитный договор все-таки состоялся и действует. В таком случае целесообразно рассмотреть возможность инициирования процедуры банкротства.
До обращения с заявлением о банкротстве необходимо собрать максимальную информацию о мошенниках, например: их имена, телефоны, скриншоты переписок, пр.
Далее необходимо обратиться с соответствующим заявлением в полицию и обязательно взять там талон-уведомление.
Такое обращение в полицию для последующего прохождения процедуры личного банкротства является логичным и целесообразным, чтобы в дальнейшем доказать в суде свою добросовестность.
Конечно шансы на раскрытие преступления и последующего взыскания с мошенников денежных средств довольно малы.
Однако по результатам такого обращения все-таки будет принято решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, которое в дальнейшем будет совсем не лишним в целях приобщения его к материалам банкротного дела уже самого гражданина.
Далее можно обратиться к финансовому управляющему или к юридической компании, представить им достоверную информацию о сути проблемы с кредитом, возникшем в результате мошеннических действий. Обсудить с ними дальнейшие действия и целесообразность обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом.
Необходимо отметить, что банкротств граждан, возникших именно по причине мошеннических действий, становится все больше.
Это происходит по причине того, что банкротство, как механизм избавления от долга, для кого-то может являться единственной возможностью, способной действенно устранить критичные негативные финансовые последствия, связанные с действиями телефонных мошенников.
Как защититься от телефонных мошенников? И что можно сделать если гражданин уже пострадал от их действий?
4 минуты
3 прочтения
14 марта