Найти в Дзене
Рок на БиС

"100 лучших песен зарубежного рока". Возвращение к теме. Часть 13. Bee Gees

Рискуя навлечь на себя гнев роковых пуристов, которые, наверняка, будут вновь биться в истерике и с пеной у рта доказывать, что представляемый сегодня коллектив не относится к рок-группам, я всё-таки посвящу очередной выпуск "Возвращения к сотне лучших песен зарубежного рока" австралийцам (или всё-таки британцам?) Bee Gees. Напоминаю, что данный цикл является продолжением выходившего несколько лет назад сериала и включает в себя исполнителей и песни, которые мы по каким-то причинам забыли или отвергли, но без которых трудно себе представить полноценную картину под названием "Лучшие песни зарубежного рока". История Bee Gees длилась более полувека. Песен они записали сотни. Хитов среди них было огромное количество, но я, как обычно, представлю вам свой личный субъективный выбор из ряда треков и предложу проголосовать за один (или несколько) из них, с целью определить самый достойный. Что касается "роковости" выбранных номеров, то я, разумеется, прекрасно осознаю, что музыка братьев Гибб

Рискуя навлечь на себя гнев роковых пуристов, которые, наверняка, будут вновь биться в истерике и с пеной у рта доказывать, что представляемый сегодня коллектив не относится к рок-группам, я всё-таки посвящу очередной выпуск "Возвращения к сотне лучших песен зарубежного рока" австралийцам (или всё-таки британцам?) Bee Gees.

Напоминаю, что данный цикл является продолжением выходившего несколько лет назад сериала

100 лучших песен зарубежного рока | Рок на БиС | Дзен

и включает в себя исполнителей и песни, которые мы по каким-то причинам забыли или отвергли, но без которых трудно себе представить полноценную картину под названием "Лучшие песни зарубежного рока".

История Bee Gees длилась более полувека. Песен они записали сотни. Хитов среди них было огромное количество, но я, как обычно, представлю вам свой личный субъективный выбор из ряда треков и предложу проголосовать за один (или несколько) из них, с целью определить самый достойный.

Что касается "роковости" выбранных номеров, то я, разумеется, прекрасно осознаю, что музыка братьев Гибб это сочетание наиболее мягких и легких рок-стилей (софт-, дэнс- и поп-рока) с ритм-энд-блюзом (соулом и диско). Налет психоделии и барочности прилагается. Тем не менее, у меня нет ни малейшего сомнения, что они принадлежат рок-вселенной.

Братья Гибб. Источник фото kino-teatr.ru
Братья Гибб. Источник фото kino-teatr.ru

А теперь семимильными шагами пробежимся по дискографии и истории Bee Gees и постараемся выбрать самые достойные номера. А начнем мы с...

"New York Mining Disaster 1941" (1967)

Ютуб-канал beegees

... 1-го альбома братьев Гибб, изданного не только в Великобритании, но и США, и дебютного американского сингла группы Bee Gees, выпущенного 14 апреля 1967 года.

Альбом назывался "Bee Gees' 1st" (хотя по сути был третьим), Вещица "New York Mining Disaster 1941" открывала вторую сторону пластинки, а сингл с печальной историей попавших в аварию и оказавшихся замурованными под землёй горняков пластинку предварял и попал в чарты 7 стран, включая, естественно, Англию и Штаты. Написали песню Барри и Робин Гибб, сидя на темной лестнице студии Polydor Records после отключения электричества. Считается, что текст был навеян трагедией в деревне Аберфан в Южном Уэльсе. 21 октября 1966 года там погибли 144 человека, в том числе 116 детей, в результате стремительного сползания угольного отвала со склона горы. А причем же здесь Нью-Йорк и шахтеры, спросите вы. Просто Нью-Йорк всем известен, а валлийская деревушка - нет. Да и бередить души родственников погибших в Уэльсе прямым напоминанием о реальной трагедии Барри и Робин явно не хотели.

Примечательно, что рекламная кампания сингла строилась на сходстве "New York Mining Disaster 1941" с песнями бешено популярных в тот момент Битлов. И ведь ди-джеи многих американских радиостанций поверили, что английская группа, чьё название начинается на "B" и заканчивается на "s", это Beatles (именно на это упирали рекламщики, распуская слухи, что Bee Gees - это группа The Beatles, записавшаяся под псевдонимом). Впрочем, сходство действительно есть. Это признавали в своё время и братья Гибб, и Джордж Харрисон, по его словам купивший пластинку, потому что она ему показалась похожей на родную группу.

Остается добавить, что с "Bee Gees' 1st" началось долгое и плодотворное сотрудничество Bee Gees с продюсером Робертом Стигвудом (Robert Stigwood).

"Massachusetts" (1967)

Ютуб-канал Smurfstools Oldies Music Time Machine

Конец 60-х был временем, когда было принято ковать железо, пока оно горячо. Поэтому следующий трек, достойный, на мой взгляд, вхождения в число лучших песен зарубежного рока, появляется уже в сентябре 1967 года в виде сингла и позже на альбоме 1968 года "Horizontal".

Написан номер был всеми тремя братьями Гибб, а исполнен только Робином соло. И сразу надо сказать, что никто из братьев в штате Массачусетс (ну и названьице) никогда не был. Им просто понравилось звучание названия, поскольку оно было необычным и содержало много букв "С". Зато в песне отчетливо чувствуется ответ хипповским гимнам о "благословенной" Калифорнии, в частности хиту Скотта Маккензи (Scott McKenzie) с упоминанием города Сан-Франциско

Ютуб-канал Les archives de la RTS

"Massachusetts" стал первым из пяти хитов №1 Bee Gees в британском чарте синглов и достиг первого места в 12 других странах.

Любопытные факты:

- изначально песня предназначалась для австралийской группы The Seekers, сделавшей свою версию после кончины Мориса Гибба в 2003 году;

- Это был первый сингл неяпонского исполнителя, занявший 1-е место в официальном японском хит-параде

"I've Gotta Get a Message to You" (1968)

Ютуб-канал Solrac Etnevic

Разговор о лучших вещах Bee Gees 60-х завершим номером "I've Gotta Get a Message to You". Выпущенный в качестве сингла в 1968 году, а также вошедший в американскую версию лонгплея "Idea" он стал их вторым хитом номер один в британском чарте синглов и их первым хитом в ТОП-10 в США, а также попал в чарты ещё полутора десятков стран.

Ещё одна (вспомним "New York Mining Disaster 1941") трагическая история. На сей раз трагедия личная. Мужчина, ожидая скорой казни на электрическом стуле, умоляет тюремного священника передать последнее послание его жене.

И вновь как и две предыдущие песни "I've Gotta Get a Message to You" исполняется в типичной для рок-групп середины 60-х манере. Запоминающаяся мелодия, изящество и мастерство исполнения, впечатляющая инструментальная и вокальная аранжировка. Скажете, что где-то в это же время рок стал уходить в сторону тяжести и сложности? Что появились группы, ставящие эти две характеристики во главу угла? Соглашусь. Но смена тенденций не должна становиться поводом для объявления тех, кто не пожелал им следовать, "попсой" или "не роком".

А теперь мы перенесемся сразу на несколько лет вперед. Но не потому, что Bee Gees не выпускали с конца 60-х по середину 70-х альбомов и синглов. И не потому, что у них не было в этот период хороших песен. Просто во второй половине 70-х у братьев Гибб случился феноменальный прорыв к вершинам славы и успеха, благодаря появлению в их репертуаре очень большого количества блестящих композиций. И о них рассказать надо обязательно, а заметка на Дзене, увы, не резиновая.

Итак... год 1975-й. 13-й (и 11-й международный) релиз Bee Gees "Main Course". Песня "Jive Talkin'".

"Jive Talkin'" (1975)

Ютуб-канал beegees

"Jive Talkin'" выпущена в виде сингла в мае 1975 года принадлежащим Роберту Стигвуду лейблом RSO Records. Сингл предварял выход альбома "Main Course". Два предыдущих лонгплея тоже были записаны под крылом Robert Stigwood Organisation. И показанные ими результаты нельзя назвать выдающимися. Далекие от первых мест позиции в чартах, слабые продажи, отсутствие суперярких номеров...

Всё изменилось, когда Стигвуд предложил Гиббам отказаться от принесших им известность баллад в пользу набиравшего популярность стиля диско, а Эрик Клэптон, выпустивший на RSO знаменитый альбом "461 Ocean Boulevard", посоветовал братьям переехать в дом на Океанском бульваре. Магия места, знаете ли. И ведь помогло. И самому Эрику, и Bee Gees следом за ним. "Main Course" стал "золотым" в США и дважды "платиновым" в Канаде. Также "золотым" стал в Канаде и Штатах и сингл "Jive Talkin'", добавивший к этим достижениям ещё и британское "серебро", и первый номер в чарте Billboard.

Что касается стиля диско, то диско у Bee Gees вышло и в этот раз, и далее весьма своеобразным. На мой взгляд, "Jive Talkin'" звучит очень фанково, имитируя стук колес автомобиля, проезжающего по дамбе, пересекающей залив Бискейн недалеко от Майами. Bee Gees ежедневно следовали данным маршрутом в студию Criteria, где записывали альбом "Main Course". Изначально песня даже называлась "Drive Talking". Пульсирующая басовая линия была придумана Морисом Гиббом и записана на синтезаторе ARP 2600 (что было новшеством на тот момент) известным по работе в The Strawbs и Mott the Hoople валлийским клавишником Блю Уивером (Blue Weaver)

Любопытные факты:

- пару лет спустя "Jive Talkin'" вошла в знаменитый саундтрек "Saturday Night Fever";

- jive talking - сленговое выражение у афроамериканцев, означающее что-то вроде "чушь собачья";

- учитывая, что после пары провальных пластинок радиоведущие будут относится к вывеске Bee Gees подозрительно, лейбл разослал рекламные синглы на радиостанции в простых белых конвертах без указаний на то, как называется песня и кем она написана. Фактически был повторен трюк, прокативший с "New York Mining Disaster 1941"

"You Should Be Dancing" (1976)

Alexandre Ribeiro

Ещё одна песня, ставшая первым номером в Billboard Hot 100, ещё одна, собравшая кучу сертификатов с благородным отливом, ещё одна, вошедшая в звуковую дорожку "Saturday Night Fever". И это именно та песня, которая позволила причислять наших героев к миру диско. Единственный трек группы, возглавивший танцевальный чарт, и первый №1 чарта, спетый фальцетом. "You Should Be Dancing" вошла в альбом "Children of the World" (1976), открывая его.

Любопытные факты:

- часть перкуссии для песни записал работавший со своей группой и Нилом Янгом в той же студии, где писалась "You Should Be Dancing", Стивен Стиллс (Stephen Stills);

- песня была использована в фильме "Лихорадка субботнего вечера" в сцене, где главный герой в исполнении Джона Траволты выходит на танцпол;

- реакция братьев Гибб на попадание в пантеон звёзд диско-музыки была далеко не самой положительной. "Это все еще преследует меня, как ад", - сказал Барри Гибб в одном из интервью в 2001 году.

"How Deep Is Your Love" (1977)

Ютуб-канал beegees

Продолжая разговор о знаменитом саундтреке "Saturday Night Fever", следует отметить, что он не был продуктом только и исключительно братьев Гибб. Популярные исполнители соула, фанка и диско, такие как KC and the Sunshine Band, Kool & the Gang и многие другие известные американские музыканты приняли участие в проекте. Но львиная доля бешенного успеха "Лихорадки субботнего вечера" - это заслуга Bee Gees. На двойном альбоме шесть их песен и ещё одна, написанная Барри, Робином и Морисом, но исполненная звездой рок-оперы "Jesus Christ Superstar" Ивонн Эллиман (Yvonne Elliman).

Среди шести треков Bee Gees были, как отмечалось, и уже издававшиеся, и созданные специально по просьбе Роберта Стигвуда для конкретного релиза. Среди них софт-роковая баллада "How Deep Is Your Love", входящая в список 500 Greatest Songs of All Time (Пятьсот Величайших Песен Всех Времен) журнала Rolling Stone.

Это была первая песня Bee Gees, услышанная мной. Родственник, побывавший в Польше или Чехословакии привез оттуда несколько гибких пластиночек из цветного с картинкой винила. На одной из них и была записана "How Deep Is Your Love", которую я с тех пор нежно люблю и высоко оцениваю.

"Stayin' Alive" (1977)

Ютуб-канал beegees

Но если вы попросите меня сейчас назвать лучший номер Bee Gees за всю их карьеру, то я ни секунды не сомневаясь, назову песню "Stayin' Alive".

Песня была выпущена в декабре 1977 года лейблом RSO Records в качестве третьего сингла с всё того же неоднократно упомянутого саундтрека. Первым же был сингл "How Deep Is Your Love". Оба трека возглавляли чарты в США и ещё ряде стран. В список 500 Greatest Songs of All Time "Stayin' Alive" тоже входит и находится там выше баллады о глубокой любви. Кроме того, в 1979 году на ежегодной церемонии "Остаться в живых" получила премию "Грэмми" за лучшую вокальную аранжировку для двух или более голосов.

Принято числить и эту вещицу по ведомству диско (вот, например, Википедия вещает об этом). У меня же данный факт всегда вызывал недоумение. Отличная рОковая песня! Да, можно назвать её дэнс-роком. Пусть. Но то, что это рок, у меня нет никаких сомнений. Того же мнения придерживались и братья Гибб. "Мы не были диско", - сказал в 1989 году в интервью журналу Q Magazine Робин Гибб. И добавил: "Ни на одном из наших альбомов никогда не было электронных барабанов!"

"Tragedy" (1979)

Ютуб-канал BeeGeelover

Серию успешных релизов в дискографии Bee Gees продолжил альбом "Spirits Having Flown" (1979) и три вновь забравшихся на вершины хит-парадов сингла с вошедшими в пластинку песнями. Самой успешной из тройки оказалась "Tragedy", написанная, как и обычно, Барри, Робином и Морисом Гиббами. Сингл достиг первого места в Великобритании в феврале 1979 года и повторил этот успех в следующем месяце в американском чарте Billboard Hot 100.

Рецензенты отмечали, что "Tragedy" "такая же насыщенная, как и "Stayin' Alive". Писали, "что в ней множество вокальных и инструментальных вставок и "изящных" гармоний, яркая аранжировка... и драматический вокал."

Увы, взлет сменился, как это часто бывает, падением. Братья не зря открещивались от ярлыка "диско-группа". Дни стиля в качестве законодателя музыкальной моды были сочтены. Пик популярности и успеха был пройден. Публика перенасытилась танцевальными ритмами, а шоу-бизнес начал продвигать новых кумиров. Внезапно Bee Gees оказались под огнем критики. Их следующие релизы не оценивались так высоко как в пятилетку с 1975 по 1979 годы. В итоге они сосредоточились на написании песен для других артистов и добились в этом больших успехов. Достаточно вспомнить "Woman In Love", написанную Барри и Робином для Барбары Стрейзанд (Barbra Streisand)

Ютуб-канал VIDEO HITS

Впрочем, как минимум пару треков из позднего творчества Bee Gees всё же стоит отметить.

"You Win Again" (1987)

Ютуб-канал beegees

Во-первых, стрельнувший в Британии, Ирландии и немецкоязычной Европе (Германии, Австрии, Швейцарии) сингл "You Win Again" с диска "E.S.P."(1987). Диск был возвращением к аудитории после шестилетнего перерыва, возвращением на лейбл-гигант после пятнадцатилетнего перерыва, а песня "You Win Again" помноженным на актуальные ритмы возвращением к мелодиям и гармониям конца 60-х. Может последнее и помогло локальному европейскому успеху трека.

"Alone" (1997)

Ютуб-канал beegees

Во-вторых, появившийся десятилетие спустя и звучащий с теми же нотками ностальгии номер под названием "Alone" с тепло принятого слушателями уже не только Европы, но и США, Канады, Австралии альбома "Still Waters" (1997).

Вот такая получилась десятка. Из неё вам предложено будет выбрать песню достойную войти в число лучших в зарубежном роке.

А пока итоги прошлого голосования.

Уверенную победу одержал Нил Янг с песней "Like a Hurricane" - 31% голосов. На втором месте Kim Wilde "Cambodia" - 19%.

Новое голосование:

Автор заметки - БиС

Предыдущие материалы по теме:

100 лучших песен зарубежного рока | Рок на БиС | Дзен
Возвращение к "Сотне лучших" зарубежных рок-композиций | Рок на БиС | Дзен

Дзен-канал "Рок на БиС" рекомендует книги о рок-музыке от издательства Rock-ExPress.ru

Логотип издательства
Логотип издательства