Это самая первая и не безосновательная тревога родителей. Причём, для каждого родителя понятие "плохо держит голову" своё.
Родители смотрят на ребёнка и понимают, что что-то не так с удержанием головы, как-то это странно получается у ребёнка. Так не должно быть.
И называют это общим: "Мой ребёнок плохо держит голову"
Когда на диагностической консультации или на приёме начинаю задавать уточняющие вопросы, то родители не понимают для чего их столько.
Ведь им просто нужно показать и рассказать что делать для того, чтобы ребёнок научился хорошо держать голову.
Но для качественного удержания головы нужно устранить причину, которая мешает ребёнку хорошо реализовать свой самый первый и очень важный моторный навык.
Ведь, как голова установится,
так за ней всё остальное двигательное развитие и пойдёт:
👶 ровно поднимется и нужными мышцами, то в дальнейшем развитии смело ожидать симметрии и качества
🆘 есть сложности, причину которых не устранили, то и дальше уже качественного самостоятельного освоения моторных навыков не ждите
Топ 4 основных видов "плохого" удержания головы
- ребёнок в любом положении слишком сильно запрокидывает голову назад, что часто ещё сопровождается и тремором
- малыш лежа на животе вообще не может оторвать голову от поверхности или делает это на короткое время и как бы рывками
- родители замечают, что в положении на руках голова ребенка нестабильна, неустойчива, её все время хочется поддержать
- бывает, что ребёнок при удержании головы поворачивает её и смотрит только в одну сторону, и в другую плохо
И в каждом из этих случаев причина разная
А если причина разная, то и способы устранения её тоже отличаются.
Поэтому мне, как специалисту нужно "докопаться" до причины, которая может быть на разных уровнях:
- и на уровне головного мозга, как следствие перинатальных повреждений
- и на уровне мышечных и фасциальных тканей черепа и/или шеи
- а может быть и сочетанной
И ведь дело тут совсем не в слабости мышц шеи или спины, как часто думают родители. А в том, что:
- мышцам что-то мешает включится в работу
- или наоборот уводит в гиперфункцию
- или вообще в работу включаются не те мышцы, которые были для удержания головы предназначены природой
Только после выяснения этой причины, я и мои коллеги можем понять:
- какие именно манипуляции,
- какие способы ношения ребёнка,
- какие условия окружающей среды,
- какие специальные упражнения
могут помочь данному конкретному ребёнку в данном конкретном случае.
Общие советы для всех родителей,
которые замечают, что с удержанием головы что-то не так:
✅ НЕ носите столбиком строго вертикально, обязательно под углом 35-45 градусов
✅ НЕ выкладывайте на живот на ровной поверхности, пока не устраните причину "плохого" удержания головы
✅ Следите за симметрией в своих действиях:
- подходите к ребёнку и кормите с разных сторон
- показывайте что-то интересное, когда малыш лежит на спине, по центральной линии ребёнка и в области шеи или грудной клетки для стимуляции сгибания в шее
- носите на руках в симметричном положении
✅ Первые 2 месяца используйте для сна "кокон", где ребёнок принимает принимает позу близкую к позе "эмбриона"
✅ Стимулируйте почаще в течение дня повороты головы ребёнка в обе стороны, когда он лежит на спине, сначала звуками, а потом и через визуальный контакт. Используёте это, как упражнение.
И помните, что качественное удержание головы:
❌ это НЕ про выше, дольше, раньше и т.п. вундеркиндство
✅ а про качественный, плавный, мягкий контроль положения головы относительно своего тела и в пространстве
✅ про способность свободно управлять своей головой
✅ про возможность соблюдать тонический баланс мышц затылочной области, шеи и плечевого пояса
Могу помочь разобраться
с качеством удержания головы Вашего ребёнка
ОЧНО или ОНЛАЙН