Найти тему

Мама, не уходи!

Крайне важный эксперимент для изучения типов привязанностей был проведен Мэри Эйнсворт (американо-канадский психолог в области развития, известная своей работой по разработке теории привязанностей).

Привязанность - эмоциональная связь между людьми, которая может быть как положительной, так и отрицательной. Начинается с раннего детства и формируется через взаимодействие с близкими людьми, в первую очередь с родителями.

Суть эксперимента заключалась в создании ситуации, когда маму и ребенка помещали в незнакомую обстановку - игровую комнату.

Ребенок начинает с любопытством играть, а мама должна оказывать помощь только по мере необходимости. Матери могут отвлечься или почитать. Какой-то посторонний человек входит в помещение и сначала не разговаривает с матерью. Через 2 минуты он заговаривает с матерью, происходит короткий диалог. Как правило, дети реагируют на чужого человека с любопытством и легким страхом, сокращают расстояние до матери и проявляют стеснительность в своем игровом поведении. Во второй части эпизода, этот посторонний человек вступает в контакт с играющим ребенком. Он предлагает принять участие в игре, не сдерживая ребенка в его исследовательском поведении. И не направляя его.

А дальше меняли вводные для определения реакции ребенка. На основании результатов было установлено 3 типа привязанности + 4 - некая смесь типов, названная, дезорганизованная.

1. Надежная привязанность.
В процессе эксперимента мама по сигналу выходила из комнаты, а ребенок оставался либо с незнакомым человеком, либо один.

Дети, поведенческие реакции которых в последствии попали в рамки надежной привязанности, плакали и бежали в след за мамой. Они искали ее и испытывали видимый стресс. По возвращению мамы в помещение, детки тянули руки, проявляли необходимость в телесном контакте и утешении, после чего возвращались к игре.

2. Дети с ненадежной привязанностью и избегающим поведением.
Здесь реакция была больше пассивной: дети не проявляли особого протеста и привязанности, хотя могли глазами следить за мамой, пока та выходит из комнаты. Они могли продолжить игру, а по возвращению матери скорее демонстрировали отвержение и нежелание телесного контакта.

3. Дети с ненадежно-амбивалентной привязанностью.
Здесь весь спектр реакций: сильнейшее проявление стресса при разлуке с мамой и амбивалентные реакции при появлении - дети долго не могли успокоиться, то требовали телесного контакта, то проявляли агрессию и отвержение.

4. Ненадежно-дезорганизованная привязанность была диагностирована в случаях, когда детские реакции нельзя было отнести ни к одному из трех перечисленных выше.

Из описания типов привязанностей выше видно, что самая адаптивная и безопасная - надежная привязанность. Такие взрослые опираются больше на себя, поэтому адекватно переживают разлуку и редко оказываются в созависимых отношениях (привет треугольнику Карпмана); умеют просить и оказывать помощь; их структура идентичности более цельная.

При ненадежно-избегающей - взрослый часто и свои взаимоотношения строит на желании быть максимально принятым (он как в воздухе нуждается в поддержке и эмоциональной близости), при этом отталкивая или держа на расстоянии партнера; скрывает чувства - как будто транслирует послание "ты все равно меня не примешь, меня все отвергают - лучше отдалюсь от тебя сразу, чтобы потом не было больно".

Амбивалентная и ненадежная - вместе с ней человек в довесок получает низкую самооценку, созависимось и необъективную чувствительность в малейших изменениях в отношениях ("не так посмотрел", "что-то сегодня молчалива"). Человек как бы постоянно находится в ожидании, что вот-вот его бросят и надо быть наготове, чтобы предотвратить это. Часто требует постоянных подтверждений чувств партнера, чтобы снизить уровень тревоги.

И, напоследок, дезорганизованная привязанность - на мой взгляд самая сложная и непредсказуемая, потому что сочетает в себе все вышенаписанное: то люблю, то ненавижу, то уходи, то нет постой.

Все мы родом из детства, и это наш не только негативный, но и позитивный опыт. Понимание своих паттернов поведения и партнера дает, как минимум, порядок в голове, почему он/она/я действуем так или иначе. Мы, психологи, любим повторять, что изменить другого нам не подвластно, но навести порядок в своем внутреннем мире всем по силам.

Сделаем это вместе https://qlient.ru/m-happy