Найти тему

Какой из вестернов с Клинтом Иствудом режиссера Серджио Леоне самый лучший? Немного критики. Выпуск 37

Речь, конечно, пойдет о трилогии: "За пригоршню долларов" (1964), "На несколько долларов больше" (1965), "Хороший, плохой, злой" (1966). Как известно, в 60е-70е годы 20 века многие хорошие вестерны снимали в Италии, так как там съемочный процесс обходился намного дешевле, чем в Голливуде.

Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)
Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)

Лично я впервые узнал о выдающихся вестернах с Клинтом Иствудом из другого не менее выдающегося фильма - "Назад в будущее". Точнее из второй части, где злобный Бифф Теннан наслаждается просмотром "За пригоршню долларов", расслабляясь в джакузи.

Кадр из фильма "Назад в будущее 2" (1989)
Кадр из фильма "Назад в будущее 2" (1989)

Ну и естественно эффект погружения усиливается в третьей части "Назад в Будущее", где уже Марти МакФлай весь фильм "косплеит" Клинта Иствуда. Но, кто за кем повторяет не слишком важно, так как сам вестерн "За пригоршню долларов" (1964) является адаптацией драмы японского режиссера Акиры Куросавы "Телохранитель" (1961) с самураями вместо ковбоев.

Кадр из фильма "Назад в будущее 3" (1990)
Кадр из фильма "Назад в будущее 3" (1990)

Моё мнение о первом вестерне "За пригоршню долларов" 1964 года, что кино отличное и точно стоит просмотра, но не могу назвать его самым лучшим в трилогии. Здесь, вероятно, немного сказывается ограниченность бюджета, которые не давали режиссеру полностью раскрыть весь свой возможный потенциал.

Кадр из фильма "За пригоршню долларов" (1964)
Кадр из фильма "За пригоршню долларов" (1964)

Тем не менее, Иствуд уже здесь запредельно крут. Он играет сурового наемника по имени Джо, странствующего в поисках заработка. В одном из небольших городков Дикого Запада, играя на противоречиях между местными бандами, Джо пытается обогатиться и одновременно вершит справедливость.

Кадр из фильма "За пригоршню долларов" (1964)
Кадр из фильма "За пригоршню долларов" (1964)

Намного большее впечатление на меня произвела вторая часть 1965 года "На несколько долларов больше". Здесь сразу два условно положительных главных героя - это конкурирующие между собой "охотники за головами". Первого в исполнении Иствуда зовут Монко, второй персонаж - это полковник Дуглас Мортимер в исполнении Ли Ван Клифа, который в этой серии, по моему мнению, временами смотрится даже более мощно, чем сам Клинт.

Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)
Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)

Монко и Мортимер сначала вступают в схватку друг с другом, чтобы определиться, кто круче и кто будет получать награду за пойманных преступников. Но затем, когда они сталкиваются с тем, что им нужно перебить целую банду, в которой сразу более десяти человек, возглавляемых полубезумным вожаком по имени Эл Индио, то охотники за головами решают на время объединиться и поделить награду поровну.

Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)
Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)

Эл Индио играет итальянский актер Джан Мария Волонте, который уже появлялся в роли главного злодея в картине "За пригоршню долларов". В трилогии Серджио Леоне многие актеры кочуют из фильма в фильм, играя разных персонажей. Например, даже Клинт Иствуд в каждом фильме исполняет новых героев, которых связывает между собой только единый образ.

Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)
Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)

Чтобы добраться до главаря и его подельников, Монко внедряется в банду к Эл Индио и вместе с бандитами принимает участие в ограблении банка. И тут я хочу отметить у меня создалось ощущение, что идущий более двух часов фильм разделен, как бы на две половины.

В первой половине идет охота за отдельными преступниками, за которых назначена награда и разборки между Мортимером и Монко. И эта часть смотрится на одном дыхании. А во второй половине сюжет крутится вокруг маленького села, в котором бандиты спрятались вместе с похищенным из банка золотом.

Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)
Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)

И вторая часть становится менее динамичной и растянутой. Пока дело не доходит до разборки с Индио и бандитами. Тут полковник Мортимер выступил на все деньги и выглядел максимально убедительно.

Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)
Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)

Сильной стороной фильмов Леоне является музыка, написанная композитором Эннио Морриконе. Запоминающиеся на всю жизнь музыкальные композиции гармонично заполняют время ожидания смертельного выстрела.

Для меня является важным фактом, что в "На несколько долларов больше" сюжет проработан до мелочей. Нет никаких нелогичных нестыковок или действий персонажей. Все скрупулезно выстраивается и объясняется режиссером. Например, как Мортимер смог найти Монко в отдаленной деревне, хотя направлялся в другую сторону или почему Индио, не будучи дураком, доверился малознакомым "охотникам за головами" и т.д.

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966).
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966).

Такой связности и логичности, как в предыдущем фильме, я не наблюдаю в признанной всеми самой лучшей части трилогии под названием "Хороший, плохой, злой" (1966). Не отрицая явных достижений картины, всё же хочу выступить с небольшой её критикой. Но сначала о самом сюжете и действующих лицах. Актерский состав почти тот же Клинт Иствуд, Ли Ван-Клиф и присоединившийся к ним Илай Уоллак.

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966). Актер Илай Уоллак
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966). Актер Илай Уоллак

Иствуд играет хорошего персонажа по прозвищу Блонди, Ван-Клиф - плохого, при этом, его называют "Ангельские глаза", а Уоллак исполняет роль, как бы злого героя по имени Туко! Но, вообще, в оригинале Туко называют "The Ugly", что означает "мерзкий", "отвратительный внешне" или так ещё говорят о человеке с раздражительным характером.

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

В целом, повествование крутится вокруг охоты за золотом, украденным солдатом Конфедерации (Южане) во время Гражданской войны в США (1861-1865) между Северянами и Южанами. Все трое главных героев фильма хотят заполучить богатства, зарытые на неком кладбище в неизвестной могиле. Точнее, Туко знает место, где находится кладбище, а Блонди в какой могиле спрятано сокровище. А злодей Ли Ван Клиф следует за ними по пятам.

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

И вот теперь к критике. Я считаю, что в картине есть много моментов, которые притянуты за уши. Ко всему подряд не собираюсь придираться, остановлюсь только на самых вызывающих у меня недоверие сценах.

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

Например, когда мстительный Туко гнал Блонди пешком десятки миль по раскаленной пустыне в самую безлюдную глушь и уже собирался пристрелить героя Иствуда, то вдруг каким-то загадочным образом, прямо секунда в секунду, из ниоткуда появляется карета, где находится, умирающий солдат, который знает секрет, где зарыто золото.

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

Или герой Ван Клифа, который до этого был наемным убийцей, вдруг неожиданно оказывается сержантом войск Северян в лагере для военнопленных, куда опять же случайно попадают Туко и Блонди. Причем, персонаж Ван Клифа ещё и лично знает Туко по каким-то прежним совместным темным делишкам.

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

Ну и самое бросившееся мне в глаза то, что Туко в первой и второй половине фильма - это два разных человека. Если в первой части герой Уоллака страшный, прожженный жизнью головорез, который отлавливает и почти убивает самого Иствуда.

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

То уже во второй части, по моему мнению, Туко превращается, если приглядеться, в какую-то смесь клоуна и тряпки. Блонди отдает приказания Туко, пинает его ногами. Или посмотрите на следующем кадре, как Туко прячется от артобстрела. Что это такое, вообще? Как это соотносится с его крутостью в начале фильма?

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

Также на этом кадре может показаться, что Иствуд звонит по старому телефону с трубкой, но нет - это оптический обман. Мне кажется, что поскольку почти трехчасовая картина была самая длинная и высокобюджетная с эпичными батальными сценами, то, вероятно, режиссеру просто не хватило времени, чтобы отточить сюжет и связать всё воедино.

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

Всё, что я описал при первом просмотре не слишком бросается в глаза и никак не портит картину. На вышеописанные моменты я обратил внимание только много лет спустя, когда пересматривал трилогию заново. И, конечно, финальная разборка на кладбище между тремя главными героями сделана выше всяких похвал.

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

По итогу. Для меня самая лучшая серия кинотрилогии это вторая, но, конечно, я могу смело рекомендовать все три вестерна к просмотру тем, кто ещё их не видел или давно не пересматривал.

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

Спасибо за внимание. При желании можете прочитать статью на канале про более современный вестерн "Поезд на Юму" (2007).

И напоследок решил ещё добавить немного о нереалистичных моментах "Хорошего, плохого, злого". Когда Блонди и Туко перебрались через реку и герой Уоллака в очередной раз хочет первым добраться до золота и пытается скрыться на лошади. Тогда Блонди от бедра, не прицеливаясь, палит из пушки на расстояние в несколько сот метров и убивает лошадь.

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

Кадр, конечно, брутальный. Но всё это, по моему мнению, крайне неправдоподобно. В том числе, и то, что пушка заряжена и развернута, куда нужно. Но пускай повезло и, допустим, это придирки.

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

Но дальше, упавший со скакуна Туко просто убегает и через секунду оказывается на кладбище, где начинает искать место, где зарыт клад.

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

Как будто для него не должно быть очевидно, что через пять минут за ним придет Блонди. Ну так и случилось. Какая неожиданность! Туко, даже, если бы сразу нашел нужное место, не успел бы ничего ни откопать, ни скрыться от преследователей. Ведь, там ещё и герой Ван Клифа должен был где-то поблизости находиться. А Туко просто бегает у всех на виду.

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

В общем, по мне, третья часть не является эталонной в области проработки сюжета. Атмосферно, зрелищно, захватывающе, но не без недостатков.